Резолютивная часть решения оглашена 15 апреля 2022 года
Решение в полном объеме изготовлено 15 апреля 2022 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии:., Членов комиссии:.;
рассмотрение жалобы осуществлялось посредством видеоконференцсвязи в присутствии представителя Государственного учреждения - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - (по доверенности);
представитель ООО "Металлэксперт" на рассмотрение жалобы не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен, ходатайств не заявлял,
рассмотрев жалобу ООО "Металлэксперт" на действия Государственного учреждения - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по обеспечению инвалида индивидуальным протезом нижней конечности в 2022 году (номер извещения N 0253100000122000087),
УСТАНОВИЛА:
08.04.2022 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО "Металлэксперт" (далее - Заявитель) на действия Государственного учреждения - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по обеспечению инвалида индивидуальным протезом нижней конечности в 2022 году (номер извещения N 0253100000122000087) (далее - Закупка).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, оператору электронной площадки выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Из жалобы следует, что Заказчик при оценке заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" установил, что при определении а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов, б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, г) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, будет использоваться расчет по формуле:
,
когда лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки. На основании данного расчета в случае подачи двух заявок и более, у участника с наименьшими показателями оценка всегда будет равняться нулевому значению, а у другого участника с наибольшими показателями значимость показателя достигать 100%. Применение данных расчетов фактически лишает участников на получения какой-либо оценки при наличии соответствующего опыта, тем самым ущемляются права мелких субъектов относящихся к категории субъектов малого предпринимательства.
В письменных пояснениях Заказчик отметил, что законодательство о контрактной системе позволяет Заказчику самостоятельно разрабатывать извещение о закупке и определять содержание нестоимостного критерия оценки исходя из своих потребностей, но в рамках законодательства о контрактной системе. Таким образом, законодательство дает право Заказчику самостоятельно определять необходимость устанавливать предельное минимальное или предельное максимальное значение такой характеристики, в рамках которых будет осуществляться оценка заявок. В письменных пояснениях Заказчик просил признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст.99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, пришла к следующим выводам:
24.03.2022 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение и документация о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по обеспечению инвалида индивидуальным протезом нижней конечности в 2022 году (номер извещения N 0253100000122000087).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 191 391,00 рублей.
В соответствии со ст. 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение)
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с пунктом 3 Положения для оценки заявок применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Подпунктом "а" пункта 5 Положения установлено, что для оценки заявок применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом "а" пункта 3 Положения.
Извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме для закупки N 0253100000122000087 установлены следующие критерии оценки заявок:
Критерии оценки заявок |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации Значимость критерия оценки: 40.00% Показатели критерия оценки: 1 Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта: общая цена исполненных участником закупки договоров, общее количество исполненных участником закупки договоров Значимость показателя: 30.00% Участник закупки предоставляет исполненные договоры на выполнение работ по обеспечению протезами нижних конечностей сопоставимого характера и объема, а также акты приемки выполненных работ, составленные при исполнении таких договоров. Последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. К оценке принимаются исключительно исполненные договоры, в том числе при исполнении которых подрядчиком исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек), а также исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе. Участник закупки предоставляет документы в полном объеме и со всеми приложениями в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. Предельное значение показателя: 956955 Порядок оценки по показателю: Лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия (показателя) 2 Наличие у участников закупки финансовых ресурсов: стоимость чистых активов, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, коэффициент соизмеримости годовой выручки от основной деятельности с суммой договора Значимость показателя: 20.00% К оценке принимаются бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах за последний отчетный год с отметкой о принятии налоговым органом. Участник закупки предоставляет документы в полном объеме и со всеми приложениями в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. Стоимость чистых активов - это разница между балансовой стоимостью и суммой долговых обязательств компании. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами - это отношение собственных средств к оборотным активам. Коэффициент соизмеримости годовой выручки от основной деятельности с суммой договора. Характеризует соизмеримость суммы заключаемого по результатам закупки договора с объемом годовой выручки от основной деятельности, рассчитывается на основании данных отчета о прибылях и убытках Предельное значение показателя: Порядок оценки по показателю: Лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия (показателя) 3 Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации Значимость показателя: 50.00% Одновременное наличие специалистов и иных работников, их квалификация, необходимые для выполнения работ, являющихся объектом закупки, а именно: инженер-протезист (техник-протезист или техник или механик протезно-ортопедических изделий); Перечень следующих документов, подтверждающих наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные п. 1): трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации (в том числе копии формы "Сведения о застрахованных лицах (форма СЗВ-М)" с документом, подтверждающим направление и принятие данных сведений ПФР РФ за отчетный период, предшествующий последнему отчетному периоду на момент окончания срока подачи заявок); документы, подтверждающие квалификацию специалистов и иных работников (дипломы, свидетельства, сертификаты и т.п.): диплом о профессиональном образовании в области ортопедии (или смежных областях) или документ, подтверждающий прохождение повышения квалификации (переподготовки) в области оказания услуг по обеспечению протезами нижних конечностей. Предельное значение показателя: Порядок оценки по показателю: Лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия (показателя) |
Цена контракта Значимость критерия оценки: 60.00% |
Порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе (приложение к Извещению N 0253100000122000087) установлены критерии и показатели оценки заявок на участие в Конкурсе, а именно:
"Стоимостные критерии:
1. "Цена контракта", со значимостью критерия 60%.
Нестоимостные критерии:
1."Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", со значимостью критерия 40%, в том числе:
1.1. Показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта", со значимостью показателя оценки 30%, в том числе:
1.1.1. Показатель оценки, детализирующий показатель оценки "Признак N 1 (общая цена исполненных участником закупки договоров)", со значимостью показателя оценки, детализирующего показатель оценки 50%.
1.1.2. Показатель оценки, детализирующий показатель оценки "Признак N 2 (общее количество исполненных участником закупки договоров)", со значимостью показателя оценки, детализирующего показатель оценки 50%.
1.2. Показатель оценки "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", со значимостью показателя оценки 50%.
1.3. Показатель оценки "Наличие у участников закупки финансовых ресурсов", со значимостью показателя оценки 20%, в том числе:
1.3.1. Показатель оценки, детализирующий показатель оценки "Признак N 1 стоимость чистых активов", со значимостью показателя оценки, детализирующего показатель оценки 30%.
1.3.2. Показатель оценки, детализирующий показатель оценки "Признак N 2 коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами", со значимостью показателя оценки, детализирующего показатель оценки 30%.
1.3.3. Показатель оценки, детализирующий показатель оценки "Признак N 3 коэффициент соизмеримости годовой выручки от основной деятельности с суммой договора", со значимостью показателя оценки, детализирующего показатель оценки 40%".
Согласно ч. 4 ст. 24 Закона о контрактной системе победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
В соответствии с п. 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положение, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 28 Положения, в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп. "в" п. 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным пп. "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном п. 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим пп. "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных пп. "д" п. 31, пп. "г" п. 32 и пп. "г" п. 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Предусмотренные подпунктами е) и з) п. 20 Положения возможность Заказчику установить предельные максимальные значения характеристики или показателя, как и установление шкалы оценки (пункты 22, 23 Порядка) является правом, а не обязанностью Заказчика.
Таким образом, законодательство дает право Заказчику самостоятельно определять необходимость устанавливать предельное минимальное или предельное максимальное значение такой характеристики, в рамках которых будет осуществляться оценка заявок.
Согласно пояснениям Заказчика, доводы Заявителя о том, что применение данных расчетов фактически лишает участников на получения какой-либо оценки при наличии соответствующего опыта, тем самым ущемляются права мелких субъектов относящихся к категории субъектов малого предпринимательства и квалификация участника закупки, имеющего опыт успешного выполнения работ по производству протезов, будет необоснованно оценена конкурсной комиссией в 0 баллов, несостоятелен в связи с тем, что Заказчиком установлены предельные минимальные и предельные максимальные значения показателя, который сопоставимым с начальной (максимальной) ценой контракта и является вполне разумным. А также, учитывая опыт данной организации в закупках по выполнению работ по изготовлению протезов, участник имеет возможность набрать максимальное количество баллов по данному показателю оценки.
Касаемо показателя оценки "Наличие у участников закупки финансовых ресурсов" Заказчиком отмечается, что:
- во-первых, Заказчик не представляет возможным установление предельных минимальных и предельных максимальных пределов по показателю оценки "Наличие у участников закупки финансовых ресурсов";
- во-вторых, учитывая данные по бухгалтерской отчетности ООО "Металлэксперт", содержащиеся на государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой отчетности) на сайте https://bo.nalog.ru/, установление предельных минимальных и предельных максимальных пределов по данному показателю не является значимым для участника.
Комиссия Оренбургского УФАС отмечает, что Закон о контрактной системе и нормативно-правовые акты субъекта Российской Федерации не регламентируют установление в конкурсной документации тех или иных показателей, а также необходимую информацию, раскрывающую содержание нестоимостных критериев.
Прерогатива определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, а также значимость каждого показателя в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения принадлежит Заказчику. Главным правилом в таком случае выступает условие об отсутствии противоречий основным нормативно-правовым актам Российской Федерации, регламентирующих оценку заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, закон о контрактной системе позволяет заказчику самостоятельно разрабатывать извещение о закупке и определять содержание нестоимостного критерия оценки исходя из своих потребностей, но в рамках законодательства о контрактной системе.
Доводы Заявителя об ограничении количества участников закупки установленным Заказчиком порядком оценки не отвечают существу проведения процедуры конкурса, поскольку положения порядка оценки влияют на присвоение баллов в отношении поданных заявок, но не определяют условия допуска участников к конкурсу.
При таких данных, в отсутствие какого-либо обоснования неправомерности действий Заказчика по утверждению спорного порядка оценки, иное видение Заявителем методики оценки не свидетельствует о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Кроме того, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Комиссия Оренбургского УФАС России отмечает, что Заявитель не указал в жалобе, в чем заключается несоответствие оспариваемых положений извещения о закупке требованиям законодательства о контрактной системе, не представил обоснования и доказательства, каким образом нарушены права и законные интересы Общества как участника закупки, в том числе в части ограничения его участия в закупке.
Заявителем не представлены доказательства того, что обжалуемые им положения извещения о закупке необоснованно создают одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Оренбургское УФАС отмечает, что стремление Заказчика определить победителем конкурса более профессионального и конкурентоспособного участника не свидетельствует об ограничении доступа к участию в конкурсе и не может рассматриваться как несоответствие целям правового регулирования.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителем не представлено доказательств в подтверждение своих доводов об ограничении прав участников закупки. Возможность проиграть в конкурсе, не набрав нужное количество баллов, не может расцениваться как ограничение доступа к хозяйственной деятельности, иное документально не доказано.
Участник закупки, не набравший баллов по этому критерию, имеет возможность набрать большее количество баллов по другому показателю и стать победителем конкурса, так, например, по критерию "цена контракта". Отсутствие у него опыта работы в выполнении государственных заказов не ограничивает его право на участие в конкурсе.
Проанализировав положения извещения об осуществления закупки Комиссия Оренбургского УФАС России считает, что шкала оценки и присваиваемые баллы установлены Заказчиком с учетом требований Закона о контрактной системе и не противоречат Постановлению Правительства от 31.12.2021 N 2604. Установленные Заказчиком критерии и порядок оценки конкурсных заявок не препятствуют участию в конкурсе, не создают преимуществ конкретному участнику, а направлены на определение победителя данного конкурса, который наиболее соответствует потребностям заказчика при оказании услуг по предмету закупки исходя из конкурсных предложений участников закупки, иное в ходе рассмотрения дела не установлено, Заявителем не представлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Металлэксперт" на действия Государственного учреждения - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по обеспечению инвалида индивидуальным протезом нижней конечности в 2022 году (номер извещения N 0253100000122000087) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев.
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии |
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 15 апреля 2022 г. N 056/06/49-300/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.04.2022