Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
при участии представителей <_>,<_><_> рассмотрела жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по устройству системы пожарной сигнализации в административном здании, расположенном по адресу: г. Магадан, ул. Портовая, д. 8" (реестровый номер извещения 0347200010622000002).
Жалоба подана в установленный пунктом 1 части 2 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) срок. На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.
В жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно установлены требования к частникам закупки.
Изучив представленные документы и материалы, осуществив внеплановую проверку, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщика (подрядчиков, исполнителей), для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Административный регламент), Комиссия Магаданского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
1. 24.03.2022 Заказчиком на официальном сайте Единой информационной сиcтемы (далее - ЕИС) zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона "Выполнение работ по устройству системы пожарной сигнализации в административном здании, расположенном по адресу: г. Магадан, ул. Портовая, д. 8" (реестровый номер извещения 0347200010622000002).
Начальная (максимальная) цена контракта (далее- НМЦК) - 10 678 080,00 рублей.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания срока подачи заявок - 04.04.2022 10:00; дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 04.04.2022; дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 06.04.2022.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.04.2022 NИЭА1 электронный аукцион признан несостоявшимся на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе. На основании пункта 6 части 2 статьи 52 Закона о контрактной системе заказчику необходимо заключить контракт с участником с идентификационным номером 1, по начальной максимальной цене контракта 10 678 080,00 руб.
На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.
2. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, а также озвученному на заседании Комиссии, объектом капитального строительства в силу пункта 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие). Исходя из аукционной документации, размещённой Заказчиком в ЕИС объект выполнения работ, расположенный по адресу: г. Магадан, ул. Портовая, д. 8 сдан в эксплуатацию. Таким образом, объект выполнения работ не может называться "Объектом капитального строительства".
Заявитель также полагает, что системы противопожарной защиты не относятся к инженерным системам на основании письма министерства регионального развития РФ от 29 июля 2011 г. N 20456-ИП/08 "О применении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
По мнению Заявителя, Заказчик не является согласно части 2 статьи 52 ГрК РФ уполномоченным лицом (застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором), а при заключении договора с другими лицами (к каким и относится Заказчик в лице главного врача) работы могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций. Исходя из данного вывода Заказчик не имеет права требовать членства участников Закупки в СРО.
Возможность выполнения заявленных работ без подтверждения членства СРО, по мнению Заявителя, подтверждена Определением Верховного суда РФ от 09.04.2013 г. N ГКПИ13-7 установившего, что эксплуатация здания, а также проведение текущего планового или вне планового ремонта не подпадает под правовое регулирование градостроительного кодекса РФ. То есть, если объект уже сдан в эксплуатацию, то необходимость вступления в СРО отсутствует.
На основании изложенного, Заявитель полагает, что объект выполнения работ не подпадает ни в одну категорию объектов, указанных в статье 48.1 ГрК РФ, соответственно Заказчик не вправе требовать членства в СРО.
На заседании Комиссии, представитель Заказчика не согласился с указанными доводами Заявителя по основаниям, изложенных в возражениях на жалобу (исх.N389 от 04.04.2022). В том числе, по мнению Заказчика, в составе аукционной документации размещено положительное заключение государственной экспертизы, в котором указано - "Капитальный ремонт" и указанное заключение выдано в соответствии с требованиями подпункта "б" пункта 2 Постановления Правительства N145 от 05.03.2007.
Согласно Письму Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14.08.2012 N 00-02-05 "О стандартах СРО разработанных НОСТРОЙ", пунктом 10 Перечня установлено, что инженерные сети зданий и сооружений внутренние, системы охранно-пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией, системы контроля и управления доступом, системы охранные телевизионные, монтажные, пусконаладочные работы и ввод в эксплуатацию отнесены в соответствии с требованиями Технического регламента согласно пункту 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" к работам по капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Кроме того, представитель заказчика полагал, что в соответствии с пунктом 1, статьи 3.3 ФЗ N 372 от 03.07.2016 не применяется Письмо Минрегиона России от 29.07.2011 N 20456-ИП/08 "О применении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
Рассмотрев довод жалобы, заслушав представителей сторон, Комиссия Магаданского УФАС России приходит к следующему.
Во-первых, согласно извещению по электронному аукциону с реестровым номером 0347200010622000002 объектом закупки является выполнение работ по устройству системы пожарной сигнализации в административном здании, расположенном по адресу: г. Магадан, ул. Портовая, д. 8.
НМЦК составляет 10 678 080,00 руб.
Согласно документации заказчика, размещенной на сайте Единой информационной системы, Заказчиком разработана проектная документация по устройству системы пожарной сигнализации в административном здании (Приложения NN 1.1, 1.2).
Заказчиком опубликован протокол обоснования НМЦК на основании сводного сметного расчета и локальной ресурсной сметы (Приложения N2.2-2.5).
Также, Заказчиком в извещении, документации о закупке (Приложение N4) установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 10 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2571) "работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта)".
В составе документации, опубликованной заказчиком на сайте ЕИС, приложено также положительное заключение государственной экспертизы (Приложение N2.6), в котором работы определены как "капитальный ремонт" и указанное заключение выдано в соответствии с требованиями подпункта "б" пункта 2 Постановления Правительства N145 от 05.03.2007.
На заседании Комиссии представители заказчика подтвердили, что объектом закупки фактически является капитальный ремонт.
Согласно пункту 14.2, статьи 1 ГрК РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Согласно Приказу Госкомархитектуры РФ от 23.11.1988 N 312 "Об утверждении ведомственных строительных норм, положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально - культурного назначения", а именно пункта 2 Приложения N 9, Положения ВСН 58-88р содержится перечень дополнительных работ, производимых при капитальном ремонте. В указанный Перечень дополнительных работ, производимых при капитальном ремонте, включено, в том числе, устройство систем противопожарной автоматики и дымоудаления.
Пунктом 5.1 Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р), утвержденных приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312, установлено, что в ходе капитального ремонта устраняются неисправности всех изношенных элементов, они восстанавливаются или заменяются (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания, включая оснащение его недостающими видами инженерного оборудования.
На основании вышеизложенных норм законодательства, Заказчиком определен вид работ как капитальный ремонт объекта капитального строительства. Также заказчиком установлены соответствующие дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 10 Постановления N2571.
Во-вторых, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом. При этом СРО обязано выполнять требования статьи 55.4, статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно пункта 1 статьи 3.3 ФЗ N 372 от 03.07.2016 "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" с 1 июля 2017 года не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
Перечнем установлены виды работ, которые выполняются исключительно при строительстве, капитальном ремонте, реконструкции объектов капитального строительства.
Перечнем к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, отнесены следующие работы: устройство электрических и иных сетей управления системами жизнеобеспечения зданий и сооружений (пункт 15.6), устройство сетей электроснабжения напряжением до 1 кВ включительно (пункт 20.1), установка распределительных устройств, коммутационной аппаратуры, устройств защиты (пункт 20.12), монтаж электротехнических установок, оборудования, систем автоматики и сигнализации (пункт 23.6), пусконаладочные работы коммутационных аппаратов (пункт 24.5), пусконаладочные работы устройств релейной защиты (пункт 24.6), пусконаладочные работы автоматики в электроснабжении (пункт 24.7), пусконаладочные работы систем автоматики, сигнализации и взаимосвязанных устройств (пункт 24.10), пусконаладочные работы автономной наладки систем (пункт 24.11), пусконаладочные работы комплексной наладки систем (пункт 24.12).
При этом виды и группы указанных видов работ, предусмотренные пунктами 15.6, 23.6, 24.7, 24.10, 24.11, 24.12 Перечня, требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на особо опасных и технически сложных объектах, указанных в статье ГрК РФ.
Таким образом, работы по монтажу охранно-пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре относятся к капитальному ремонту и для их производства необходимо наличие членства в СРО.
Вместе с тем, Заказчиком в Приложении N4 "Требования к содержанию и составу заявки" установлено:
"Участник закупки предоставляет в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: на основании ФЗ от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в градостроительный Кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ" действующую выписку из реестра членов СРО по форме, утв. Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86 (согласно ч. 4 ст. 55.17 Градостроительного кодекса РФ срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи)".
Таким образом, заказчиком соблюдены требования по установлению требований к участникам закупки в соответствии с действующим законодательством. Довод жалобы признан необоснованным.
3. По мнению Заявителя, деятельность по монтажу и пусконаладочным работам автоматических установок пожарной сигнализации является лицензируемым видом деятельности, следовательно, иные требования к частникам закупки установлены быть не могут на основании ч.3 ст.2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
В извещении, Приложении N4 документации о закупке Заказчиком установлено требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе о наличии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, включающей вид услуг - Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
В рассматриваемом случае, объектом закупки является самостоятельный вид работ, а именно - выполнение работ по устройству системы пожарной сигнализации в административном здании, расположенном по адресу: г. Магадан, ул. Портовая, д. 8, т.е. иные работы по капитальному ремонту не входят в объект закупки, что подразумевает соответствие участников закупки требованиям установленным законодательством РФ.
Поскольку рассматриваемая деятельность регулируется, как установлено в пункте 2 настоящего решения, положениями ГрК РФ, так и законодательством о лицензировании, а также объектом закупки является исключительно монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации, заказчиком правомерно установлены требования к участникам закупки.
Рассмотрев документы и пояснения представленные в материалы дела, Комиссией Магаданского УФАС России в действиях Заказчика не установлены нарушения положений Закона о контрактной системе. Довод жалобы признан необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктами 3.35-3.40 Административного регламента, Комиссия Магаданского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Алертком" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по устройству системы пожарной сигнализации в административном здании, расположенном по адресу: г. Магадан, ул. Портовая, д. 8" (реестровый номер извещения 0347200010622000002) необоснованной.
Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 7 апреля 2022 г. N 049/06/31-59/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.04.2022