Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия,
рассмотрев жалобу ООО "Стройцентр" (далее - Заявитель) на действия МКУ "Благоустройство Ленинского района" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по ликвидации бесхозяйных отходов с территории города Перми, на территории Ленинского района города Перми (изв.N 0356300041522000004),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356300041522000004 МКУ "Благоустройство Ленинского района" (далее - Заказчик) проводился электронный аукцион на оказание услуг по ликвидации бесхозяйных отходов с территории города Перми, на территории Ленинского района города Перми.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 25.03.2022 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 1 010 724,51 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 04.04.2022 г.
Заявитель полагает, что положения извещения и приложений к нему об оказании услуг по размещению отходов приводит к ограничению участников закупки, поскольку доступ к специализированному полигону отходов имеется у ограниченного количества организаций.
Заказчик с данной жалобой не согласен. В письменных пояснениях указал, что работы по сбору, транспортированию и размещению отходов образуют единый процесс, являющийся деятельностью по обращению с отходами, и, следовательно, являются взаимозависимыми. По мнению Заказчика, конечным результатом работ является конечный этап жизненного цикла отходов - размещение отходов в части захоронения, что, в свою очередь, накладывает на Заказчика обязанность по установлению в качестве предмета закупки как работ по транспортированию, так и по размещению отходов на специализированном полигоне.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона о закупках контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о закупках при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В связи с ч. 3 ст. 33 Закона о закупках не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 12. ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования);.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о закупках и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии пп. "н" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о закупках, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона для закупки N 0356300201722000012 требования к содержанию, составу заявки указаны в отдельном файле. Так, согласно разделу п. 1.12 "Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке" требований к составу и содержанию заявки от участников требуется предоставить следующие документы:
Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе:
- Лицензия на осуществлении деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I- IV классов опасности. Приложение к лицензии, подтверждающее право участника на выполнение работ по сбору, транспортированию, размещению (в части захоронения) в соответствии с лицензируемым видом деятельности конкретного вида отхода: отходы рубероида (8 26 210 01 51 4); древесные отходы от сноса и разборки зданий (8 12 101 01 72 4); обрезь и лом гипсокартонных листов (8 24 110 01 20 4); смесь незагрязненных строительных материалов на основе полимеров, содержащая поливинилхлорид (8 27 990 01 72 4); обувь кожаная рабочая, утратившая потребительские свойства (4 03 101 00 52 4); отходы продукции из разнородных пластмасс, содержащие фторполимеры (4 35 991 21 20 4); отходы упаковочных материалов из бумаги и картона, загрязненные неметаллическими нерастворимыми или малорастворимыми минеральными продуктами (4 05 911 31 60 4).
Исходя из положений п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Правовое регулирование основ обращения с отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), а также Постановление Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (далее - Постановление N 2290).
В ст. 1 Закона N 89-ФЗ определены следующие понятия:
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение на специально оборудованных сооружениях, предназначенные для размещения отходов (полигоны и т.д.);
транспортирование отходов - перевозка отходов автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории Российской Федерации, в том числе по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности индивидуального предпринимателя или юридического лица либо предоставленного им на иных правах.
В силу требований лицензионного законодательства для осуществления деятельности по сбору и размещению отходов необходимо наличие объекта размещения отходов (полигона).
Объект размещения отходов - это специально оборудованное сооружение (например, полигон), предназначенное для размещения отходов. К объектам размещения отходов относятся объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).
В то время как, лицо, оказывающее услуги по транспортированию отходов, не обязано иметь полигон.
Согласно ст. 780 ГК РФ если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.
Вместе с тем, согласно положениям проекта контракта (п. 4.4.7) по рассматриваемой закупке к обязанностям исполнителя отнесено предоставлять информацию о всех соисполнителях, заключивших договор или договоры с Исполнителем, а так же копию заключенного договора (договоров). Указанная информация и копия договора (договоров) предоставляется Заказчику Исполнителем в течение десяти дней с момента заключения им договора (договоров) с соисполнителем.
Таким образом, условиями контракт не запрещено привлечение иных лиц (соисполнителей) к оказанию услуг по размещению опасных отходов, обладающих необходимой лицензией.
Комиссия отмечает, что размещение отходов, равно как и сбор являются самостоятельными видами деятельности при обращении с отходами по отношению к деятельности по транспортированию отходов.
Комиссия также отмечает, что действующее законодательство не запрещает участникам, не имеющим лицензии на сбор и размещение отходов, заключать договоры субподряда по сбору и размещению отходов на специализированных полигонах.
Комиссия отмечает, что имеющаяся лицензия ООО "Стройцентр" N (59)-3997-Т от 14.07.2017 г. выдана на следующие виды работ: транспортирование отходов II-IV классов опасности.
Из анализа Технического задания можно сделать вывод, что основная цель закупки - ликвидация бесхозяйных отходов с территории города Перми, на территории Ленинского района города Перми. Вместе с тем, Заказчик, объединив в одну закупку оказание услуг по транспортированию, размещению в части захоронения или утилизации отходов на специализированном полигоне и установив требование к участникам закупки об обладании лицензиями на все виды деятельности, входящие в объект закупки, тем самым ограничил право Заявителя и иных заинтересованных лиц на участие в оспариваемой закупке.
Следовательно, на момент подачи заявки, несмотря на возможность привлечения соисполнителей для исполнения Контракта, участник закупки должен иметь лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности позволяющую не только осуществлять транспортирование отходов, но и их размещение.
Таким образом, из вышеуказанных положений законодательства, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика имеется нарушение требований ч. 1 ст. 8 пп. 1, 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
В указанных действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройцентр" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по ликвидации бесхозяйных отходов с территории города Перми, на территории Ленинского района города Перми (изв.N 0356300041522000004) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение требований ч. 1 ст. 8 пп. 1, 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения нарушений Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 8 апреля 2022 г. N 005166/э
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.04.2022