Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: С.А. Иванкова,
В.В. Моргунов,
рассмотрев дело N061/06/42-455/2022 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N 0358200016222000009 "Оказание услуги по техническому обслуживанию и ремонту системы вентиляции, вентиляционной системы, системы кондиционирования, чиллеров и кондиционеров на объекте Народный военно-исторический музейный комплекс Великой Отечественной войны "Самбекские высоты", расположенном по адресу: Ростовская обл., Неклиновский район, Самбекское поселение, 350 метров автодороги Матвеев-Курган-с.Куйбышево-г.Снежное (до границы Украины)" (далее - аукцион) Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в режиме видеоконференции, в присутствии представителя Заказчика (Фурман М.Ю.), в отсутствие представителей Заявителя и Привлеченного лица,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя, в которой обжаловались положения извещения о проведении закупки.
Заказчик представил письменные пояснения, в которых возражал против доводов жалоб.
В соответствии с ч.ч.1, 3 ст.99 Закона, "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 года N727/14, в ходе рассмотрения дела установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N0358200016222000009:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 5360977.34 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 12.04.2022 года в 10 часов 00 минут.
Доводом жалобы Заявителя является установление Заказчиком требований к заявке, не соответствующих Закону. По мнению Заявителя, Заказчиком нарушены положения законодательства, определяющие особенности закупки товаров при соблюдении национального режима, а также отсутствует требование о предоставлении участниками лицензии Министерства культуры по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.49 Закона электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В приложении к Извещению о проведении закупки Заказчик установил требования к составу и содержанию заявки в соответствии с приведенными нормами Закона.
Так, описание объекта закупки содержит сведения о необходимости оказания услуги по техническому обслуживанию и ремонту системы вентиляции, вентиляционной системы, системы кондиционирования, чиллеров и кондиционеров на объекте Народный военно-исторический музейный комплекс Великой Отечественной войны "Самбекские высоты" в зданиях и сооружениях, возведенных в 2019-2020 гг. Указанные в Техническом задании здания (здание музея, информационно-выставочный центр, административно-бытовой корпус с реставрационными мастерскими) объектами культурного наследия не являются, в областном Едином государственном реестре объектов культурного наследия не состоят. В связи с вышеизложенным, требование о наличии лицензии по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) к участникам данной закупки Заказчиком не установлено. Применение национального режима при осуществлении данной закупки Законом также не предусмотрено, в виду чего в извещении о проведении закупки отсутствуют указание на соответствующие ограничения и запреты.
Данный довод жалобы Заявителя является необоснованным.
Доводом жалобы Заявителя является отсутствие в извещении о проведении закупки дополнительных требований, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2571).
В силу части 2 статьи 31 Закона Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (пункт 3 части 2 статьи 31 Закона).
Согласно ч.4 ст.31 Закона в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
На основании части 5 статьи 31 Закона информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки.
Постановлением N 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
Согласно пункту 14 Приложения к Постановлению N 2571, по наименованию закупаемых работ "Услуги по техническому обслуживанию зданий, сооружений" предусмотрено дополнительное требование:
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по техническому обслуживанию зданий, сооружений.
Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу пп. "а" п.3 Постановления N2571 установлено, что:
а) положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом:
позиции 14, 15 и 36 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.
Объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию здания, начальная (максимальная) цена контракта составляет 5360977.34 руб.
Однако, в извещении о проведении закупки Заказчиком не установлены, предусмотренные пунктом 14 дополнительные требования по Постановлению N 2571.
Следовательно, Заказчик нарушил ч.4 ст.31 Закона.
Доводом жалобы Заявителя является установление Заказчиком требований к поставляемому товару, не соответствующих Закону.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона.
В силу ч.1 ст.33 Закона Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
При этом, в силу ч.2 ст.42 Закона, не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В описании объекта закупки (далее - Техническое задание) Заказчик указал, в том числе, следующее:
- замена двигателей с частотным управлением и частотными преобразователями (2 комплекта) (работа);
- ремонт двигателей в вентиляционных установках (18 шт.) (работа и материалы);
- чистка воздуховодов вентиляционных установок с применением спецтехники.
При этом, Заказчик не указал наименование двигателей, количество и наименование деталей, вышедших из строя, их технические и функциональные качества. В состав работ входит очистка и дезинфекция систем вентиляции. Однако, Заказчиком не указана длина воздуховодов, сечение воздуховодов, что не позволяет определить объем работ и характеристики товаров, подлежащих применению.
Следовательно, Заказчик, не указав в извещении о закупке описанные выше требования к закупаемым услугам и товарам, подлежащим использованию, фактически не установил функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки в соответствии с п.п.1, 2 ч.1 ст.33 Закона, чем нарушил ч.2 ст.42 Закона.
Комиссия Ростовского УФАС в соответствии с п.3.35 Регламента не выдает предписание об устранении выявленных нарушений Закона, поскольку они не повлияло на результат определения поставщика - Заказчик до рассмотрения дела разместил в ЕИС извещение о проведении закупки в редакции от 07.04.2022, в котором устранил указанные нарушения Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.4 ст.31, ч.2 ст.42 Закона.
3. Предписание об устранении указанного нарушения Закона не выдавать, поскольку оно не повлияло на результат определения поставщика.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии С.А. Иванкова
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 12 апреля 2022 г. N 061/06/42-455/2022 (ключевые темы: участники закупок - техническое обслуживание - кондиционеры - условные обозначения - государственные и муниципальные нужды)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.04.2022