Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: С.А. Иванкова,
Ю.Р. Дедух,
по итогам рассмотрения дела N061/06/42-465/2022 о проведении внеплановой проверки действий Министерства здравоохранения Ростовской области на предмет соблюдения норм Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) при проведении аукциона в электронной форме, извещение N0158200001322000318 "Закупка высокотехнологичного диагностического медицинского оборудования, в рамках реализации основного мероприятия 1.4. Развитие первичной медико-санитарной помощи, в том числе сельским жителям. Развитие системы раннего выявления заболеваний, патологических состояний и факторов риска их развития, включая проведение медицинских осмотров и диспансеризации населения, в том числе детей", путем использования системы видеоконференц-связи (ВКС) при участии представителей Заказчика по доверенности - Шина В.Ф. (доверенность от 30.03.2022 N22-11-4/93), Жидкова И.С. (доверенность от 27.12.2021 N22-1.1/376), Козловой Е.В. (доверенность от 27.12.2021 N22-1.1/373), Ткаченко В.Д. (доверенность от 27.12.2021 N22-1.1/374), при участии слушателя - Юрченко М.О.,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью "Передовые медицинские технологии" на положения извещения об осуществлении закупки, размещенного Министерством здравоохранения Ростовской области.
До рассмотрения жалобы по существу, 12.04.2022, ООО "Передовые медицинские технологии" отозвало жалобу в соответствии с ч.6 ст.105 Закона. Комиссией контрольного органа в сфере закупок на основании ч.15 ст.99 Закона проводится настоящая внеплановая проверка соблюдения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Заказчиком представлена письменная мотивированная позиция по обстоятельствам, изложенным в жалобе ООО "Передовые медицинские технологии", согласно которым:
-нарушения в извещении об осуществлении закупки отрицаются;
-описание объекта закупки произведено в полном соответствии с требованиями Закона.
На официальном сайте закупок Российской Федерации (далее - ЕИС) 30.03.2022 Министерством здравоохранения Ростовской области размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме N0158200001322000318.
Согласно извещению:
1) начальная (максимальная) цена контракта составила 188 500 000,00 рублей;
2) дата окончания подачи заявок: 07.04.2022;
3) предмет заключаемого контракта - поставка высокотехнологичного диагностического медицинского оборудования.
На участие в аукционе подано четыре заявки, которые впоследствии подавали ценовые предложения. Согласно протоколу от 11.04.2022, все заявки признаны соответствующими требованиям извещения. На момент проведения внеплановой проверки контракт по итогам рассматриваемой процедуры не заключен.
Комиссией Ростовского УФАС России при проведении внеплановой проверки установлено следующее нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.42 Закона, извещение должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 настоящего Федерального закона.
Из совокупного толкования п.1,2 ч.1, ч.2 ст.33, ч.2 ст.42 Закона следует, что описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в закупочной документации заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований).
Описание объекта закупки - это фиксация заказчиком в документации о закупке качественных и количественных характеристик, признаков товара, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Такая фиксация требований заказчика позволяет идентифицировать объект закупки, установить результат, достижение которого признается со стороны заказчика должным исполнением контракта.
Установлено, что положениями Технического задания (документ "Приложение Описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Федерального закона 44-ФЗ") к закупаемому товару установлены требования в соответствии с позицией Каталога товаров, работ, услуг N26.60.11.119-00000020 "Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела". Установлены 7 характеристик, определены требуемые значения.
Вместе с тем, положениями проекта контракта (документ "Приложение Проект государственного контракта") предусмотрено, что в предмет поставки включено оборудование и медицинские изделия, не указанные в Техническом задании. Так, например, поставке подлежат:
-рабочая станция врача;
-специальный программный пакет для автоматического удаления костных структур;
-одноколбовый инъектор для автоматического введения контрастного вещества со стартовым набором колб;
-источник бесперебойного питания для гентри, стола для пациента и консоли оператора, обеспечивающий безопасное завершение работы компьютерного томографа, мощностью не менее 10 кВА.
Комиссия отмечает, что все допустимые требования, которые Заказчик может установить к товару с кодом КТРУ N26.60.11.119-00000020, представлены в этой же позиции Каталога. Иные требования (дополнительные) в настоящем случае устанавливать недопустимо в силу положений Правил использования КТРУ, определенных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145.
Возражение Заказчика о том, что в проекте контракта представлена исключительно комплектность поставляемого товара, а не требования к его функциональным, техническим и качественным и эксплуатационным характеристикам, Комиссией отклонен.
Требования к поставляемому товару, его характеристикам, составу и комплектности устанавливаются в описании объекта закупки на основании ст.33 Закона. Таким образом, можно считать, что предмет поставки согласован на условиях, предусмотренных документом "Приложение Описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Федерального закона 44-ФЗ". Однако, положения проекта контракта определяют иной предмет поставки.
В соответствии с п.1 ст.432 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида.
Договор поставки является отдельным видом договора купли-продажи и в соответствии с положениями п.5 ст.454 ГК РФ к договору поставки применяются положения, предусмотренные пар.1 гл.30 ГК РФ о купле-продаже, если иное не предусмотрено правилами Кодекса об этом виде договора.
Согласно п.3 ст.455 ГК РФ условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара. Требования Кодекса об определении предмета договора поставки (наименование и количество подлежащего поставке товара), как существенного условия договора данного вида, установлены законодателем с целью недопущения неопределенности в правоотношениях сторон по исполнению условий договора. Данный вывод содержится в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.07.2019 по делу NА53-19968/2018, Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.04.2019 по делу NА56-115941/2017.
Противоречия в документах извещения свидетельствуют о несогласованности предмета поставки.
Возражение Заказчика о том, что закупка оборудования исключительно с теми показателями, которые указаны в позиции КТРУ N26.60.11.119-00000020, создает условия для поставки медицинского изделия, не соответствующего потребности учреждения, Комиссией отклонен.
Каталог товаров, работ и услуг создан для унификации предметов закупок, удалении избыточных требований, являющихся препятствием для формирования конкурентной среды на рынке предложения товаров и услуг. Каталог обеспечивает упрощение процедуры закупок, поскольку у заказчика отсутствует необходимость самостоятельно отбирать необходимые характеристики, отвечающие его требованиям, но так, чтобы не ограничить конкуренцию, поставщик же ориентируется на тот товар, работу, услугу, которая соответствует именно тем показателям, что внесены в Каталог. Все это в совокупности приводит к рациональному расходованию бюджетных средств, достижение поставленных результатов закупок, повышению уровня развития конкуренции на рынке, и как следствие, обеспечивает гарантированную реализацию региональных и национальных проектов.
Каталог постоянно дополняется, совершенствуется и уточняется уполномоченными на это государственными органами. Таким образом, законодатель идет по пути приведения описания всех объектов закупки в соответствие с положениями КТРУ. При этом, итогом такого процесса станет всеобъемлющий набор характеристик в КТРУ, удовлетворяющий потребностям всех заказчиков. Также необходимо учитывать специфику регулирования в области национального режима. Подпункт "а" п.5 Правил использования КТРУ, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145, целенаправленно запрещает дополнять характеристики товара, указанного в позиции КТРУ, в случае, если закупка осуществляется с применением особенностей национального режима (как в настоящем случае). Данное регулирование направлено на защиту внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей.
Пунктом 2 ст.469 ГК РФ определено, что при отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.
Изложенное означает, что медицинское изделие, прошедшее государственную регистрацию (регистрационное удостоверение/информация о регистрационном удостоверении представляются в составе заявки) соответствует требованиям, установленным законодательством РФ к подобного рода изделиям и как следствие, будет отвечать потребностям Заказчика. Именно по этой причине нет необходимости включать в КТРУ множество требований, которые удовлетворят всем возможным медицинским изделиям.
Заказчик, допустивший указанное разночтение между документами извещения, не сформировал надлежащего описания объекта закупки. На основании изложенного, Комиссия признает Заказчика нарушившим ч.2 ст.42 Закона.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N1576,
РЕШИЛА:
1. Признать Заказчика нарушившим ч.2 ст.42 Закона.
2. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений путем отмены сформированных протоколов, внесения изменений в извещение о проведении закупки, продолжения процедуры определения поставщика.
3. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновных должностных лиц Заказчика.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии С.А. Иванкова
Ю.Р. Дедух
Исп. Дедух Ю.Р.
(863)240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 13 апреля 2022 г. N 061/06/42-465/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.04.2022