Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ Клиническая больница Святителя Луки (далее - Заказчик):
ООО "ФОРСАЖ" (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 9442-ЭП/22 от 06.04.2022) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по комплексной уборке помещений для нужд СПб ГБУЗ Клиническая больница Святителя Луки в 2022 году (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса в электронной форме размещено 21.03.2022 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200275022000112. Начальная (максимальная) цена контракта -
2 665 804, 44 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в конкурсе.
Представитель Заказчика с доводами Заявителя согласился, пояснив, что при формировании извещения о проведении закупки была допущена техническая ошибка.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Пунктом 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом
Согласно ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Из содержания извещения о проведении закупки следует, что Заказчиком установлены следующие критерии оценки заявок и их значимость:
- Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги 60,00
- Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации 35,00
- Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки 5,00.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Комиссия УФАС отмечает, что порядок оценки заявок на участие в рассматриваемой закупки установлен Заказчиком в приложении к извещению отдельным файлом "КРИТЕРИИ_ОЦЕНКИ_ЗАЯВОК_(1)[2]".
Так, указанная часть извещения содержит установленный порядок оценки в отношении следующих критериев:
I. Цена контракта
Значимость критерия оценки: 60 % (коэффициент значимости критерия оценки - 0,6).
II. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Значимость критерия: 40 % (коэффициент значимости критерия - 0,4)
При этом, Комиссия УФАС констатирует, что извещение о проведении конкурса, в том числе, входящие в его состав документы не содержат установленного Заказчиком порядка оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки". Кроме того, Комиссия УФАС отмечает, что значимость критериев, указанная Заказчиком в порядке оценки заявок, не соответствует значимости таких критериев, установленной в извещении о проведении закупки.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о нарушении Заказчиком требований п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, выразившемся в не определении порядка оценки заявок по установленному в извещении критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
2. В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г.
N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
При этом, согласно пункту 3 Положения, "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с п. 24 Положения, для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 25. Положения, для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
В силу п. 27 Положения, в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "б" пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются:
а) перечень оборудования и других материальных ресурсов, оцениваемых по показателю, предусмотренному подпунктом "б" пункта 24 настоящего Положения, и необходимых для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих документов, подтверждающих наличие оборудования и других материальных ресурсов, предусмотренных перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта:
инвентарные карточки учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 (при наличии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки);
договоры аренды (лизинга), безвозмездного пользования, субаренды на срок исполнения контракта с приложением актов, подтверждающих наличие у участника закупки оборудования и других материальных ресурсов (при отсутствии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки);
выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая право собственности на объект недвижимого имущества, выданная не ранее чем за 90 дней до дня окончания срока подачи заявок (при наличии объекта недвижимого имущества в собственности участника закупки);
договор аренды объекта недвижимого имущества на срок исполнения контракта, зарегистрированного в установленном порядке (если предусмотрено законодательством), с приложением акта передачи арендованного объекта недвижимого имущества от арендодателя участнику закупки (арендатору) или выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая право аренды на объект недвижимого имущества и выданная не ранее чем за 90 дней до дня окончания срока подачи заявок (при наличии объекта недвижимого имущества у участника закупки на праве аренды);
иные документы, подтверждающие нахождение у участника закупки в течение срока исполнения контракта объекта недвижимого имущества на ином законном основании (при наличии объекта недвижимого имущества у участника закупки на ином законном основании);
в) к оценке принимаются документы, предусмотренные подпунктом "б" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
В соответствии с п. 28 Положения, в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Согласно п. 30 Положения, в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "д" пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются:
а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 настоящего Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих документов, подтверждающих наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта:
трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
документы, подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников.
Из содержания файла "КРИТЕРИИ_ОЦЕНКИ_ЗАЯВОК_(1)[2]", приложенного Заказчиком к извещению об электронном конкурсе следует, что Заказчиком определен следующий порядок по нестоимостному критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
Предметом оценки по критерию являются предложения участника по показателям: В1, В2, В3, В4, В5, В6, В7, В8.
1). Продолжительность работы предприятия на рынке услуг профессиональной уборки (Показатель В1). Оценивается количество лет.
Показатель |
Критерий |
Показатель |
Количество баллов |
В1 |
Общее время работы предприятия на рынке услуг профессиональной уборки |
более десяти лет |
60 |
более семи лет |
40 |
||
более трех лет |
20 |
Предоставляются подтверждающие документы.
2). Количество сотрудников службы ИТР с опытом работы в компании более трех лет (Показатель В2). Оценивается количество сотрудников.
Показатель |
Критерий |
Показатель |
Количество баллов |
В2 |
Количество сотрудников службы ИТР ( заместитель директора, менеджеры, офис-менеджер, завхоз) с опытом работы в компании более трех лет |
5 человек |
50 |
3 человека |
40 |
||
1 человек |
10 |
||
не имеются |
0 |
Предоставляются трудовые договоры.
3). Наличие у компании собственного офиса (Показатель В3).
Показатель |
Критерий |
Показатель |
Количество баллов |
В3 |
Наличие офиса |
есть |
60 |
нет |
0 |
Предоставляются подтверждающие документы (выписка из ЕГРН, свидетельство о собственности, договор купли-продажи, договор аренды).
4). Наличие полноценного сайта (Показатель В4).
Показатель |
Критерий |
Показатель |
Количество баллов |
В4 |
Наличие полноценного сайта |
есть |
60 |
нет |
0 |
Прикрепляется ссылка на сайт компании участника.
5). Наличие постоянных потребителей услуг (Показатель В5). Оценивается количество лет.
Показатель |
Критерий |
Показатель |
Количество баллов |
В5 |
Наличие постоянных потребителей услуг |
срок обслуживания более 8 лет |
50 |
срок обслуживания более 5 лет |
40 |
||
срок обслуживания более 2 лет |
10 |
Предоставляются договоры договоры об оказании услуг.
6). Наличие ключевых специалистов, предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг (Показатель B6). Оценивается количество ключевых специалистов по следующим специализациям: специалист по бухгалтерскому учёту, IT-специалист, сервис-менеджер.
Показатель |
Критерий |
Показатель |
Количество баллов |
В6 |
Наличие в штате ключевых специалистов: 1) специалист по бухгалтерскому учету, 2) IT-специалист, 3) сервис-менеджер |
3 специалиста |
50 |
2 специалиста |
40 |
||
1 специалист |
10 |
Наличие договоров с участником закупки подтверждается копиями соответствующих документов.
7). Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг, сопоставимых с предметом закупки характера и объема" (Показатель В7) оценке подлежит количество исполненных контрактов/договоров оказания услуг по обследованию и/или внедрению и/или сопровождению информационных систем в государственных учреждениях, оказанные за 5 (пять) лет до даты подачи заявки в рамках договоров (контрактов), заключенных и исполненных в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ или Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, на сумму не менее НМЦК каждый.
Под успешным оказанием услуг понимается исполнение исполнителем (участником закупки) контракта (гражданско-правового договора) без применения к такому исполнителю (участнику закупки) неустоек (штрафов, пени).
При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полночитаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати.
Данный показатель рассчитывается следующим образом:
В качестве подтверждающих документов участником конкурса в составе заявки предоставляются копии исполненных контрактов (гражданско-правовых договоров), включая все листы и приложения к ним, копий актов приемки оказанных услуг, и/ или иных документов, подтверждающих их исполнение.
При отсутствии в заявке на участие в открытом конкурсе информации об опыте участника конкурса по успешному оказанию услуги сопоставимого характера и объема, подтвержденной копиями указанных выше документов, участник открытого конкурса получает 0 баллов по данному показателю. Сведения подтверждаются копиями документов, подтверждающих репутацию участника закупки. Не подтвержденные сведения не оцениваются.
Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе по данному показателю осуществляется по следующей шкале:
Предоставлены сведения об успешном исполнении 5-и и более контрактах/договорах на оказание услуг сопоставимого характера и объема |
60 баллов |
Предоставлены сведения об успешном исполнении 4-х контрактах/договорах на оказание услуг сопоставимого характера и объема |
50 балла |
Предоставлены сведения об успешном исполнении 3-х контрактах/договорах на оказание услуг сопоставимого характера и объема |
40 балла |
Предоставлены сведения об успешном исполнении 2-х контрактах/договорах на оказание услуг сопоставимого характера и объема |
30 баллов |
Предоставлены сведения об успешном исполнении 1-го контракта/договора на оказание услуг сопоставимого характера и объема |
20 баллов |
Сведения о контрактах/договорах на оказание услуг сопоставимого характера и объема не предоставлены |
0 баллов |
Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по критерию оценки (показателю), определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам.
Рейтинг заявки по критерию равен сумме оценок в баллах, полученных участником по результатам оценки по показателям данного критерия оценки, с учетом коэффициента значимости критерия оценки.
Итоговый рейтинг заявки (предложения) вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки (предложения).
8). Наличие отзывов, благодарственных и рекомендательных писем (Показатель В8).
Показатель |
Критерий |
Показатель |
Количество баллов |
В8 |
Наличие отзывов, благодарственных и рекомендательных писем |
более 15 |
60 |
от 10 до 15 |
40 |
||
менее 10 |
20 |
||
Отсутствуют |
0 |
Предоставляются копии подтверждающих документов.
Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по критерию оценки (показателю), определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам.
Рейтинг заявки по критерию равен сумме оценок в баллах, полученных участником по результатам оценки по показателям данного критерия оценки, с учетом коэффициента значимости критерия оценки.
Итоговый рейтинг заявки (предложения) вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки (предложения).
Комиссия УФАС отмечает, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок не корреспондируется с положениями Положения, установленного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604.
В частности, показатель "Продолжительность работы предприятия на рынке услуг профессиональной уборки (Показатель В1)" не позволяет в надлежашей мере выбрать лучшего исполнителя. Фактически в данном пункте участники подтвердят только время существования компании, но не как не опыт. При этом компания, которая на рынке услуг 3 года, может выполнить больше контрактов за этот срок и более крупных, чем компания, которая существует 10 лет и фактически часть из них не вела деятельность вообще.
Относительно показателя "Количество сотрудников службы ИТР с опытом работы в компании более трех лет (Показатель В2)" Комиссия УФАС отмечает, что предметом рассматриваемой закупки является оказание услуг по комплексной уборке помещений для нужд СПб ГБУЗ Клиническая больница Святителя Луки в 2022 году, при этом наличие в штате участника закупки, заместителя директора, офис-менеджера, завхоза не определяет уровень квалификации участника закупки, поскольку наличие в штате указанных сотрудников не связано с качеством выполняемых работ.
Кроме того, условие, установленное Заказчиком о наличии у участника закупки собственного офиса, также не определяет квалификацию участника закупки и не влияет на качество исполнения контракта, и создает необоснованное преимуществу для участников закупки, имеющих в собственности соответствующие помещения по отношению к участникам, арендующим офисные помещения.
Комиссия УФАС также констатирует, что условие о наличии у участника закупки полноценного сайта, а также постоянных потребителей услуг не способствует выявлению лучшего предложения об исполнении контракта и не определяет квалификацию участника закупки, связанную с предметом рассматриваемой закупки.
К аналогичным выводам Комиссия УФАС приходит и в отношении других показателей, указанных Заказчиком в рассматриваемом порядке оценки заявок.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в извещении надлежащего порядка оценки заявок в рассматриваемой части, нарушают ч. 8 ст. 32, п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1 Признать жалобу ООО "ФОРСАЖ" обоснованной.
2 Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 8 ст. 32, п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3 Выдать Заказчику, конкурсной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленных нарушений.
4 Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 12 апреля 2022 г. N 44-1046/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.04.2022