Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: С.А. Иванкова,
В.В. Моргунов,
рассмотрев дело N 061/06/32-434/2022 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении открытого конкурса в электронной форме N0258100000322000045 "Выполнение работ по обеспечению инвалидов Ростовской области протезами" (далее - конкурс) Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в режиме видеоконференции, в присутствии представителя Заказчика (Матвеевой А.А.), в отсутствие представителя Заявителя,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя, в которой обжаловались действия Заказчика при формировании конкурсной документации.
Заказчик представил письменные пояснения относительно доводов Заявителя, не признал доводы жалобы, пояснил, что действия Заказчика соответствовали нормам Закона.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона, п.3.31 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 года N727/14 (далее - Регламент) в ходе рассмотрения дела установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении электронного конкурса N0258100000322000045:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 3716648.50 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе - 04.04.2022 года в 10 часов 00 минут.
Согласно доводам Заявителя, включенные Заказчиком в конкурсную документацию критерии оценки заявок, ограничивают конкуренцию и возможности отдельных участников торгов по участию и победе в конкурсе.
В силу п.11 ч.1 ст.42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
11) критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как указано в ч. 8 ст. 32 Закона, порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Частью 9 ст. 32 Закона установлено, что не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных ч. 6 данной статьи и в соответствии с ч. 8 данной статьи, за исключением случая, предусмотренного ч. 2 данной статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
При этом, согласно пункту 2 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 (далее - Положение), "оценка" - это действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с пп. "г" п.3 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяется критерий оценки:
г) квалификация участников закупки.
Согласно п.24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
Заказчиком в Приложении "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев" к извещению о проведении закупки установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
Для оценки заявок по критерию "квалификация участников закупки" установлен показатель оценки: "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта". В качестве детализирующего показателя оценки установлено "общая цена исполненных участником закупки договоров".
Оценка производится в соответствии с подпунктом "б" пункта 20 Положения, по формуле:
Хmax - максимальное значение показателя, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих оценке по показателю;
Хi - значение показателя, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит оценке по показателю;
Хmin - минимальное значение показателя, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих оценке по показателю.
Предметом договора (договоров), оцениваемого по детализирующему показателю, сопоставимым с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) является: выполнение работ по обеспечению инвалидов протезами (протез бедра модульный с микропроцессорным управлением).
Согласно доводам Заявителя, на основании расчета, применяемого Заказчиком, в случае подачи двух заявок и более, у участника с наименьшими показателями оценка всегда будет равняться нулевому значению, а у другого участника с наибольшими показателями значимость показателя достигать 100%. Применение данных расчетов фактически лишает участников на получения какой-либо оценки при наличии соответствующего опыта, тем самым ущемляются права мелких субъектов относящихся к категории субъектов малого предпринимательства. По мнению Заявителя, необходимо устанавливать предельно максимальные и предельно минимальные значения при определении критерия оценки квалификации участников закупки и использовать при определении критерия оценки, где установлены предельное минимальное значение характеристики объекта закупки и предельное максимальное значение.
Изучив материалы дела, Комиссия не может согласиться с доводом Заявителя о том, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе влечет ограничение количества участников закупки.
Согласно возражениям Заказчика, расчет спорного критерия установлен в соответствии с подпунктом "б" пункта 20 Положения. На этом основании, Заказчиком оценивается опыт именно сопоставимого характера и объема, поскольку это подразумевает участие в закупке потенциальных исполнителей, готовых выполнить заявленный объем работ. Данная закупка не предусматривает преимущества для субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций в соответствии со ст. 30 Закона, поэтому не должна содержать каких-либо преимуществ для названных участников.
Также Комиссия отмечет, что вне зависимости от наличия у участника закупки опыта успешного выполнения работ сопоставимого характера и объема, а также документов, подтверждающих наличие такого опыта и соответствующих конкурсной документации, такой участник сможет подать заявку на участие в открытом конкурсе и его заявка будет рассмотрена и оценена конкурсной комиссией.
Как указано в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.02.2020 N307-ЭС19-21226 по делу NА44-6018/2018 "основная функция критерия оценки заключается в том, чтобы обеспечить заказчику возможность из общего числа участников выбрать то лицо, которое будет максимально соответствовать потребностям публично-правового образования в качественном и своевременном выполнении работ, учитывая специфику объекта закупки".
Судебная практика основывается на том факте, что установление Заказчиком критериев оценки не является обязательным условием для участия в проведении процедуры закупки, не может служить основанием для отклонения заявки участника, а выступает лишь критерием оценки участника, в то время как к участию в закупке могло быть допущено любое лицо независимо от наличия документов, подтверждающий конкретный критерий.
Аналогичные выводы содержатся в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.02.2021 по делу NА53-13738/2020, Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2021 по делу NА53-9946/2020, в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 18.11.2019 N307-ЭС19-12629 по делу NА56-115357/2018.
Таким образом, применение Заказчиком формулы и порядка расчета баллов по нестоимостному критерию, предусмотренных Положением, соответствует Закону и не нарушает права участников закупки. Жалоба Заявителя является необоснованной.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя необоснованной.
2. Оператору электронной площадки обеспечить Заказчику, конкурсной комиссии Заказчика возможность совершения дальнейших действий, предусмотренных Законом, по конкурсу.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии С.А. Иванкова
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 8 апреля 2022 г. N 061/06/32-434/2022 (ключевые темы: участники закупок - критерии оценки - оценка заявок на участие в конкурсе - конкурсная документация - антимонопольный орган)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.04.2022