Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
<_> - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
<_>. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
<_> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Прайм" (далее - заявитель, общество) на действия Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Западно-Сибирский медицинский центр Федерального медико-биологического агентства" (далее - заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка медицинских изделий (шприцы)" (извещение N 0352100002022000079) (далее - электронный аукцион, аукцион),
в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы;
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
заказчика - <_>
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 3585э от 07.04.2022) жалоба заявителя на положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 30.03.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение N 0352100002022000079 об осуществлении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 2006035 руб.
07.04.2022 размещен протокол подачи ценовых предложений, согласно которому подано 2 ценовых предложения.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 11.04.2022 заявки всех участников электронного аукциона признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки. Победителем признан участник с идентификационным номером заявки 111658935 (ООО "Медресурс") с ценой контракта 1624888,16 руб.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
Согласно жалобе заявителя при описании объекта закупки в один лот объединены шприцы общего назначения и шприцы, совместимые с насосами марки Перфузор (пункт 1 описания объекта закупки), что ведет к ограничению количества российских производителей медицинских изделий и исключает возможность применения ограничений допуска, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102, поскольку заявки участников закупки будут содержать предложения о поставке шприцов совместных с насосами марки Перфузор исключительно иностранного производства.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
При этом частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, заказчики должны исходить из целей максимального удовлетворения, как своих потребностей, так и результатов расходования бюджетных средств, при этом необоснованно не ограничивать количество участников закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона (пункт 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе).
Объектом закупки являются медицинские изделия - шприцы общего назначения.
Наименование, характеристики и количество поставляемого товара установлено заказчиком в электронном документе "Описание объекта закупки", размещенном в составе извещения об осуществлении закупки (далее - описание объекта закупки).
При этом в описании объекта закупки по позиции 1 "шприц общего назначения", заказчиком установлена дополнительная характеристика к товару о его совместимости с насосами Перфузор.
При обосновании использования дополнительной характеристики товара заказчиком указано: "Данные насосы имеются у заказчика. Шприц должен быть внесен в инструкцию к прибору. Все его геометрические данные такие как длина, толщина стенок шприца, сопротивление при ходе плунжера и т.д. внесены в память прибора".
Заявитель считает, что шприцы общего назначения совместимые с насосами Перфузор производятся исключительно единственными зарубежными компаниями.
Согласно письменным возражениям заказчика (письмо от 12.04.2022 вх. N 3795э) описание объекта закупки, формирование лота соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе, в том числе постановлению Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102.
Присутствовавшие в заседании представители заказчика с доводами жалобы также не согласились, пояснив, что описание объекта закупки составлено в соответствии с потребностью заказчиков и положениями законодательства о контрактной системе.
Действительно в представленном обществом руководстве по эксплуатации прибора "Перфузор компакт С" производства ООО "Б.Браун Медикал" (Германия) установлено требование о необходимости использования таких комбинаций оборудования, принадлежностей и расходных материалов, которые рекомендованы как совместимые. Указанным руководством устанавливается перечень совместимых с данным оборудованием шприцев (Omnifix, Original Perfusor Seringe, Proiniect). Согласно данным перечням, рекомендованы расходные материалы (шприцы) следующих производителей: "Becton Dickinson" (США); "TERUMO" (Япония); "Sherwood EU" (Англия), "B.Braun".
Руководством по эксплуатации прибора "Перфузор компакт С" также предусмотрено условие о том, что "использование не рекомендуемых или не одобренных расходных материалов может влиять на технические характеристики".
Заказчиком в возражениях на жалобу ООО "Прайм" указано: "В настоящее время на балансе учреждений здравоохранения имеется определенный арсенал медицинского оборудования иностранного производства, предполагающий использование расходного материала того же производителя, что и само оборудование.
Однако, учитывая экономическую обстановку с 2014 года (года начала введения санкций в отношении экономики Российской Федерации), российские производители медицинских изделий, при поддержке Правительства РФ, ориентируются на производство расходного материала, замещающего товар иностранных производителей.
Продукция Общества с ограниченной ответственностью "МИМ", выпускающего товар:
"Шприц однократного применения по ТВНЛ.942311.025 ТУ Шприц однократного применения, трехдетальный, с наконечником "Луер-лок" номинальной вместимостью 50 мл. с иглой инъекционной по ГОСТ ISO 7864" (регистрационное удостоверение от 15.07.2019 г. N РЗН 2017/6650 выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения) является примером успешной реализации импортозамещения, способная заменить товар иностранного производителя, аналогичного по техническим характеристикам товару производителя Б.Браун (Германия), о чем свидетельствует "Протокол технических (сравнительных) испытаний на совместимость шприца однократного применения, трехдетального, с номинальной вместимостью 50 мл, Луер-лок предприятия ООО "МИМ" (Россия) со шприцевым насосом Perfusor Space производства фирмы Б.Браун (Германия)" от 14.12.2020 года (копию прилагаю).
Безопасность эксплуатации вышеуказанного товара подтверждается Актом оценки результатов клинических испытаний медицинского изделия, проведенного ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр трансплантологии и искусственных органов имени академика В.И.Шумакова" Министерства здравоохранения Российской Федерации (копию прилагаю).
Отказ заказчика от импортозамещающего товара повлечет невозможность эксплуатации медицинского оборудования иностранных производителей, имеющегося на балансе учреждения, что приведет к серьезным проблемам при оказании медицинской помощи населению".
В подтверждение вышеуказанного, заказчиком представлена копия протокола технических (сравнительных) испытаний на совместимость шприца однократного применения, трехдетального, с номинальной вместимостью 50 мл, Луер-лок предприятия ООО "МИМ" (Россия) со шприцевым насосом Perfusor Space.производства фирмы Б.Браун (Германия)", датированного 14.12.2020; копия Акта оценки результатов клинических испытаний медицинского изделия "шприц однократного применения по ТВНЛ.942311.025 ТУ", проведенного ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр трансплантологии и искусственных органов имени академика В.И.Шумакова" Министерства здравоохранения Российской Федерации; копия протокола технических испытаний Автономной некоммерческой организации "Центр качества, эффективности и безопасности медицинских изделий", утвержденного 30.03.2017.
Анализ вышеуказанных документов позволяет сделать вывод о том, что результаты испытаний показали совместимость шприцов общего назначения производства ООО "МИМ" (Россия) со шприцевым насосом Perfusor Space производства фирмы Б.Браун (Германия).
Доказательств, опровергающих совместимость шприцев производства ООО "МИМ" (Россия) со шприцевым насосом Perfusor Space производства фирмы Б.Браун (Германия)", заявителем не представлено.
При этом Комиссия обращает внимание, что постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2022 N 552 утверждены "Особенности обращения, включая особенности государственной регистрации, медицинских изделий в случае их дефектуры или риска возникновения дефектуры в связи с введением в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 01.04.2022 N 552, Особенности обращения).
В соответствии с пунктом 11 Особенностей обращения возможно применение медицинского изделия, производителем (изготовителем) которого в эксплуатационной документации установлен ограниченный перечень расходных материалов, с расходным материалом иного производителя (изготовителя), зарегистрированным в качестве медицинского изделия, если производитель (изготовитель) подтвердил в процессе его государственной регистрации возможность совместного применения с данным медицинским изделием. При этом совместное применение медицинского изделия с расходным материалом осуществляется с учетом особенностей, установленных в эксплуатационной документации производителя (изготовителя) на расходный материал.
Медицинское изделие "Шприц однократного применения по ТВНЛ.942311.025 ТУ производства ООО "МИМ" зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, о чем свидетельствует регистрационное удостоверение от 15.07.2019 N РЗН 2017/6650.
Относительно довода заявителя о том, что в рамках аукциона не может быть реализовано постановление Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102, поскольку по данному аукциону не могут быть поданы заявки с товарами только отечественного производства, Комиссия отмечает следующее.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
При этом постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 установлены ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102).
Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Зарегистрировано в Минюсте России 24.10.2018 N 52516) (далее - приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н).
В силу пункта 15 части 1, пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В извещении об осуществлении закупки заказчиком установлены условия допуска в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н, а также ограничения и условия допуска в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102.
Товары включенные в объект закупки совпадают как по коду ОКПД 2 так и по наименованию (код в КТРУ по ОКПД2 35.50.13.110: Шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты).
Закупаемые заказчиком товары входят в Перечень N 1, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102, в связи с чем в извещении о закупке установлено ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия отмечает, что Федеральный закон о контрактной системе не содержит требований к формированию лотов, при этом пунктом 2 (2) постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 установлено, что не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень N 1 и не включенные в него, а также включенные в Перечень N 2 и не включенные в него.
Материалами дела подтверждено, что все изделия медицинского назначения, поставка которых является объектом электронного аукциона, включены в состав одного вида продукции по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности, включены в Перечень Постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102, имеют одно функциональное назначение (используются для инъекций, взятия крови, введения в организм пациента лекарственных веществ) в связи с чем, Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушений требований постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 в части объединения закупаемых товаров.
При этом Комиссия отмечает, что исключение из описания объекта закупки позиции шприцов, совместимых с насосами марки Перфузор, не повлечет участие в аукционе участников, предлагающих к поставке шприцы общего назначения исключительно российского производства, поскольку к поставке может быть предложен товар производства любых стран (положения постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 не содержат запрета на поставку товара иностранного производства).
В описании объекта закупки заказчик не указывает на то, что необходимы шприцы именно зарубежного производства, конкретного производителя. Требуемые к поставке шприцы имеются в свободном обращении на рынке медицинских изделий Российской Федерации и могут быть закуплены любым участником закупки.
Доказательств, что заявитель не имеет возможности закупить и поставить такие шприцы, не представлено.
Положения Федерального закона контрактной системе не обязывают заказчика при определении характеристик поставляемого товара в извещении об осуществлении закупки устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим товарам, соответственно заказчик не обязан устанавливать требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех потенциальных участников закупки.
Кроме того, включение в описание объекта закупки требований к закупаемому товару с характеристикой совместимости "с насосами марки Перфузор" не противоречит Федеральному закону контрактной системе, заказчик при формировании описания объекта закупки руководствовался объективными потребностями, соблюдая условия о недопущении ограничения количества участников закупки.
Следует отметить, что на участие в аукционе подано две заявки, содержащие по позиции 1 описания объекта закупки товар российского производителя ООО "МИМ".
Одновременно Комиссия отмечает следующее.
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.
В силу части 4 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Вышеприведенные требования к жалобе носят императивный характер и направлены на недопущение подачи необоснованных жалоб на действия заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.
Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020, механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Федерального закона о контрактной системе, должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов.
К жалобе заявителем не были приложены документальные доказательства обоснованности доводов жалобы.
В частности, к жалобе не приложены документальные доказательства отсутствия на рынке товара и невозможности приобретения товара, соответствующего потребности заказчика.
Во взаимосвязи с положениями части 1 статьи 105, части 4 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе Комиссия отмечает, что доводы жалоб участников закупок, связанные с описанием объекта закупки и установлением требований к товарам, ограничивающим количеств участников закупки (например, уникальных характеристик и т.д.), не могут быть признаны обоснованными без предоставления документальных доказательств, подтверждающих невозможность приобретения и поставки товара, соответствующего потребностям заказчика.
Ссылка заявителя на иную практику контрольных органов в сфере закупок, несостоятельна, так как решение принимается на основании конкретных обстоятельств дела, совокупности представленных в материалы дела доказательств, а также позиций сторон.
Учитывая указанные обстоятельства, с учетом того, что заявителем не представлено доказательств в подтверждение своих доводов, Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушений требований действующего законодательства в сфере закупок, в связи с чем, признает довод жалобы необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Прайм" на действия Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Западно-Сибирский медицинский центр Федерального медико-биологического агентства" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка медицинских изделий (шприцы)" (извещение N 0352100002022000079).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
<_> |
Члены Комиссии |
<_> <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 13 апреля 2022 г. N 055/06/33-326/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.04.2022