Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - Комиссия Управления, Комиссия УФАС) в составе:
Предтеченская Е.Н. - начальник отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, председатель Комиссии УФАС
Коренникова А.А. - старший государственный инспектор Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член Комиссии УФАС,
Кузнецова Ю.Н. - старший государственный инспектор Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член Комиссии УФАС,
рассмотрев жалобу ИП Меньшикова Р.А. (далее - Заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона, предмет закупки - текущий ремонт помещений "Склад N 5" УМВД России по Вологодской области по адресу: Вологодская область (извещение N 0830100000922000021) (далее - электронный аукцион, аукцион),
в присутствии представителя от Заказчика - Исаковой А.А. (по доверенности),
в отсутствие представителей от Заявителя (уведомлен надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
06.04.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещена жалоба ИП Меньшикова Р.А. на положения извещения о проведении электронного аукциона, противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба Заявителя подана в надлежащий срок и соответствует требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе.
По мнению Заявителя Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона установлены излишние требования к участникам закупки.
Заказчик представил возражения на жалобу (исх. от 11.04.2022 N б/н), в которых просит признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена посредством видеоконференцсвязи.
Комиссия Управления, рассмотрев представленные материалы и документы, размещенные в ЕИС (http://zakupki.gov.ru) в их совокупности установила следующее.
23.03.2022 в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0830100000922000021.
Предмет закупки - текущий ремонт помещений "Склад N 5" УМВД России по Вологодской области по адресу: Вологодская область.
Начальная (максимальная) цена контракта: 11 800 000,00 руб.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч. 1 ст. 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Таким образом, в случае если в силу законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, предъявляются определенные требования, то заказчик обязан установить указанные требования в извещении об осуществлении закупки.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией.
Таким образом, в случае если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положений законодательства Российской Федерации, заказчик обязан установить требование к участникам закупки о наличии соответствующего документа.
Если законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательного наличия у лица, выполняющего работы или оказывающего услуги, лицензии, свидетельства или иного документа, то заказчик не вправе требовать наличия такого документа у участника закупки.
В случае если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. При исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.
При этом заказчик вправе установить в контракте требование о наличии указанной лицензии у исполнителей, которые будут осуществлять такие работы в качестве субподрядчиков после заключения государственного контракта.
Таким образом, в случае если в один объект закупки включены работы (услуги), для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы (услуги), для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление заказчиком требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии может ограничивать количество участников закупки и не соответствовать ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Указанная позиция выражена в письмах Министерства финансов Российской Федерации от 21.02.2018 N 24-02-03/11100, от 20.07.2020 N 24-02-08/63342. Согласно п. 7 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 участник закупки не обязан иметь лицензию на некоторые виды деятельности, осуществляемые в рамках исполнения контракта в случае, когда такие виды деятельности не являются самостоятельным объектом закупки, а входят в состав тех или иных не относящихся к лицензируемым видам деятельности работ или услуг, выполнение, оказание которых является основным обязательством подрядчика, исполнителя по контракту.
Комиссией УФАС установлено, что в соответствии с Описанием объекта закупки (Техническим заданием) в перечень работ по текущему ремонту помещений включены работы, для выполнения которых требуется наличие лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с извещением, сформированном посредством ЕИС, Заказчик устанавливает требования к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, а именно наличие лицензии МЧС на обслуживание, ремонт и монтаж АПС".
Согласно пп. "р" п. 1 Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке заявка на участие в электронном аукционе должна содержать сканированную копию лицензии МЧС на обслуживание, ремонт и монтаж АПС.
В соответствии с пп. 11 п. 20 Извещения о закупке (электронный документ: Извещение Ремонт СкладN5 (2)) при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки требование о наличии лицензии МЧС на обслуживание, ремонт и монтаж АПС.
Вместе с тем, работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ по текущему ремонту помещений "Склад N 5" УМВД России по Вологодской области по адресу: Вологодская область.
Таким образом, требование к участникам электронного аукциона о наличии лицензии МЧС на обслуживание, ремонт и монтаж АПС, установленное Заказчиком, нарушает положения ст. 31 Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя признан Комиссией УФАС обоснованным.
В соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия УФАС провела внеплановую проверку, по результатам которой выявлены следующие нарушения.
1. В соответствии с пунктами 16, 17 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии (если требование обеспечения заявки установлено в соответствии со ст. 44 настоящего Федерального закона), реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном ч. 13 ст. 44 настоящего Федерального закона;
- размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со ст. 96 настоящего Федерального закона);
Вместе с тем, в извещении о проведении электронного аукциона, сформированного посредством ЕИС, платежные реквизиты для перечисления денежных средств в качестве обеспечения заявки, обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств указаны следующим образом:
"Номер расчётного счёта 00000000000000000000, Номер лицевого счёта См. прилагаемые документы, БИК 000000000, Наименование кредитной организации, Номер корреспондентского счета", что нарушает положения ст. 42 Закона о контрактной системе.
При этом документы, размещенные в ЕИС содержат иные, не нулевые реквизиты для перечисления денежных средств.
Таким образом, Комиссией УФАС установлены противоречия в извещении об осуществлении закупки. Заказчиком нарушены требования ст. 7 Закона о контрактной системе.
2. В Описании объекта закупки (Техническом задании) указаны позиции, которые могут вводить в участников закупки в заблуждение, а именно позиции: "Шина", "Монтаж опорных конструкций: этажерочного типа", Монтаж опорных конструкций для баков питьевых".
Также в Описании объекта закупки (Техническом задании) указаны позиции, которые относятся к капитальному ремонту, а именно позиции: "Гидроизоляция стен, фундаментов: боковая цементная с жидким стеклом", "Пробивка проемов со сплошным выравниванием откосов в перегородках: кирпичных", "Разборка трубопроводов из водогазопроводных труб диаметром: до 32 мм", "Разборка трубопроводов из водогазопроводных труб диаметром: до 32 мм", "Прокладка трубопроводов водоснабжения и отопления из хлорированных поливинилхлоридных труб (ХПВХ) диаметром: до 32 мм" и т.п.
Вместе с тем, Заказчик указал в Техническом задании, что для ремонта помещений должен использоваться "Лак DREAM, PETRI, для наружных и внутренних работ, шелковисто-матовый (или эквивалент)". При этом критерии эквивалентности указанного товара в извещении об осуществлении закупки не устанавливались.
Также необходимо отметить, что производителем лака PETRI является США. В условиях санкций вышеназванное требование можно оценивать как невыполнимое.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования ст. 33 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 N 727/14,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Меньшикова Р.А. обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим требования ст.ст. 7, 31, 33, 42, 49 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о привлечении виновного лица к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии: |
подпись Е.Н. Предтеченская
подпись А.А. Коренникова
подпись Ю.Н. Кузнецова |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 12 апреля 2022 г. N 035/06/105-160/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.04.2022