Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - А. А. Овчара, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - А.А, Кирилловой, начальника отдела, А.П. Безруких, ведущего специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Арсер" (далее - податель жалобы) на действия конкурсной комиссии - МКУ "Управление муниципальных закупок" (далее - конкурсная комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по озеленению в "историческом квартале города"" (далее - электронный конкурс), извещение N0819300027822000035, размещенного на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ", установила следующее.
Существо жалобы: нарушение со стороны комиссии порядка рассмотрения заявок на участие в аукционе, предусмотренного Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба поступила в адрес Красноярского УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствует требованиям части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, аукционной комиссии, заказчика и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Конкурсной комиссии было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с письмами ФАС России N ИА/27903/20 от 03.04.2020, N ИА/27895/20 от 03.04.2020 рассмотрение жалобы было организовано Красноярским УФАС России в дистанционном режиме, без очного участия представителей подателя жалобы, заказчика, посредством интернет-видеоконференции.
Рассмотрение жалобы было назначено на 11.04.2022 года в 17 часов 00 минут (по местному времени) по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81Д, каб. 20, в дистанционном режиме, заказчик и податель жалобы участие своих представителей в рассмотрении не обеспечили.
Из содержания жалобы следует, что, конкурсной комиссией при рассмотрении заявки ООО "Арсер" не верно определено значение критерия "цена контракта", а так же не оценен критерий "квалификация участника".
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
Согласно части 1 статьи 24.1. Закона о контрактной системе проведение электронных процедур, в том числе подача участниками закупок заявок на участие в закупке, предложений о цене контракта, предоставление комиссии по осуществлению закупок доступа к указанным заявкам, сопоставление предложений о цене контракта участников закупки, формирование протоколов, заключение контракта с победителем закупки, обеспечивается на электронной площадке оператором электронной площадки.
Таким образом, все формирование документов и документооборот осуществляется электронно (в электронном порядке с помощью сервисов официального сайта https://zakupki.gov.ru и оператора электронной площадки).
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по озеленению в "историческом квартале города"". Извещение N0819300027822000035 было размещено на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" http://www.sberbank-ast.ru
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение должно содержать электронный документ, содержащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2604) установлены правила оценки заявок.
Согласно подпункта а) пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки: члены комиссии по осуществлению закупок: рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе
Согласно части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N27-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Проанализировав извещение, размещенное в ЕИС, Комиссия установила, что заказчиком установлена следующая значимость критериев оценки заявки: по критерию N1 установлена значимость - 40%, а по критерию N 2 установлена значимость - 60%.
Вместе с тем, проанализировав электронные документы, размещенные в составе извещения, Комиссия установила, что заказчиком в Приложении N 4 установлена следующая значимость критериев оценки заявки: по критерию N1 "Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" 60%, по критерию N2 "Квалификация участников закупки" 40%.
Таким образом, Комиссия установила, что положения извещения противоречат положениям электронных документов, входящих состав извещения.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 04.04.2022 NПРОII1" (далее - Протокол) заявка ООО "Арсер" (N150) оценена по критерию N1 - 40%, а по критерию N 2 - 0%.
При этом в адрес Комиссии поступили пояснения уполномоченного органа, из которых следует, что уполномоченный орган не отрицает факт противоречий в значимости критериев оценки в извещении о закупке и в приложении N 4 к извещению о закупке, при этом уточняет, что ввиду того, что расчеты по критериям производятся автоматически электронной площадкой, на основании установленных в извещении величин значимости критериев, конкурсная комиссия не могла повлиять на итоговые результаты протокола.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что конкурсная комиссия произвела оценку заявки ООО "Арсер" по показателям в соответствии с установленным в извещении порядком. Однако Комиссией установлены противоречия в извещении и документах, включенных в его состав. Ввиду изложенного Комиссия приходит к выводу, что заказчиком и уполномоченным органом нарушены требования статьи 42 Закона о контрактной системе.
Относительно довода подателя жалобы о том, что не были оценены приложенные копии контрактов по критерию "Квалификация участников закупки" Комиссия отмечает следующее.
В соответствии с разделом III приложения N 4 к извещению о проведении конкурса заказчиком установлен детализирующий показатель, согласно которого "под успешно исполненным контрактом (договором) сопоставимого с предметом контракта, заключаемого по результатам определения подрядчика, понимается контракт (договор), заключенный и успешно исполненный участником закупки на выполнение работ по озеленению; поставке и посадке саженцев деревьев и/или кустарников".
Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работ:
1) исполненный контракт (договор);
2) акт (акты) приемки оказанных услуг, составленные при исполнении контракта (договора). Последний акт, составленный при исполнении контракта (договора) должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
Вышеуказанные документы должны быть представлены в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. Если сумма исполненных обязательств по контракту (договору) отличается от цены контракта (договора), то к такому контракту (договору) должны быть приложены дополнительные соглашения об увеличении или уменьшении цены контракта (договора) или соглашения о расторжении контракта (договора)
К оценке принимается исключительно исполненные контракты (договоры), при исполнении которых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
Оценке не подлежат контракты/договоры, работы по которым продолжаются и/или не выполнены (являются незавершенными).
К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе.
Оцениваются представленные участником закупки контракты (договоры), которые приложены в составе заявки и указаны в рекомендованной форме "Квалификация участников закупки" (приложение 1 к критериям оценки).
В соответствии с пунктом 24 Постановления N 2604, для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Подателем жалобы в качестве подтверждения опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта, были приложены контракты на объект закупки и виды работ, которые не являются сопоставимыми с предметом контракта планируемого к заключению по результатам проведения рассматриваемой закупки. Так, к оценке были представлены договоры и контракты:
1. N ТР9/19 Работы по восстановлению нарушенного благоустройства после АВР (объекты водоснабжения, водоотведения, электроснабжения) в Октябрьском районе г. Красноярска в 2019 году;
2. NЭА 82859/20 Благоустройство территории КГКУ "Красноярский отдел ветеринарии" (замена асфальтового покрытия);
3. N 01-05/20 Работы по благоустройству территории "Енисейской Птицефабрики";
4. N 278-У/19 Работы по благоустройству ОЛТ с устройством проездов и площадок, а также ливневой канализации;
5. N 278-У/19 Работы по благоустройству территории АО "РУСАЛ Красноярск" на объекте Техническое перевооружение ЦКРЭ-2.
6. N 367-У/19 Работы по благоустройству ОЛТ с устройством проездов и площадок, а также ливневой канализации;
7. N 14-05/21 Работы по благоустройству территории строящегося здания по адресу г. Красноярск ул. Академика Павлова, 27;
8. N ПК/04/20-54 Работы по устройству монолитных железобетонных конструкций рампы (стены рампы) (не включая плиты перекрытия);
9. N 18-08/20 Работы по благоустройству нового офисного помещения на территории АО "ЕнисейАгроСоюз";
10. N 03-06/19 Работы по благоустройству территории площадок "Енисейской Птицефабрики";
11. N 92 выполнение работ по благоустройству сквера по ул. Республики, д. 46 в рамках реализации проектов инициативного бюджетирования в городе Красноярске;
12. N 15-07/19 Работы по благоустройству объекта заказчика, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, Енисейский тракт, участок N 9А;
13. N Э2020-54 Благоустройство территории на Объекте: г. Красноярск, Советский район, пер. Светлогорский. Жилой дом N 1. Строение N 1-4. Инженерное обеспечение. Строение N 1;
14. N Э2020-55 Благоустройство территории на Объекте: г. Красноярск, Советский район, пер. Светлогорский. Жилой дом N 2. Строение N 1-4. Инженерное обеспечение. Строение N 1;
15. N 53-20 Работы по восстановлению наружного благоустройства территории по адресу: г. Красноярск, ул. Щорса, д. 22.
Таким образом, членами конкурсной комиссии правомерно было принято решение не учитывать их при оценке опыта работы, связанного с предметом контракта, ввиду того, что содержащиеся в данных договорах виды работ, преимущественно включают устройство тротуаров, проездов, площадок и пр. и не сопоставимы с предметом рассматриваемой закупки - озеленение территорий.
Таким образом, Комиссия не усматривает нарушений в действиях конкурсной комиссии, поскольку, во-первых, она руководствовалась положениями извещения, во вторых правомерно (учитывая вышеизложенное) не приняла к оценке договоры, представленные в составе заявки подателя жалобы.
Относительно доводов жалобы, касающихся результатов оценки Комиссия сообщает следующее.
Согласно части 6 статьи 106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок, окончательных предложений. Обжалование данных действий заказчика, уполномоченного органа осуществляется только в судебном порядке.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "Арсер" необоснованной.
2. Признать заказчика, уполномоченный орган нарушившим требования статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Аукционной комиссии, оператору электронной площадке отменить, составленные в ходе проведения закупки.
4. Выдать заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в извещение открытого конкурса в электронной форме.
5. Продлить срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе не менее чем на 10 дней, начиная со дня размещения измененного извещения открытого конкурса в единой информационной системе.
6. Передать материалы по жалобе ООО "Арсер" уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о необходимости применения мер административного реагирования в отношении заказчика, уполномоченного органа.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
А.А. Овчар |
|
|
Члены Комиссии |
А.А. Кириллова |
|
А.П. Безруких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 11 апреля 2022 г. N 024/06/105-868/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.04.2022