Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии, Врио начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е. А.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е. В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Резцовой А. М.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б. Ш.,
в присутствии представителей:
от заказчика - представитель отсутствовал,
от ООО "ЮЖ-СТРОЙ" - представитель отсутствовал,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России из Филиала "Крайавтомост" ГБУ СК "Стававтодор" поступили сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков участника закупки - ООО "ЮЖ-СТРОЙ" по факту осуществления закупки путём проведения аукциона в электронной форме N 0321500001622000001 "Поставка фанеры".
Заказчик указывает, что расторг контракт в одностороннем порядке.
В порядке части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении ООО "ЮЖ-СТРОЙ" в реестр недобросовестных поставщиков назначено время и место осуществления проверки сведений, поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления.
07.04.2022 г. Комиссия, проанализировав представленные материалы, установила следующее:
По результатам проведения аукциона в электронной форме 0321500001622000001 "Поставка фанеры" между Филиалом "Крайавтомост" ГБУ СК "Стававтодор" и ООО "ЮЖ-СТРОЙ" 09.02.2022 г. заключен Государственный контракт N 0321500001622000001 на поставку фанеры (далее - Контракт).
Согласно п. 4.1 Контракта "Поставщик" самостоятельно доставляет далее "Товар": в течении 15 (пятнадцати) календарных дней с момента заключения Контракта.
В соответствии с п. 5.1.1., 5.1.2., "Поставщик" обязан своевременно и надлежащим образом поставить "Заказчику" Товар с наименованием, в количестве, комплектности и с иными техническими характеристиками поставляемого Товара, указанными в Спецификации, и представить Заказчику документы, предусмотренные Контрактом, а так же обеспечить передачу Товара в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Контрактом.
Таким образом, срок поставки товара истекал 24.02.2022 года.
Однако, как указывает Заказчик в своем обращении, на 24 февраля 2022 года "Товар" не был поставлен "Заказчику".
Согласно статьям 309, 310 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом, в соответствии с условиями контракта, требованиями закона.
Частью 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно п. 10.3. Контракта Контракт может быть расторгнут:
- по соглашению Сторон;
- в судебном порядке;
- в связи с односторонним отказом одной из сторон от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Пунктом 10.4 Контракта установлено, что расторжение Контракта в связи с односторонним отказом одной из сторон от исполнения Контракта осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
04.03.2022 г. Заказчиком принято Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в котором установлено следующее:
"В соответствии с п.10.3, 10.4., Контракта и на основании ст. 450, п. 2 ст. 523, Гражданского кодекса Российской Федерации Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, (далее Контракт).
Расторжение Контракта допускается по Соглашению Сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения обязательств, в том числе в случаях:
- если по результатам лабораторных исследований образца (пробы) поставленного товара выявится его несоответствие требованиям законодательства Российской Федерации;
- отказа Поставщика передать Заказчику товар или принадлежности к нему;
- существенного нарушения Поставщиком требований к качеству товара, а именно обнаружение Заказчиком неустранимых недостатков;
- недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;
- невыполнения Поставщиком в разумный срок требования Заказчика о доукомплектовании товара;
- неоднократного (от двух и более раз) нарушения Поставщиком сроков поставки товаров;
- если Поставщик и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения Поставщика.
Согласно действующего контракта, а именно "сроки поставки товара" и "порядок выполнения и приемки работ":
п. 4.1 "Поставщик" самостоятельно доставляет далее "Товар": в течении 15 (пятнадцати) календарных дней с момента заключения Контракта;
п. 6.2. "Место поставки товара" товар поставляется на склад производственной базы филиала "Крайавтомост" ГБУ СК "Стававтодор" по адресу: РФ, Ставропольский край, г. Ставрополь, пр. Кулакова 226.
Срок поставки товара истекал 24.02.2022 года.
Однако на 24 февраля 2022 года "Товар" не был поставлен "Заказчику"
в указанные сроки по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, проспект Кулакова, д. 22-Б.
О данном факте "Заказчик" неоднократно пытался уведомить в телефонном режиме "Поставщика", по номеру телефона: 8-962-4062278, но на телефонные звонки "Поставщик" не отвечал.
В связи с чем считаем, что "Поставщик" ненадлежащим образом исполняет свои обязательства по действующему контракту и допускает нарушение п. 5.1.1 и п. 5.1.2 контракта.
25.02.2022 года по данному поводу филиал "Крайавтомост" ГБУ СК "Стававтодор" подготовил и направил претензионное письмо Обществу с ограниченной ответственностью "ЮЖ-СТРОЙ", в котором были выдвинуты требования и повторный срок по выполнению "Поставщиком" своих обязательств согласно действующего контракта, повторный срок уже истек, товар поставлен не был, на телефонные звонки "Поставщик" не отвечает, в данном случае имеет место быть факт неоднократного (от двух и более раз) нарушений "Поставщиком" сроков поставки товаров.
Данное неисполнение (ненадлежащее исполнение обязательств) "Поставщиком" выразилось в следующем: не поставке товара в установленные сроки, предусмотренные настоящим Контрактом т.е., в течение 15 календарных дней с момента заключения настоящего Контракта, и не поставке товара в установленные сроки предусмотренные претензией от 25.02.2022 года, в течении 5 календарных дней с момента получения претензии по средствам электронной почты."
На основании вышеизложенного, Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 04.03.2022 г. принято Заказчиком на основании неоднократного (от двух и более раз) нарушения Поставщиком сроков поставки товаров.
Вместе с тем, Контрактом не предусмотрена поставка товара партиями, кроме того, Заказчиком в материалы дела не представлено доказательств того, что указанная Претензия от 25.02.2022 г. была направлена на адрес Обществу с ограниченной ответственностью "ЮЖ-СТРОЙ" и получена Обществом, поскольку адрес, указанный в контракте в качестве реквизитов (yuz2006yandex.ru) отличается от адреса, электронной почты, на который была направлена Претензия Заказчиком ( yuz2006@yandex.ru).
Согласно п. 3 ч. 6 ст. 8 Закона N 360 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон N 360-ФЗ):
с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
Согласно ч. 12.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Решение о расторжение контракта принято Заказчиком 04.03.2022 г., размещено в ЕИС в "дополнительной информации" 06.03.202 г., что не нарушает порядок расторжения контракта, установленный ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
В силу п. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
На заседание Комиссии Заказчиком не представлено подтверждений того, что Поставщиком не устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия решения, в связи с чем, определить дату вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта исходя из представленных документов не представляется возможным.
Далее, согласно ст. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации":
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Нарушений заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе Комиссией Ставропольского УФАС России не выявлено.
В соответствии с частью 2 статьи 104 ФЗ "О контрактной системе", в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт недобросовестного поведения поставщика при исполнении контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта.
Исходя из положений статьи 104 ФЗ "О контрактной системе" реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом обязательств, принятых в рамках осуществления закупки. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в закупках в течение установленного срока (часть 9 статьи 104 ФЗ "О контрактной системе").
Административный процесс рассмотрения обращений Заказчиков о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков не обязывает Комиссию Ставропольского УФАС России устанавливать те факты, которые умалчиваются участниками процесса.
Вышеуказанные обстоятельства могут свидетельствовать об отсутствии виновного поведения предпринимателя при исполнении контракта, однако разрешение споров, связанных с исполнением контракта, регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации.
Комиссия Ставропольского УФАС России, в силу своей компетенции проверив действия заказчика и предпринимателя на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной ФЗ "О контрактной системе", в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, оценив в совокупности имеющиеся доказательства, у Комиссии отсутствуют основания для включения ООО "ЮЖ-СТРОЙ" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 8 статьи 104 Закона N 44-ФЗ и частью 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ООО "ЮЖ-СТРОЙ" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии Е. А. Соколов
Члены комиссии
Е. В. Вишневская
А. М. Резцова
Б. Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 7 апреля 2022 г. N РНП-26-1769
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.04.2022