На основании части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) проведена внеплановая проверка соблюдения ФГКУ "Центральная поликлиника" в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Предмет проверки:
- закупка у единственного поставщика на оказание платных медицинских услуг по лабораторной диагностике (контракт N 9/1/93/226/22-1 от 15.03.2022).
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) провела внеплановую проверку посредством видеоконференцсвязи в составе:
Заместителя председателя Комиссии Управления:
А.С. Спиряковой - главного государственного инспектора отдела проверок государственных закупок;
Членов Комиссии Управления:
К.Д. Киняшовой - специалиста 1 разряда отдела проверок государственных закупок,
М.М. Кузьминой - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок,
в присутствии представителей ФГКУ "Центральная поликлиника",
ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКОЙ УСТАНОВЛЕНО:
Московским УФАС России проведена внеплановая проверка на предмет нарушений, допущенных государственным заказчиком - ФГКУ "Центральная поликлиника" (далее - Заказчик) при проведении закупки у единственного поставщика на оказание платных медицинских услуг по лабораторной диагностике (контракт N 9/1/93/226/22-1 от 15.03.2022) (далее - Контракт).
15.03.2022 Заказчиком на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе заключен Контракт, предметом которого является закупка у единственного поставщика на оказание платных медицинских услуг по лабораторной диагностике. Цена контракта - 1 974 100,00 руб.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с Приказом МЗ РФ от 19.03.2020 г. N 198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой короновирусной инфекции COVID-19", Методическими рекомендациями N МР 3.1.0169-20 "Лабораторная диагностика COVID-19, утвержденные Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 30.03.2020, временными методическими рекомендациями "Профилактика, диагностика и лечение новой короновирусной инфекции (COVID-19)", версия 14 от 27.12.2021" и Постановлением главного государственного врача ФСБ России от 06.04.2020 N5 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-19" в связи с продолжающейся регистрацией случаев новой короновирусной инфекции и с целью предупреждения возникновения и распространения случаев заболеваний, предписано обязательное проведение лабораторного обследования на COVID-19 лиц из числа прикрепленного контингента и медицинских работников, имеющих риск инфицирования.
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 30 октября 2021 г. N 3095-р ФГКУ "Центральная поликлиника" входит в перечень федеральных органов исполнительной власти, их подведомственных учреждений и предприятий, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг которыми применяются закрытые конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляет конкурентные закупки в соответствии с пунктом 5 части 11 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ. С учетом положений Федерального закона N44-ФЗ срок проведения процедуры закрытого электронного аукциона составляет ориентировочно 27 рабочих дней. Кроме того, организация заказчика была подключена к функциональным возможностям по формированию плана-графика закупок в ЕИС 21.02.2022 г.. Таким образом, Заказчик не имел функциональной возможности осуществлять проведение конкурентных процедур.
Также в материалы дела Заказчиком представлена справка, указывающая о том, что бюджетная роспись по доходам на 2022 год доведены письмом Военно-медицинского управления ФСБ России от 13.01.2022, зарегистрировано в секретариате 20.01.2022.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что согласно п. 9 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе осуществление закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
В силу п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N7).
В соответствии с совместным письмом Минфина России, МЧС России и Федеральной антимонопольной службы от 03.04.2020 N 24-06-05/26578, N219-АГ-70, МЕ/28039/20 "О позиции Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции,вызванной 2019-nCoV" распространение новой коронавирусной инфекции,вызванной 2019-nCoV, по мнению Минфина России, МЧС России, ФАС России носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы.
Согласно письму Минфина России от 19.03.2020 24-06-06/21324 "Об осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при введении режима повышенной готовности" поскольку распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV, является обстоятельством непреодолимой силы, заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
При этом Комиссия Управления отмечает, что заключение контракта у единственного поставщика в связи с распространением коронавирусной инфекции возможно при наличии причинно-следственной связи влияния данного обстоятельства на невозможность заключения контракта путем конкурентной процедуры, в том числе Заказчиком должна быть доказана невозможность прогнозирования наступления негативных последствий. Сам факт распространения коронавирусной инфекции не может служить достаточным основанием для заключения такого контракта.
Таким образом закупка у единственного поставщика не является обстоятельством срочной и неотложной потребности закупки ввиду наступления обстоятельств, которые имеют непредсказуемый характер, в связи с чем могла быть спланирована и проведена конкурентным способом.
Кроме того, Распоряжением Правительства РФ от 30 октября 2021 г. N 3095-р Заказчиком был извещен о том, что Заказчик входит в перечень федеральных органов исполнительной власти, их подведомственных учреждений и предприятий, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг которыми применяются закрытые конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), ввиду чего закупка могла быть спланирована и проведена конкурентным способом.
При этом в материалы дела Заказчиком не представлена достаточные доказательства, свидетельствующие о доведении лимитов в 2022 году, поскольку представленная Заказчиком справка не является таковой и подписана непосредственно Заказчиком.
Комиссия Управления приходит к выводу, что при указанных обстоятельствах у Заказчика отсутствовали основания для заключения Контракта с единственным поставщиком на основании п.9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Из вышеизложенного следует, что в рассматриваемом случае Заказчик при осуществлении закупки должен был использовать конкурентные способы определения поставщика.
На основании вышеизложенного, изучив представленные документы и материалы, в соответствии с частями 15 и 22 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения требований п. 9 ч. 1 ст. 93, ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе.
2. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок не выдавать, поскольку восстановление прав и законных интересов заинтересованных лиц возможно исключительно в судебном порядке.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии Управления: А.С. Спирякова
Члены Комиссии Управления: М.М. Кузьмина
К.Д. Киняшова
Исп. Спирякова А.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 11 апреля 2022 г. N 077/06/17-5425/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.04.2022