Резолютивная часть решения оглашена 12.04.2022
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "Медстайл" (г.Владимир) на положения извещения запроса котировок в электронной форме на поставку стоматологической установки с нижней подачей белья (базовая комплектация) для нужд ГБУЗ ВО "Селивановская центральная районная больница" (извещение N 0328300010122000002) в присутствии представителя заявителя - ООО "Медстайл" заказчика - ГБУЗ ВО "Селивановский центральная районная больница"
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/33-202/2022 Комиссия Владимирского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Медстайл" (далее - заявитель, общество) на положения извещения запроса котировок в электронной форме на поставку стоматологической установки с нижней подачей белья (базовая комплектация) для нужд ГБУЗ ВО "Селивановская центральная районная больница" (извещение N 0328300010122000002).
По мнению заявителя, в нарушение положений Закона о контрактной системе совокупность требований заказчика к техническим показателям поставляемого товара детализирована таким образом, что на закупку может быть представлена единственная стоматологическая установка "Клер", производства фирмы ООО НПФ "Дентофлекс", что ограничивает возможность поставки товара с улучшенными характеристиками.
Кроме того, ряд пунктов технического задания аукционной документации являются заведомо невыполнимыми (например, пункты 9, 22.15 технического задания).
В силу изложенного, заявитель просит провести внеплановую проверку данной закупки, выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В обоснование правомерности действий заказчика представитель заказчика пояснил следующее.
Для осуществления процедуры запроса котировок были запрошены коммерческие предложения у различных организаций, в связи со сложившейся обстановкой страны, принятыми в отношении РФ санкциями, и как следствие изменением ценовой политики у поставщиков/производителей коммерческие предложения были предоставлены только от трех поставщиков. На их основании и составлялось извещение о проведении запроса котировок в электронной форме. При формировании технического задания заказчик руководствовался своими потребностями. На участие в запросе котировок были поданы 2 заявки из которых можно увидеть, что к поставке предлагается оборудование разных производителей.
Вместе с тем, представитель заказчика признал, что при формировании технического задания по ряду позиций были установлены или заведомо невыполнимые или избыточные требования (в частности по позициям 9, 22.15, 35.1 технического задания извещения о проведении запроса котировок).
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из смысла указанных норм следует, что если указанные в аукционной документации требования к товару не нарушают прямых запретов, установленных в статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, и направлены на определение потребностей заказчика, такие положения документации не могут быть признаны нарушающими требования законодательства. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара. Положения Закона о контрактной системе в сфере закупок не обязывают заказчика при описании объекта закупки устанавливать такие требования, которым соответствовали бы все существующие типы, виды, модели товара.
При описании объекта закупки в рассматриваемой документации заказчиком не использованы указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя. Им указаны необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Комиссия полагает, что доказательств, свидетельствующих о нарушении заказчиком положений статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, о создании одним участникам закупки преимуществ перед другими, заявитель жалобы не представил. Кроме того, на участие в указанном электронном аукционе было подано две заявки и в заявках участников предлагается товар двух разных производителей, и эти заявки были признаны котировочной комиссией заказчика соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок в электронной форме.
Вместе с тем, Комиссией были установлено, что по ряду позиций технического задания извещения о проведения запроса котировок в электронной форме (Приложение N 2 к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме "Описание объекта закупки") заказчиком были установлены либо заведомо невыполнимые (пункт 9 "Сертификат соответствия Госстандарта РФ" - с 01.01.2021 в отношении медицинского оборудования такие сертификаты не выдаются, пункт 22.15 "Металлический стакан" - в поставляемом оборудовании нет никаких стаканов), либо избыточные требования к поставляемому товару, которые не влияют на качество оказываемых услуг (пункт 35.1 "Диаметр чаши-плевательницы, мм - не менее 250")
Таким образом, по данным позициям извещение о проведении закупки не соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок и нуждается в корректировке и доработке, для приведения её в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медстайл" (г.Владимира) на положения извещения о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку стоматологической установки с нижней подачей белья (базовая комплектация) для нужд ГБУЗ ВО "Селивановская центральная районная больница" (извещение N 0328300010122000002) частично обоснованной (в части доводов жалобы о некорректном описании характеристик объекта закупки по позициям 9, 22.15, 35.1 Приложения N 2 к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме).
2. Признать заказчика нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Вынести в отношении заказчика, котировочной комиссии, оператора электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 12 апреля 2022 г. N 033/06/33-202/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.04.2022