В связи с поступившей в Пермское УФАС России информацией (вх. N 005391/э от 05.04.2022 г.) была проведена внеплановая проверка соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) МКУ "УЭАЗ" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по охране объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 статьи 3 закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. n 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 статьи 3 закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. n 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (изв. N 0856300001122000017).
Продолжительность проверки: с 06.04.2022 г. по 08.04.2022 г.
Проверка проведена Комиссией.
Предметом настоящей проверки является проверка соблюдения Заказчиком требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по охране объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 статьи 3 закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. n 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 статьи 3 закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. n 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"
В результате проведения внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно извещению N 0856300001122000017 Заказчиком проводился открытый конкурс в электронной форме на оказание услуг по охране объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 статьи 3 закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. n 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 статьи 3 закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. n 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 16.03.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная максимальная цена контракта - 1 826 547,60 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 01.04.2022 г.
Согласно п 11 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, информацию о критериях оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о закупках для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В ч. 8 ст. 32 Закона о закупках установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП N 2604).
В п.1 ПП N 2604 установлено, что настоящее Положение устанавливает порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - закупка, заявки), предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного пунктом 4 части 2 статьи 42 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), согласно приложению N 1.
Согласно п. 3 ПП N 2604 Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В соответствии с пп. "а" - "д" п. 5 ПП N 2604 При проведении конкурсов:
а) с учетом настоящего Положения применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом "а" пункта 3 настоящего Положения;
б) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 3 настоящего Положения, могут не применяться при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы);
в) значимость критерия оценки определяется с учетом настоящего Положения и предельных величин значимости критериев оценки согласно приложению N 2;
г) величина значимости критерия оценки, предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 настоящего Положения, не должна превышать величину значимости критерия оценки, указанного в подпункте "а" пункта 3 настоящего Положения;
д) сумма величин значимости критериев оценки составляет 100 процентов;
В силу п. 24 ПП N 2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 27 ПП N 2604 В случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "б" пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются
а) перечень оборудования и других материальных ресурсов, оцениваемых по показателю, предусмотренному подпунктом "б" пункта 24 настоящего Положения, и необходимых для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки.
б) перечень следующих документов, подтверждающих наличие оборудования и других материальных ресурсов, предусмотренных перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта:
инвентарные карточки учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 (при наличии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки);
договоры аренды (лизинга), безвозмездного пользования, субаренды на срок исполнения контракта с приложением актов, подтверждающих наличие у участника закупки оборудования и других материальных ресурсов (при отсутствии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки);
выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая право собственности на объект недвижимого имущества, выданная не ранее чем за 90 дней до дня окончания срока подачи заявок (при наличии объекта недвижимого имущества в собственности участника закупки);
договор аренды объекта недвижимого имущества на срок исполнения контракта, зарегистрированного в установленном порядке (если предусмотрено законодательством), с приложением акта передачи арендованного объекта недвижимого имущества от арендодателя участнику закупки (арендатору) или выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая право аренды на объект недвижимого имущества и выданная не ранее чем за 90 дней до дня окончания срока подачи заявок (при наличии объекта недвижимого имущества у участника закупки на праве аренды);
иные документы, подтверждающие нахождение у участника закупки в течение срока исполнения контракта объекта недвижимого имущества на ином законном основании (при наличии объекта недвижимого имущества у участника закупки на ином законном основании);
в) к оценке принимаются документы, предусмотренные подпунктом "б" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
В соответствии с пп. "а" п. 28 ПП N 2604 В случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Согласно п. 30 ПП N 2604 в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "д" пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются:
а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 настоящего Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих документов, подтверждающих наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта:
трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
документы, подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников.
Согласно информации, содержащейся в извещении, приложении к извещению - "Порядок оценки заявок по критериям".
Критерии оценки заявок: цена контракта (значимость - 40 %), Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (значимость - 60 %).
В документе "Порядок оценки заявок по критериям" установлены следующие показатели критерия оценки "Квалификация участников".
1. "Наличие необходимых трудовых ресурсов для исполнения договора"
Максимальное количество баллов по подкритерию: 50 баллов.
Баллы начисляются за предоставление полного пакета документов на требующихся сотрудников, а именно:
а) копий трудовых договоров операторов и оперативных дежурных (не менее 6 человек) с опытом работы не менее 6 месяцев от даты публикации извещения о проведении закупки;
б) копии действующих удостоверений частного охранника, личных карточек сотрудников, выданных в соответствии с Законом Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 2487-1) и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
в) копии справок об отсутствии судимости, полученных установленным порядком;
г) копии актов о результатах проведения периодической проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением оружия и специальных средств и физической силы в совокупности с карточками опросов (требования установлены в соответствии с Законом N 2487-1, Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности", приказами Росгвардии от 28.06.2019 N 238 "Об утверждении Порядка выдачи личной карточки охранника" и от 25.11.2019 N 387 "Об утверждении Порядка проведения территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств";
д) копии трудовых книжек;
е) копии трудовых договоров, подтверждающих опыт работы охранников не менее 3 лет. Документы предоставляются не менее чем на 10 сотрудников, имеющих удостоверение охранника 6 разряда;
ж) копии действующего договора страхования частных охранников на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с оказанием ими охранных услуг, заключенного частной охранной организацией со страховой организацией в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 19 Закона N 2487-1, содержащих сведения о застрахованных лиц, чьи удостоверения частных охранников и личные карточки приложены в составе заявки.
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки "Наличие необходимых трудовых ресурсов для исполнения договора" (R On3) определяется следующим образом:
R On3 = 50 баллов - при наличии у участника закупки полного пакета документов на требующихся сотрудников;
R On3 = 0 баллов - при отсутствии у участника закупки полного пакета документов на требующихся сотрудников.
Предельное значение показателя по подкритерию "Наличие необходимых трудовых ресурсов для исполнения договора" - 50%.
Порядок оценки по показателю.
Оценка производится по шкале оценки или как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) по подкритерию (показателю) в соответствии требованиями Правил, утвержденных Постановлением 2604.
Указанные требования не соответствуют нормам, установленным в п. 30 ПП N 2604.
Комиссией установлено, что установленный Заказчиком перечень документов не соответствует требованиям законодательства.
Помимо вышеуказанного, Заказчиком, в нарушение требований ПП N 2604 не установлен перечень специалистов. (пп. "а" п. 30 ПП N 2604)
2. "Наличие необходимого оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта".
Максимальное количество баллов по подкритерию: 30 баллов.
Баллы начисляются за предоставление полного пакета документов на каждый из указанных материальных ресурсов:
а) копии свидетельств о праве собственности на недвижимое имущество и (или) копии действующих договоров аренды помещений с приложением копий актов передачи помещений, и (или) копии действующих договоров безвозмездного пользования помещениями с приложением копии актов передачи арендованного недвижимого имущества от арендодателя участнику конкурса (арендатору), и (или) оригинал выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающей права на имеющиеся помещения;
б) копии документов, подтверждающих наличие транспортных средств в количестве не менее 5 единиц. Сведения подтверждаются копиями свидетельств о регистрации транспортного средства (с обеих сторон), копиями договоров аренды транспортных средств и фотографиями этих транспортных средств (на каждую единицу), на которых четко различим номерные знаки и символика охранного предприятия;
в) копии разрешения на использование радиочастот, выданного уполномоченным органом, либо договора об оказании услуг связи (Постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.2018 N 729 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации");
г) сертификат о наличии лицензированного пульта централизованного наблюдения, выданная разработчиком программного обеспечения (пультового ПО);
д) справка о наличии круглосуточной дежурной части в городе Перми;
е) наличие комнаты хранения оружия (далее - КХО). Сведения подтверждаются:
ж) копией действующего договора аренды или копия свидетельства о праве собственности на помещение КХО;
з) копией акта обследования (технического осмотра) технических средств охраны и инженерно-технической укрепленности КХО;
и) копией действующего договора с подразделением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - Росгвардия) об оказании услуг охраны КХО;
к) копией актуального акта проверки условий сохранности и обеспечения оружия и патронов, выданного подразделением Росгвардии.
Требования установлены в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности", приказом Росгвардии от 14.01.2020 N 8 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия".
Предельное значение показателя по подкритерию "Наличие необходимого оборудования и других материальных ресурсов для исполнения договора" - 30 %.
Проанализировав п. 27 ПП N 2604, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком не был установлен перечень оборудования и других материальных ресурсов, оцениваемых по показателю, предусмотренному подпунктом "б" пункта 24 настоящего Положения, и необходимых для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки.
Помимо этого, Заказчиком указан некорректный перечень документов, подтверждающих наличие оборудования и других материальных ресурсов.
3. "Опыт и деловая репутация".
Предмет оценки - наличие опыта по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема. Предметом оценки по данному подкритерию является количество законченных договоров (контрактов), сопоставимых* по характеру и объему с предметом настоящего конкурса.
*Услугами сопоставимого характера и объема в рамках данного конкурса считаются охранные услуги, оказанные за последние 3 года по дату подачи заявки на участие в настоящем конкурсе. Цена каждого контракта (договора) должна составлять не менее 1 300 000 рублей. Информация о каждом таком договоре (контракте) должна быть размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru). Контракты (договоры) должны быть заключены в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44) или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223). Контракты (договоры) должны быть исполнены без нарушений, должно отсутствовать расторжение контракта (договора) в связи с ненадлежащим выполнением работ (оказанием услуг).
Баллы присваиваются только за документально подтверждённое наличие опыта участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Для подтверждения соответствия критерию участником должна быть представлена информация в табличной форме в виде реестра (предоставление копий контрактов не требуется):
Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема (количество заключенных договоров (контрактов)) считается не подтвержденным в случаях:
- отсутствие реестра контрактов/договоров;
и (или)
- предмет представленных контрактов (договоров) является несопоставимым предмету оценки;
и (или)
- период оказания услуг по контрактам (договорам) не соответствует периоду 3 года по дату подачи заявки на участие в настоящем конкурсе;
и (или)
- цена каждого контракта (договора) составляет менее 1 300 000 рублей;
и (или)
- информация о договоре (контракте) отсутствует на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru);
и (или)
- контракты (договоры) заключены не в соответствии с Законом N 44 или Законом N 223;
и (или)
- установлен факт ненадлежащего исполнения контрактов (договоров) и (или) расторжения контракта (договора) в связи с ненадлежащим выполнением работ (оказанием услуг).
При отсутствии у участника опыта по оказанию услуг сопоставимого характера и объема (количество заключенных контрактов (договоров)) и (или) документального подтверждения этому, заявке участника по данному подкритерию присваивается 0 %.
Предельное значение показателя по подкритерию "Опыт и деловая репутация" - 20 %.
В отношении установленного Заказчиком показателя "Опыт и деловая репутация" Комиссия Управления отмечает следующее.
В силу п. 24 ПП N 2604 такие показатели как опыт и деловая репутация должны оцениваться отдельно.
Исходя из анализа извещения, приложения к извещению, Комиссией установлено, что вопреки указанной Заказчиком формулировке, им оценивается исключительно показатель "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
Требования Заказчика в отношении данного показателя так же не соответствуют требованиям п. 28 ПП N 2604.
Из совокупности вышеизложенного следует, что Заказчиком допущено нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
В действиях Заказчика усматриваются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
ВЫВОД:
1. Заказчиком при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по охране объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 статьи 3 закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. n 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 статьи 3 закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. n 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (изв. N 0856300001122000017) допущено нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
2. В целях устранения выявленных нарушений Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание;
3. Материалы проверки передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика, Конкурсной комиссии за допущенное нарушение требований Закона о закупках к административной ответственности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 8 апреля 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.04.2022