Резолютивная часть решения оглашена "07" апреля 2022 года. В полном объеме решение изготовлено "11" апреля 2022 года.
при участии посредством видеоконференцсвязи: представителя заказчика - ГБУ ДО КО "ОЭБЦ" <...> (паспорт, доверенность), представителя уполномоченного органа - Министерства конкурентной политики Калужской области <...> (паспорт, доверенность), представителя заявителя - ООО НТЦ "Решение" <...> (паспорт, доверенность), рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу N040/06/49-269/2022 ООО НТЦ "Решение" по существу, установила: |
01.04.2022 г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ООО НТЦ "Решение" на действия заказчика - ГБУ ДО КО "ОЭБЦ" при проведении электронного аукциона (номер извещения на официальном сайте 0137200001222001043), предметом которого является приобретение оборудования для реализации программы "Человек и его здоровье" для создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ в 2022 году в рамках регионального проекта "Успех каждого ребенка", федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" (Шифр:29-2022-нр5491) (далее - Аукцион).
Заявитель полагает, что действия заказчика, при проведении аукциона, не соответствуют требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Заказчиком, уполномоченным органом представлены пояснения по существу доводов жалобы Заявителя, в которых указанно, что доводы названной жалобы являются необоснованными, а действия Заказчика основаны на положениях Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ, проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. 24.03.2022 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru; далее также официальный сайт, ЕИС) опубликовано извещение N0137200001222001043, предметом которого является приобретение оборудования для реализации программы "Человек и его здоровье" для создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ в 2022 году в рамках регионального проекта "Успех каждого ребенка", федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" (Шифр:29-2022-нр5491).
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении аукциона, составляет 5 911 700,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 04.04.2022 08:00.
Заказчиком по указанному аукциону выступало ГБУ ДО КО "ОЭБЦ".
2. В соответствии с пунктами 1,3 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в частности, следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки также должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком установлен неразумный (нереальный) срок исполнения государственного контракта, для выполнения которого требуются большие трудозатраты и соблюдение технологического процесса.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Пунктом 3.1 проекта контракта установлено, что Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: Калужская обл., г. Калуга пер. Старообрядческий, д.4. (далее - место доставки), в течение 20 (двадцати) рабочих дней с даты заключения контракта.
Согласно письменным пояснениям Заказчика, 20 рабочих дней на исполнение контракта установлены потому что, закупка проводится для реализации программы "Человек и его здоровье" для создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ в 2022 году в рамках регионального проекта "Успех каждого ребенка", федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" (Шифр:29-2022-нр5491). Сроки реализации программы "Человек и его здоровье" определены региональным проектом "Успех каждого ребенка" и федеральным проектом "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" в соответствии с Планом-графика основных мероприятий - Приложение к приказу министерства образования и науки Калужской области "Об утверждении плана-графика основных мероприятий, направленных на создание новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей в рамках федерального проекта "успех каждого ребенка" в 2022 году". Согласно п. 5 Приложения вышеуказанного приказа срок определен с 15 июня по 15 августа 2022 г. В свою очередь п. 5 Приложения "Закупка, доставка и наладка оборудования и средств обучения" подразумевает поставку и приемку оборудования в рамках Контракта, а так же распределение и доставку оборудования в образовательные организации муниципальных районов и городских округов Калужской области, а так же наладку его на местах. Перечень муниципальных районов и городских кругов определен Приложением N 2 к приказу министерства образования и науки Калужской области "О принятии решения о предоставлении субсидий на иные цели государственным бюджетным и государственным автономным учреждениям, в отношении которых министерство образования и науки Калужской области осуществляет функции и полномочия учредителя" от 24.02.2022 г. N 185. Кроме того, представитель Заказчика отметил, что в рамках данной закупки осуществляется поставка, а не производство товара, ввиду чего установлен такой срок исполнения контракта.
Комиссия Калужского УФАС России также отмечает тот факт, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. При этом Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ не вменяет Заказчикам обязанность обеспечить возможность участия в закупочной процедуре всех хозяйствующих субъектов, оценивая их производственные мощности при планировании закупки, кроме того на участие в аукционе подано 2 заявки, при этом все заявки допущены к участию в аукционе, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников и препятствий формирования заявки на участие в закупке.
Кроме того, в соответствии с частью 9 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Согласно части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.
Таким образом, обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы Законом возложена на подателя жалобы.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако в составе жалобы Заявителем не представлено документов, свидетельствующих о невозможности подачи заявки на участие в аукционе, об ограничении количества участников закупки при установлении оспариваемых требований, равно как не представлено доказательств того обстоятельства, что Заказчиком в составе технического задания установлен неисполнимый срок поставки товара, а также нет документального подтверждения указывающего на то, что в установленный Заказчиком срок поставить товар невозможно, ввиду чего у Комиссии Калужского УФАС России отсутствуют правовые основания считать Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, а также с учетом пояснений представителя Заказчика, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
4. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в один лот объединены технологически и функционально не связанные товары.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Из буквального толкования вышеприведенных положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ следует, что Заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом описать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Потребности Заказчика, установившего в описании объекта закупки требования к характеристикам товара, которые ему необходимы для осуществления деятельности, в силу специфики своей деятельности, не могут свидетельствовать о нарушении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, поскольку при формировании требований к техническим и функциональным характеристикам приобретаемых товаров Заказчик учитывает необходимость конечного результата - реализации программы "Человек и его Здоровье".
Согласно письменным пояснениям Заказчика, в Федеральном законе от 05.04.2013 N 44-ФЗ не содержатся требования, устанавливающие обязательный порядок определения в извещении об осуществлении закупки кода ОКПД2. Код ОКПД2 определяется заказчиком самостоятельно путем соотнесения предмета закупки с соответствующим кодом, а так же наименование позиции ОКПД2 с учетом спецификации закупки в области применения.
По настоящей закупке закупаются тренажеры и интерактивные экспонаты для общеобразовательной деятельности - оборудование для реализации программы "Человек и его здоровье" для создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ в 2022 году в рамках регионального проекта "Успех каждого ребенка", федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" (Шифр:29-2022-нр5491). Закупаемое оборудование имеет общее назначение, функционально связано между собой, поскольку приобретается с целью создания новых учебных мест в образовательных организациях, направлено на получение дополнительного образования в области биологии и здоровья человека согласно утвержденной программы "Человек и его здоровье", и предназначено для демонстрации физиологических явлений и отработки практических навыков.
Исходя из описания объекта закупки технического задания п. 1 тренажер-манекен в своем составе имеет в том числе выносной электрический контроллер с изображением торса человека, отображающий действия по реанимации; систему датчиков и устройств, предназначенных для имитации процессов жизнедеятельности человека, диагностируемых в полевых условиях, а также для контроля над правильностью проведения реанимационных мероприятий; при этом данный тренажер является интерактивным, позволяющим получать обратную связь от соответствующих датчиков в ходе проведения учебно-тренировочных мероприятий. Данный тренажер, как видно из п. 1.17 технического задания, должен работать в нескольких режимах (учебно-демонстрационном режиме; тестовом режиме реанимации одним спасателем (2:15); тестовом режиме реанимации двумя спасателями (1:5); тестовом режиме реанимации (2:30); тестовом режиме реанимации (30:2), рекомендованном Европейским советом по реанимации (ERC).
Предусмотренный п. 5 технического задания тренажер для внутривенных инъекций (рука) в своем составе содержит полноцветную панель, с установленным на ней модулями с имитаторами участков кожи и подкожной клетчатки. В том числе указанный тренажер должен обеспечивать имитацию вен новорожденного на голове, имитацию вен стандартного доступа младенца, имитацию вен стандартного доступа ребенка, имитацию вен стандартного доступа взрослого человека, имитацию вен центрального доступа.
Предусмотренный п. 2 интерактивный экспонат "Физиологическая мощность человека" в своем составе имеет так же датчики и предназначен для демонстрации работы различных физиологических датчиков, показания с которых выведены на монитор компьютера.
Таким образом, все закупаемые тренажеры и устройства заказчиком предназначены для интерактивного взаимодействия и получения обратной связи по результатам учебно-тренировочных действий. Устройства могут подключаться к персональным компьютерам, на которые могут передаваться соответствующие данные с датчиков и другая информация.
Комиссия Калужского УФАС России также обращает внимание заявителя жалобы на то обстоятельство, что предметом электронного аукциона являлось право на заключение государственного контракта на поставку, а не изготовление предмета закупки, поэтому участником закупки могло выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации и удовлетворяющий потребностям заказчика.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.
С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России решила:
Признать жалобу ООО НТЦ "Решение" необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
<...> |
<...> |
<...> |
<...> |
<...> |
<...> |
<...> |
<...> |
<...> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 11 апреля 2022 г. N 040/06/49-269/2022 (ключевые темы: образовательные организации - антимонопольный орган - участники закупок - национальный проект образование - техническое задание)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2022