Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии, Врио начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.,
Членов Комиссии:
Врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Резцовой А.М.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В.,
В присутствии представителей:
от Заказчика - Ширяева С. С.,
от ООО "НУТРИТЕК КОСТРОМА" - Гилажовой В.Б.,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "НУТРИТЕК КОСТРОМА" на действия заказчика - ГБУЗ СК "Шпаковская районная больница" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300035822000014 "Поставка молочной смеси" (далее - Закупка).
Заявитель обжалует действия Заказчика в части Закупки.
В ходе проведенной внеплановой проверки в соответствии со ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) Комиссия установила следующее.
28.03.2022 г. Заказчиком в единой информационной системе было размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0321300035822000014 на поставку молочной смеси.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе следующую информацию:
- наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона N 44-ФЗ порядок формирования и ведения в единой информационной системе КТРУ, а также правила использования указанного каталога устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 (далее - Правила N 145).
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрено использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Также согласно п. 5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе, за исключением случаев, если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона, указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
При этом, согласно п. 6 Правил использования КТРУ, в случае предоставления дополнительной информации, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации.
Заказчиком в Приложение 1 к Техническому заданию установлены требования к характеристикам поставляемого товара, в том числе:
- "Дополнительные характеристики:
Адаптированная сухая молочная смесь для смешанного и искусственного вскармливания здоровых детей с рождения до 6 месяцев.
Требования к продукту на 100 мл готовой смеси:
Белок 1,3-1,4 г
Жиры 3,2-3,4 г
Углеводы 7,4-7,6 г
Минеральные вещества:
Кальций 52-53 мг,
Фосфор не более 29 мг,
Магний 4,7-5,6 мг,
Медь не более 42 мкг.
Продукт должен содержать комплекс витаминов:
Ретинол (А) 52-62 мкг,
Токоферол (Е) 0,78-1,1 мг,
Кальциферол (Д) 0,96-1,2 мкг.
Герметичная упаковка 300-400г."
Так же во исполнение п. 6 Постановления Правительства N 145 и п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ включено следующее обоснование:
* Ввиду отсутствия описательных характеристик в КТРУ заказчик указал показатели и требования используемые в техническом регламенте ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции", принятый Решением Совета Евразийской Экономической комиссии N 67 от 9 октября 2013 г., ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза N 880 от 9 декабря 2011 г., документах, разрабатываемых и применяемых Национальной программой оптимизации вскармливания детей первого года жизни в РФ, утвержденной на XVI Съезде педиатров России (февраль 2009 г.), которые являются определяющими для него, способные описать потребность Заказчика в функциональных, технических, качественных и иных характеристиках объекта закупки и в соответствие с пп.2п.1ст.33 44-ФЗ прилагаем следующее обоснование:
При составлении Технического Задания Заказчиком были учтены не только требования, прописанные в выше указанных документах (диапазоны характеристик не выходят за пределы норм), но и в первую очередь:
- Рекомендации мед.работников ЛПУ, которые основываются на многолетнем опыте наблюдений и назначений, а также совокупности всех выше перечисленных требований и рекомендаций. На протяжении длительного времени мед.работники ЛПУ ведут активную работу с медицинскими представителями разных производителей питания для детей относительно составов и пищевой ценности питания, а также учитывается непосредственная реакция организма ребенка на употребление той или иной продукции. Любому мед.работнику, и не только, известно, что если ребенок находится на искусственном вскармливании, то целесообразно использовать ту смесь, которая наибольшим образом подходит: соответствует по показаниям к применению (для питания здоровых детей, профилактические смеси и лечебные смеси), не вызывает аллергических реакций, способствует нормальном набору веса, не вызывает дополнительных нарушений пищеварения (колики, вздутие, срыгивания_). А также принцип стабильности, т.е.рекомендуется кормить ребенка одной подходящей смесью на протяжении всего периода вскармливания. При назначении питания ребенку необходимо принимать во внимание многие факторы, в первую очередь, осуществлять дифференциальный и индивидуальный подход. Активные процессы роста и развития, характерные для организма ребенка, требуют максимально полного обеспечения возрастных потребностей в основных пищевых веществах и энергии. Это вносит определенные сложности в составлении рациона (диеты) питания у разных детей.
- Рекомендации ГУ Научного Центра здоровья детей РАМН.
- Соответствие продукции требованиям Федерального закона от 02.01.2000 года N29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", Федерального закона от 30.03.1999 года N52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения"; СанПиН 2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2003 года N98; санитарно-эпидемиологических правил и норм "гигиенические требования к безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов СанПиН 2.3.2.1078-01", утвержденных Главным санитарным врачом Российской Федерации от 06.11.2001 года; санитарных правил "Санитарно- эпидемиологические требования к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. СанПин 2.3.6.1079-01", утвержденных Главным санитарным врачом Российской Федерации от 06.11.2001 года.
3Из положений Закона N44-ФЗ следует, что потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований к поставляемым товарам. Поскольку состав продукта является важнейшей составляющей потребительских свойств товара, влияющей на его качественные параметры и определяющий его применение, то указание на состав является обязательным при составлении требований к закупаемому товару.
Помимо этого Заказчиком была проделана следующая работа:
1. Проанализированы розничные сети по представленности продуктов, ассортимент. Так как сама программа по обеспечению питанием детей носит социальный характер и основывается на принципе поддержки, а не полного обеспечения, то граждане получающие питание должны будут для дальнейшего вскармливания ребенка докупать питание самостоятельно. В связи с этим, представленность продукта в розничной сети играет не мало важную роль.
2. При составлении Технического задания учитывались смеси, соответствующие по назначению, по составу и по результативности в применении.
Исходя из специфики работы учреждения, в учреждении отсутствуют условия для взвешивания смесей и фасовки их в упаковки, а также уполномоченные для этого лица. Выдача смесей в медицинском учреждении должна осуществляться в заводской упаковке, а не на развес. При указании количества продукта питания в одной упаковке Заказчик также учитывал количество детей прикрепленных к учреждению и нуждающихся в полноценном обеспечении дополнительным детским питанием.
При этом, комиссия отмечает, что нормами действующего законодательства не установлены к требования к содержанию необходимости использования при описании объекта закупки дополнительной информации
Таким образом, довод заявителя о том, что Заказчиком нарушены положения п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, п. 6 Правил N 145 является несостоятельным.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать проект контракта.
В соответствии со ст. 473 Гражданского кодекса Российской Федерации срок годности товара определяется периодом времени, исчисляемым со дня его изготовления, в течение которого товар пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.
Заказчиком в проекте контракта установлены противоречащие друг другу сроки годности товара (продукции для детского питания), а именно:
- П. 3.1.2. срок годности товара на момент поставки не менее 6 месяцев, от срока годности, указанного производителем.
Далее указано:
П. 7.3. Поставляемый товар должен соответствовать действующим государственным стандартам, медико-биологическим и санитарным нормам, установленным в Российской Федерации.
Поставляемый товар должен иметь остаточный срок годности:
а) не менее 8 (восьми) месяцев на момент поставки, если общий срок годности, установленный производителем до 1 (одного) года включительно;
б) не менее 13 (тринадцати) месяцев на момент поставки, если общий срок годности, установленный производителем от 1 (одного) до 2 (двух) лет включительно;
в) не менее 18 (восемнадцати) месяцев на момент поставки, если общий срок годности, установленный производителем от 2 (двух) до 3 (трех) лет включительно;
г) не менее 19 (девятнадцати) месяцев на момент поставки, если общий срок годности, установленный производителем от 3 (трех) до 5 (пяти) лет включительно;
д) не менее 23 (двадцати трех) месяцев на момент поставки, если общий срок годности, установленный производителем 5 (пять) лет и более
Вышеуказанные несоответствия проекта контракта могут вводить участников Закупки в заблуждение.
При таких обстоятельствах, Комиссией в действиях Заказчика установлены нарушения требований ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "НУТРИТЕК КОСТРОМА" на действия заказчика - ГБУЗ СК "Шпаковская районная больница" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300035822000015 "Поставка молочной смеси" - обоснованной по доводу 2.
2. В действиях Заказчика ГБУЗ СК "Шпаковская районная больница" установлены нарушения ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, в связи с чем, выдать обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. председателя Комиссии Е.А. Соколов
И. Г. Лыков
Члены Комиссии
А.М. Резцова
Е.В. Вишневская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 8 апреля 2022 г. N 026/06/42-608/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.04.2022