Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
Члены Комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
А.З. Касимовой,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.С. Лушниковой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством конференц-связи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей:
ГБУ "Автомобильные дороги": Е.М. Рабиновича (по дов. от 10.01.2022),С.А. Ястребова (по дов. от 10.01.2022), отсутствующего на переносе заседания,
ООО "ПОЛИМЕР-РУС": С.А. Стенина (по дов. от 19.05.2021), отсутствующего на переносе заседания,
рассмотрев жалобу ООО "ПОЛИМЕР-РУС" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "Автомобильные дороги" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по
установке систем видеонаблюдения на территории баз хранения и выдачи противогололедных материалов ГБУ "Автомобильные дороги" среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (Закупка N 0373200307322000089) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком не представлены в полном объеме документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 01.04.2022 NЕИ/17922/22, а именно: положение (иной акт), устанавливающий полномочия и обязанности должностного лица, утвердившего документацию о закупке, сведения об указанном должностном лице, а именно - приказ о назначении на должность, должностной регламент, служебный контракт (трудовой договор), что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель в составе жалобы указывает на то, что Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона неправомерно не установлены требования к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации (далее - СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В силу п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно Извещения о проведении электронного аукциона от 24.03.2022 N0373200307322000089 объектом закупочной процедуры является выполнение работ по установке систем видеонаблюдения на территории баз хранения и выдачи противогололедных материалов ГБУ "Автомобильные дороги" среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
В составе жалобы Заявитель указывает, что в соответствии с локальными сметами в рамках контракта будут выполняться монтажные и пусконаладочные работы.
При этом монтаж элементов системы видеонаблюдения будет производиться, в том числе в зданиях, являющихся объектами капитального строительства, например, установка телекоммуникационных шкафов осуществляется в административно-бытовых корпусах, установка автоматизированного рабочего места системы видеонаблюдения осуществляется в помещениях поста охраны и т.д.
Системы видеонаблюдения относятся к системам инженерно-технического обеспечения, что следует из положения п. 21 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Ссистема инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности.
Из перечня работ следует, что в рамках контракта будет производиться замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства и их элементов.
Согласно пункту 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Таким образом, по мнению Заявителя, из перечня работ, из наименования закупки следует, что в рамках договора будет производиться капитальный ремонт объектов капитального строительства.
При условии капитального характера работ, предусмотренных закупочной документацией и установленной заказчиком начальной (максимальной) цены контракта, для выполнения данных работ требуется выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к соответствующим работам.
Комиссией Управления установлено, что положениями извещения о проведении закупки, а также информационной карты Заказчиком не установлены требования к участникам закупки о членстве в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что обжалуемая закупка проводится в целях выполнения работ исключительно по установке, а именно устройству систем видеонаблюдения на территории уже действующих баз хранения и выдачи противогололедных материалов и соответственно требуемые к выполнению работы не могут быть отнесены к капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Ранее на объектах системы видеонаблюдения не существовало, соответствующую систему в рамках проводимой закупки необходимо будет устроить (установить).
Таким образом, при устройстве системы видеонаблюдения в оспариваемой закупке не производится замена и (или) восстановление ранее установленных в процессе строительства или реконструкции систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства. Исключительно замена и (или) восстановление ранее установленных в процессе строительства или реконструкции систем инженерно-технического обеспечения и характеризует понятие "Капитальный ремонт".
Более того, данная система является слаботочной системой, и её устройство в соответствии с разделом 3.2 Технического задания осуществляется посредством прокладки кабеля "витая пара" в гофротрубе или ПВХ коробе с креплением к стенам строений, либо посредством прокладки воздушной линии по наружному тросу с установкой видеокамер.
Как следствие при устройстве системы видеонаблюдения не затрагиваются конструктивные элементы зданий (стены, перекрытия), соответственно не изменяются их пространственные параметры, что в свою очередь не влияет на безопасность объектов.
Так же действующим Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
Требуемые к выполнению по обжалуемой закупке работы не входят в данный Перечень, что в свою очередь так же подтверждает отсутствие необходимости установления в документации о закупке требования об обязательном членстве участников закупки в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.
При этом Комиссия Управления также отмечает, что в размещенных Заказчиком локальных сметах отсутствуют работы капитального характера.
Согласно ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако, на заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявитель не представлено документов и сведений свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе, в части не установления требования к участникам закупки о членстве в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, равно как и не представлено документов, на основании которых Заявителем сделан вывод о том, что при выполнении закупаемых работ, будут затрагиваться конструктивные элементы здания.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, а также с учетом сведений представленных Заказчиком, Комиссия Управления приходит к выводу, что довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. Также в составе жалобы указано, что в связи с тем, что, по мнению Заявителя, закупаемые Заказчиком работы относятся к капитальному ремонту объектов капитального строительства, Заказчиком в нарушение ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе, неправомерно не установлено дополнительное требование к участникам закупки, предусмотренные п.10 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 2571).
Согласно п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч.1.1 ст.31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В силу ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу ч.3 ст.31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч.2 и 2.1 ст.31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации, в данном конкретном случае в соответствии с постановление N 2571.
Согласно ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Комиссией Управления установлено, что в соответствии с Извещением о проведении электронного аукциона от 24.03.2022 N0373200307322000089 объектом закупки является выполнение работ по установке систем видеонаблюдения на территории баз хранения и выдачи противогололедных материалов ГБУ "Автомобильные дороги" среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций с начальной (максимальной) ценой контракта 9 606 115,13 рублей.
В соответствии с пп. "а" п.3 постановления N 2571 положения постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиция 10 приложения применяется в случае, если при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. руб.
Вместе с тем Комиссией Управления установлено, что при устройстве системы видеонаблюдения не затрагиваются конструктивные элементы зданий (стены, перекрытия), соответственно не изменяются их пространственные параметры, что в свою очередь не влияет на безопасность объектов.
Таким образом, учитывая изложенное пунктом выше, а именно то, что требуемые к выполнению работы не являются работами по капитальному ремонту объекта капитального строительства, установление дополнительного требования к участникам закупки в соответствии с постановление N 2571 не требуется.
Таким образом, Заказчиком правомерно не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с постановлением N 2571.
При этом документов и сведений свидетельствующего об ином, на заседании Комиссии Управления Заявителем не представлено.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. Согласно доводу жалобы порядок сдачи-приемки оказанных услуг, установленный ст. 4 проекта контракта, нарушает требования ч.13 ст.94 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 13 ст. 94 Закона о контрактной системе при исполнении контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных поставщик (подрядчик, исполнитель) в срок, установленный в контракте в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает в единой информационной системе документ о приемке.
Согласно п. 4 ч. 13 ст. 94 Закона о контрактной системе в срок, установленный контрактом, но не позднее двадцати рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке в соответствии с пунктом 3 части 13 статьи 94 Закона о контрактной системе, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
а) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке;
б) формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
Комиссией Управления установлено, что п.4 проекта контракта Заказчиком изложен следующим образом:
"Статья 4 Порядок сдачи-приемки оказанных услуг
4.1 Подрядчик в срок не позднее 10 (десяти) рабочих дней после окончания завершения выполнения работ, представляет Заказчику комплект отчетной документации в 1 (одном) экземпляре , предусмотренной Техническим заданием, и электронный структурированный УПД, подписанные Подрядчиком.
4.3 Не позднее 20 (двадцати) рабочих дней после получения от Подрядчика документов, указанных в настоящей статье Контракта, Заказчик рассматривает результаты и осуществляет приемку выполненных работ по Контракту на предмет соответствия их объема, качества требованиям, изложенным в Контракте и Техническом задании, либо направляет подписанный УКЭП электронный структурированный УПД, либо запрос о предоставлении разъяснений касательно результатов выполненных работ, или мотивированный отказ от принятия результатов выполненных работ и сроком их устранения или акт с перечнем выявленных недостатков, необходимых доработок и сроком их устранения. В случае отказа Заказчика от принятия результатов выполненных работ в связи с необходимостью устранения недостатков и/или доработки результатов работ Подрядчик обязуется в срок, установленный в акте, составленном Заказчиком, устранить указанные недостатки/произвести доработки за свой счет.
4.5 В случае получения от Заказчика, надлежащим образом официально направленного (почтой или нарочно) запроса о предоставлении разъяснений касательно результатов выполненных работ или мотивированного отказа от принятия результатов выполненных работ, и сроком их устранения, или акта с перечнем выявленных недостатков, необходимых доработок и сроком их устранения Подрядчик в течение 5 (пяти) рабочих дней обязан предоставить Заказчику запрашиваемые разъяснения в отношении выполненных работ или в срок, установленный в указанном акте, содержащем перечень выявленных недостатков и необходимых доработок, устранить полученные от Заказчика замечания/недостатки/произвести доработки и передать Заказчику приведенный в соответствие с предъявленными требованиями/замечаниями комплект отчетной документации, согласованный с Пользователем, отчет об устранении недостатков, выполнении необходимых доработок, а также повторно подписанный Подрядчиком электронный структурированный УПД в для принятия Заказчиком выполненных работ".
Относительно п.4.3 и п.4.5 проекта контракта Комиссия Управления отмечает, что из положений п.4 ч.13 ст.94 Закона о контрактной системе следует, что со стороны Заказчика предусмотрено только формирование и подписание в Единой информационной системе в сфере закупок документа о приемке или мотивированного отказа от подписания документа о приемке, при этом Законом о контрактной системе не предусмотрена возможность направления Заказчиком при приемки работ/услуг Исполнителю запросов о предоставлении разъяснений, поскольку Заказчик в праве разместить в единой информационной системе мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
Относительно положений п.4.1 проекта контракта Комиссия Управления отмечает, что согласно ч.2 ст.94 Закона о контрактной системе Поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, результаты отдельного этапа исполнения контракта, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии со ст.94 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в ходе всего исполнения контракта Исполнитель обязан направлять заказчику достоверную информацию о ходе исполнения в порядке и сроки, предусмотренные в контракте, при этом форма уведомления о факте завершения оказания услуг ч.2 ст.94 Закона о контрактной системе не установлена.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п.4 ч.13 ст.94 Закона о контрактной системе, в части установления неправомерных положений проекта государственного контракта, а именно п.4.3, 4.5, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ПОЛИМЕР-РУС" на действия ГБУ "Автомобильные дороги" обоснованной в части установления неправомерных положений п.4.3, 4.5 проекта контракта.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п.4 ч.13 ст.94 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде г. Москвы) в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ, в течение 3(трех) месяцев с даты его принятия.
Председательствующий Н.А. Узкий
Члены комиссии Н.С. Лушникова
А.З. Касимова
Исп.Лушникова Н.С.
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 апреля 2022 г. N 077/06/106-5231/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2022