Резолютивная часть решения оглашена 12.04.2022 года
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "Евро Инвест" (далее заявитель, Общество) на положения документации при проведении электронного аукциона на поставку специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением (извещение N 0128200000122000330) в присутствии представителя заказчика ГКУ ВО "Центр безопасности дорожного движения Владимирской области" _. (доверенность от 14.01.2022 б/н); представителя уполномоченного органа- департамента имущественных и земельных отношений Владимирской области ... (доверенность от 30.12.2021 N81); представителя заявителя- ООО "Евро Инвест" _. (доверенность от 08.04.2022 б/н), _. (доверенность от 10.01.2022 N ЕИ-02/22).
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/33-201/2022 Комиссия Владимирского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Евро Инвест" на положения документации при проведении электронного аукциона на поставку специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением (извещение N 0128200000122000330).
По мнению заявителя, аукционная документация составлена с нарушением действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а именно:
1.В пункт 6 проект контракта было включено требование (Заказчик вправе потребовать расторжения контракта в случае нарушения Поставщиком любого из сроков оказания услуг более чем на один день), противоречащие нормам Закона о контрактной системе в сфере закупок и Гражданскому Кодексу Российской Федерации (далее ГК РФ).
2. Требования указанные в техническом задании заказчика противоречат действующим ГОСТам.
3.Согласно техническому заданию заказчика, одним из предметов закупки является комплекс фотовидеофиксации "Кордон-М"КР. Указанный комплекс отсутствует в реестре российской радиоэлектронной продукции или в евразийском реестре промышленной продукции. Таким образом, установлении запрета на поставку товаров иностранного производства в соответствии с постановлением Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878) является неправомерным.
4.В технической задании указанного аукциона указано, что ТСАФВФ должны гарантировано осуществлять фиксацию всех указанных в Техническом задании видов административных правонарушений по всем полосам движения и всем направлениям движения в местах установки. Указанная формулировка, по мнению Общества, влечет значительные расходы исполнителя по доукомплектованию оборудования.
В силу изложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной, отменить процедуру определения поставщика, провести внеплановую проверку осуществления закупки, признать в действиях заказчика нарушения законодательства РФ, выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В обоснование правомерности действий заказчика представитель заказчика пояснил следующее.
При описании объекта закупки Заказчик руководствовался нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
1.Указанное заказчиком требование сроков, в случае нарушения которых заказчик вправе потребовать расторжения контракта, является правом Заказчика и не противоречит требованиям законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок и ГК РФ.
2.относительно довода о противоречиях, заказчик поясняет, что в документацию электронного аукциона внесены изменения в соответствии с приказом от 11.04.2022 N12.
3.В едином реестре российской радиоэлектронной продукции (номер реестровой записи РЭ-1513/21) имеется комплекс измерительной с видеофиксацией "Кордон-М". Таким образом заказчиком был установлен запрет на поставку товаров иностранного производства в соответствии с постановлением Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
4. Довод заявителя относительно фиксации всех указанных в Техническом задании видов административных правонарушений по всем полосам движения и всем направлениям движения в местах установки является несостоятельным, так как данная характеристика комплекса является потребностью заказчика.
На основании изложенного представитель заказчика просит отказать в удовлетворении настоящей жалобы.
Представитель уполномоченного органа указал, что нарушений со стороны Департамента имущественных и земельных отношений не допущено.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
01.03.2022 на официальном сайте в единой информационной системы в сфере закупок было размещено извещение N 0128200000122000330 о проведении электронного аукциона на поставку специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением.
Начальная (максимальная) цена контракта: 44 887 500,00 рублей.
1.В силу п.1 ч.14 ст. 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок в контракт могут быть включены условия о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Часть 8 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок гласит, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии со статьей 523 Гражданского Кодекса РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
-поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
-неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Таким образом, гражданским законодательством РФ и законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок установлены основания для одностороннего отказа стороны от исполнения договора.
На основании изложенного, довод заявителя жалобы относительно включения в проект контракта права заказчика на односторонний отказ от исполнения контракта в случае нарушения поставщиком любого из сроков оказания услуг более чем на один день, является обоснованным.
2.В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Одним из доводов указанных в жалобе, является противоречия требований указанных в техническом задании заказчика и действующих ГОСТах.
В соответствии с приказами ГКУ ВО "Центр безопасности дорожного движения Владимирской области" от 05.04.2022 N10 и от 11.04.2022 N 12 по указанным противоречиям в приложение N1 к Техническому заданию N2 "Описание объекта закупки", приложение N4 "проект контракта" внесены изменения относительно указанного довода.
Таким образом, указанное нарушение добровольно устранено заказчиком.
3. В соответствии с п.2.1 приложения N3 к извещению об осуществлении закупки "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" Заказчик установил ограничение допуска для участников в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878).
В целях развития производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации утверждает перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
В соответствии с извещением электронного аукциона на поставку специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносьемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением заказчиком установлен код позиции по ОКПД2 26.20.30.000 и наименование товара, работы, услуги- устройства автоматической обработки данных прочие.
Указанный код ОКПД2 и наименование товара указаны в перечне радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, указанный довод заявителя является необоснованным.
Объективные, письменные доказательства обратного заявителем жалобы в материалы дела представлены не были.
4. Из смысла положений статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок следует, что заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара, при этом, описании объекта закупки должно таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
В приложение N2 к государственному контракту "техническое задание" указанно, что ТСАФВФ должны гарантировано осуществлять фиксацию всех указанных в Техническом задании видов административных правонарушений по всем полосам движения и всем направлениям движения в местах установки.
Указание заказчиком указанной формулировки позволяет обеспечить основные цели производимой закупки и не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки, не доказано, что сформулированное заказчиком требование привело к такому ограничению.
Вместе с тем Комиссия Владимирского УФАС России относительно довода о некорректной начальной (максимальной) цене контракта сообщает следующее.
Частью 1 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусмотрено, что в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;
2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 6 статьи 4 настоящего Федерального закона, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;
3) органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Пункт 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок гласит о том, что контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, с учетом части 4 настоящей статьи осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения:
- плановых проверок в отношении субъектов контроля (за исключением банков, государственной корпорации "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций) при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, в отношении операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок;
- внеплановых проверок в отношении субъектов контроля;
Часть 4 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусматривает, что контроль в отношении операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа.
Пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок определено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Частью 9 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 настоящей статьи осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:
1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, а также закупок для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета;
2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
Вышеуказанные положения статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок свидетельствуют о том, что к полномочиям контрольного органа в сфере закупок (каковым является территориальный антимонопольный орган) не относится проведение проверки надлежащего исполнения заказчиком требований законодательства РФ к обоснованию начальной (максимальной) цены контракта.
Данные полномочия в соответствии с частями 8, 9 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок делегированы органам государственного (муниципального) финансового контроля.
Контрольный орган в сфере закупок лишь констатирует факт наличия в закупочной документации обоснования начальной (максимальной) цены контракта, которая и имеется в рассматриваемом электронном аукционе на поставку специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением (извещение N 0128200000122000330).
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Евро Инвест" на положения документации при проведении электронного аукциона на поставку специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением (извещение N 0128200000122000330) по доводам изложенным в ней, частично обоснованной (в части довода относительно одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта).
2.Признать заказчика - ГКУВО "Центр безопасности дорожного движения Владимирской области" нарушившим требования статьи 523 ГК РФ и статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
2. Выдать заказчику, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
3. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 12 апреля 2022 г. N 033/06/33-201/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.04.2022