Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Солонина К.В. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Члена Комиссии: Капчикаева А.А. - главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Рашидханова К.Л. - старшего государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
при участии представителей:
от заказчика - Максимов Н.В., Коваль О.В. по средству ВКС;
от заявителя - Дин Р.Е. по средству ВКС;
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Дин Романа Енгировича (ИНН 650900064990) на положения документации утвержденной Департаментом городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска (ИНН 6501172040) при проведении открытого конкурса в электронной форме по объекту: "Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на муниципальном маршруте N 19" (извещение N 0161300000122000198),
УСТАНОВИЛА:
04.04.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступили жалоба Заявителя на положения извещения об электронном аукционе, в котором имеются нарушения Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Рассмотрение вышеуказанной жалобы уведомлением N05-1226 от 04.04.2022 назначено на 07.04.2022 в 11 часов 00 минут.
Для полного рассмотрения дела, Комиссией под аудиозапись объявлено решение о переносе дела на 08.04.2022 для востребования дополнительных документов.
Комиссия Сахалинского УФАС России, заслушав представителей сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС), руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, установила следующее.
Конкурсы (открытый конкурс в электронной форме) являются конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (п. 1 ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе)
В соответствии с п. 7, 8 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе информация об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги; срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).
Заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с требованиями статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) и пунктом 1.5 Положения "Об организации транспортного обслуживания населения на муниципальных маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории городского округа "Город Южно- Сахалинск" по регулируемым и нерегулируемым тарифам", утвержденного постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 29.06.2018 N 1564 основными целями в организации регулярных перевозок являются в качественных и безопасных перевозках пассажиров и багажа на маршрутах регулярных перевозок автомобильным транспортом городского и пригородного сообщения городского округа "Город Южно-Сахалинск".
В этой связи, с целью улучшения качества транспортного обслуживания населения городского округа "Город Южно-Сахалинск", пунктом N6 паспорта проекта "Автобусный парк", утвержденного протоколом заседания Стратегического совета при Губернаторе Сахалинской области от 21.01.2022 N 6-СТР, предусмотрено проведение конкурсных процедур в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на муниципальных маршрутах городского округа "Город Южно-Сахалинск" по всей маршрутной сети городского округа "Город Южно-Сахалинск".
Аналогичное мероприятие по формированию и развитию регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок городского округа "Город Южно-Сахалинск" в городском и пригородном сообщении по регулируемым тарифам предусмотрено пунктом 10 раздела 3 документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок городского округа "Город Южно-Сахалинск" в городском и пригородном сообщении по регулируемым и нерегулируемым тарифам на 2022 - 2029 годы, утвержденного постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 23.03.2022 N 581-па (далее - Документ планирования).
Департаментом в соответствии с критериями, отраженными в письмах ФАС России от 02.10.2020 NИА/85875/20 и от 05.11.2020 NМЕ/96706/20 "По вопросу формирования лотов при организации регулярных перевозок пассажиров и багажа в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ", сформированы лоты, в том числе по обжалуемой закупке, что свидетельствует о формировании лотов, не ограничивающих конкуренцию и количество участников торгов при организации перевозок по муниципальным маршрутам городского округа "Город Южно-Сахалинск".
При этом основными причинами проведения конкурсных процедур по заключению муниципальных контрактов сроком на 7 лет являются долгосрочность обязательств и возможность приобретения участником закупки в лизинг новых транспортных средств для обслуживания муниципальных маршрутов в соответствии с техническим заданием к муниципальному контракту.
В части необоснованного установления в техническом задании Департаментом требования об использовании газомоторного топлива, из предоставленных документов и доводов представителей Департамента следует.
Право на установление Департаментом требования в техническом задании и в приложении N 2 к проекту муниципального контракта об использовании транспортных средств, использующих газомоторное топливо, предусмотрено пунктом 28 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ и приказом Минтранса России от 29.12.2018 N 482 "Об утверждении типовых контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам, и информационных карт типовых контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам", поскольку указанный критерий влияет на качество перевозок.
При этом, с целью снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и улучшения экологической обстановки в Сахалинской области, расширения использования природного газа в качестве моторного топлива и снижения стоимости топлива для предприятий, паспортом проекта "Газомоторный и электрический транспорт", утвержденным протоколом заседания Стратегического совета при Губернаторе Сахалинской области от 29.12.2021 N 54-СТР, на органы исполнительной власти и глав муниципальных учреждений возложена обязанность на увеличение количества автотранспорта на газомоторном топливе.
Кроме того, указание в техническом задании класса транспортного средства (в рамках категорий М2, М3 ТР ТС 018/2011): А и минимальное количество мест для сидения в количестве 21 шт. не противоречит подпункту 1.1 пункта 1 Приложения N 1 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), которым предусмотрено вместимость не более 22 пассажиров.
Так же заявитель на заседании Комиссии пояснил, что он обладает транспортными средствами указанными в техническом задании.
В части доводов индивидуального предпринимателя Дин Р.Е. о допущенных, по его мнению, нарушений Департаментом в обосновании начальной (максимальной) цены контракта по закупке N 0161300000122000198 сообщаем, что согласно письма ФАС России от 13.01.2016 N ИА/699/16 "По вопросу о проведении проверки действий заказчика при планировании закупок и обосновании начальной (максимальной) цены контракта" соблюдение заказчиком порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта не относится к полномочиям ФАС России.
В соответствии с пунктом 3 частью 8 статьи 99 Закона Федерального закона 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Кроме этого, указанный в жалобе довод о том, что Департаментом при изменении вида регулярных перевозок по муниципальному маршруту городского округа "Город Южно-Сахалинск" N 19 не соблюдены требования ст. 18 Закона N 220-ФЗ не подлежит рассмотрению, поскольку не относится к документации утвержденной Департаментом при проведении открытого конкурса в электронной форме по объекту: "Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на муниципальном маршруте N 19 (извещение N 0161300000122000198).
Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона N 220- ФЗ изменение вида регулярных перевозок, осуществляемых по муниципальному маршруту регулярных перевозок допускается при условии, если данное решение предусмотрено документом планирования регулярных перевозок.
Согласно ч. 2 ст. 18 Закона N 220-ФЗ уполномоченный орган местного самоуправления, установившие муниципальный маршрут регулярных перевозок, в отношении которых принято решение об изменении вида регулярных перевозок, обязаны уведомить об этом решении юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, уполномоченного участника договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту, не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу.
Департаментом данные требования закона соблюдены в полном объеме.
Так, согласно раздела 3 пункта 9 Документа планирования Департаментом 25 марта 2022 года принято решение об изменении вида регулярных перевозок, осуществляемого по муниципальному маршруту городского округа "Город Южно-Сахалинск" N19 регулярных перевозок с нерегулируемого тарифа на регулируемый тариф с 01 октября 2022 года.
В этой связи, Департаментом в соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона N 220- ФЗ ИП Дин Р.Е., осуществляющему регулярные перевозки по муниципальному маршруту N19 по нерегулируемым тарифам, 28 марта 2022 года вручено уведомление об изменении вида регулярных перевозок по указанному маршруту от 28 марта 2022 года N 030-00432-22/ИДГХ.
Таким образом, решение об изменении вида регулярных перевозок предусмотрено Документом планирования и ИП Дин Р.Е. уведомлен об изменении вида регулярных перевозок более чем за 180 дней (с 28 марта 2022 до 01.10.2022 (дата вступления решения в силу) и составляет 218 дней).
Предусмотренное пунктом 1.1 статьи 18 Закона N 220-ФЗ возможность согласования с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным участником договора простого товарищества, которым выдано такое свидетельство об осуществлении перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, меньших сроков чем за сто восемьдесят дней до дня окончания срока, на который предоставлено свидетельство об осуществлении перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок принятия решения об изменении вида регулярных перевозок менее чем за 180 дней до дня окончания срока, на который предоставлено свидетельство об осуществлении перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок.
В связи с чем, Комиссия приходит к выводу, что доводы Заявителя не нашли своего подтверждения.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
РЕШИЛА:
Признать жалобу индивидуального предпринимателя Дин Романа Енгировича (ИНН 650900064990) на положения документации утвержденной Департаментом городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска (ИНН 6501172040) при проведении открытого конкурса в электронной форме по объекту: "Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на муниципальном маршруте N 19" (извещение N 0161300000122000198) - необоснованной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 8 апреля 2022 г. N 065/06/106-176/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.04.2022