Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии, Врио начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.,
Членов комиссии:
Врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И. Г.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С. И.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е. В.,
В присутствии представителей:
от заказчика - в отсутствие представителя,
от уполномоченного органа - Макарова Л. В.,
от ООО "ТЕИНСТРОЙПРОЕКТ" - Гарифуллина А. Ф.,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "ТЕИНСТРОЙПРОЕКТ" на действия заказчика - МКОУ "Средняя общеобразовательная школа N2", уполномоченного органа - Администрация Нефтекумского городского округа по факту осуществления закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме N 0121600009422000038 "Оказание услуг по осуществлению строительного контроля при выполнении работ по капитальному ремонту муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 2" для обеспечения муниципальных нужд Нефтекумского городского округа Ставропольского края".
По мнению заявителя жалобы действия заказчика при осуществлении закупки не соответствуют и нарушают требования Закона N 44-ФЗ.
Представитель уполномоченного органа пояснил, что процедуры по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона.
Комиссия, рассмотрев доводы жалобы ООО "ТЕИНСТРОЙПРОЕКТ", выслушав представителей сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Так, частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Кроме того, к члену СРО, осуществляющего строительный контроль, должны быть указаны требования к его уровню ответственности и минимальному размеру взноса в компенсационный фонд.
В соответствии с частью 12 статьи 55.16 ГрК РФ должен быть установлен минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:
1. 100 000 руб. в случае, если член СРО планирует выполнять работы, стоимость которых по одному договору подряда не превышает 60 млн. руб.; (первый уровень ответственности);
2. 500 000 руб. в случае, если член СРО планирует выполнять работы, стоимость которых по одному договору не превышает 500 млн. руб.; (второй уровень ответственности);
3. 1 500 000 руб. в случае, если член СРО планирует выполнять работы, стоимость которых по одному договору не превышает 3 млрд. руб.; (третий уровень ответственности);
4. 2 000 000 руб. в случае, если член СРО планирует выполнять работы, стоимость которых по одному договору не превышает 10 млрд. руб.; (четвертый уровень ответственности);
5. 5 000 000 руб. в случае, если член СРО планирует выполнять работы, стоимость которых по одному договору составляет 10 млрд. руб. и более (пятый уровень ответственности).
Минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена СРО в строительстве, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности составляет:
1. 200 000 руб. в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает 60 млн. руб. (первый уровень ответственности);
2. 2 500 000 руб. в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает 500 млн. руб. (второй уровень ответственности);
3. 4 500 000 руб. в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает 3 млрд. руб. (третий уровень ответственности);
4. 7 000 000 руб. в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает 10 млрд. руб. (четвертый уровень ответственности);
5. 25 000 000 руб. в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам составляет 10 млрд. руб. и более (пятый уровень ответственности).
В соответствии с частью 3 статьи 55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 ГрК РФ;
2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом части 3 статьи 55.8 ГрК РФ договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 ГрК РФ. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
Таким образом, из статей 55.8, 55.16 ГрК РФ следует, что компенсационный фонд возмещения вреда формируется СРО в обязательном порядке, размер взноса в указанный фонд зависит от стоимости одного договора строительного подряда, вне зависимости от способа его заключения, а компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств является дополнительным фондом, размер взноса в который зависит от суммарной стоимости договоров, заключенных членом СРО с использованием конкурентных процедур и является необходимым условием для принятия участия в закупках.
При этом, строительный контроль осуществляется на объекте со стоимостью строительно-монтажных работ 74 168 560,00 рублей (реестровый номер контракта 3261401555622000004 - Выполнение работ по капитальному ремонту муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школаN 2" для обеспечения муниципальных нужд Нефтекумского городского округа Ставропольского края), что соответствует второму уровню члена саморегулируемой организации по компенсационному фонду возмещения вреда и по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств
При этом, в соответствии с письмом Минстроя России от 12.02.2021 N5265-ТБ/02, исходя из совокупности положений части 2 статьи 53 и пункта 22 статьи 1 ГрК РФ, строительный контроль является функцией технического заказчика и может выполняться только членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 и 2.2 статьи 52 ГрК РФ.
Вместе с тем, в вышеуказанном письме Минстроя России от 12.02.2021 N5265-ТБ/02 даны следующие разъяснения по вопросу уровня ответственности членов саморегулируемой организации, осуществляющих строительный контроль:
Законодательством о градостроительной деятельности не установлены особые требования к членам саморегулируемой организации, выполняющим функции технического заказчика, в том числе осуществляющим строительный контроль на основании договора. В этой связи к таким лицам предъявляются общие требования, установленные внутренними документами саморегулируемой организации с учетом минимальных квалификационных требований, определенных частью 6 статьи 55.5 ГрК РФ.
В соответствии с частями 10-13 статьи 55.16 ГрК РФ уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда саморегулируемой организации определяется исходя из максимальной стоимости договора подряда, который планируют выполнять индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации - исходя из предельного размера обязательств по договорам подряда, которые индивидуальный предприниматель, юридическое лицо намерены заключить с использованием конкурентных способов.
В этой связи обязательность членства в саморегулируемой организации, а также уровень ответственности члена саморегулируемой организации, имеющего намерение выполнять по договору строительный контроль, определяются исходя из размера обязательств по договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, по которому планируется осуществление этого строительного контроля.
При этом, заказчиком в извещении о закупке не установлено требование к участникам закупки о том, что участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации, не установлено требований к уровню ответственности члена саморегулируемой организации, имеющего намерение выполнять работы по договору строительного контроля, определяющегося исходя из размера обязательств по договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, по которому планируется осуществление строительного контроля.
При таких обстоятельствах, Комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок, в действиях заказчика установлены нарушения требований ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ,
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТЕИНСТРОЙПРОЕКТ" на действия заказчика - МКОУ "Средняя общеобразовательная школа N2", уполномоченного органа - Администрация Нефтекумского городского округа по факту осуществления закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме N 0121600009422000038 "Оказание услуг по осуществлению строительного контроля при выполнении работ по капитальному ремонту муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 2" для обеспечения муниципальных нужд Нефтекумского городского округа Ставропольского края" - обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - МКОУ "Средняя общеобразовательная школа N2" нарушившими требования ч. 1 ст. 31 Закона N44-ФЗ, в связи с чем, выдать обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии Е. А. Соколов
И. Г. Лыков
Члены комиссии
Е. В. Вишневская
С. И. Рошевский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 11 апреля 2022 г. N 026/06/42-620/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.04.2022