Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок А.А. Кутейникова,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
В.А. Матвеева,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.С. Лушниковой,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей:
ФГБУ "НМИЦ Колопроктологии имени А.Н. Рыжих" Минздрава России: И.В. Батурина (по дов.N02/22 от 11.01.2022), Д.В. Алешина (по дов.N25/22 от 07.04.2022),
ООО "РЕНЕССАНС-МЕД": Н.В. Гаврилиной (по дов.Nб/н от 13.12.2022),
рассмотрев жалобу ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "НМИЦ Колопроктологии имени А.Н. Рыжих" Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на расходные материалы для операционного блока (Закупка N 0373100084622000028) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров,
работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее -Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседание Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх. N ЕИ/19115/22 от 07.04.2022.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
В силу пп.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. В составе жалобы Заявитель указывает, что требования к товарам по п.1, 2, 3, 4 "Степлер циркулярный внутрипросветный, одноразового использования", п.5 "Степлер хирургический геморроидальный, одноразового использования" сформированы, таким образом, что соответствуют товарам единственного производителя Пантер Медикал Эквипмент.
В обоснование своей позиции Заявитель в составе жалобы приводит сравнительную таблицу, согласно которой товары таких производителей, как Johnson, Covidien, Шеврон, Grena, Stapleline, Kangdi, Volkmann не соответствуют требованиям технического задания по тем или иным характеристикам.
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком закупаются степлеры циркулярные внутрипросветные и степлеры хирургические геморроидальные, предназначенные для использования во время открытых или лапароскопических хирургических процедур на пищеварительном тракте и для наложения хирургических скоб на ткани анального канала.
Кроме того представитель Заказчика отметил, что, так, например, для степлера хирургического геморроидального, одноразового использования существенной характеристикой является наличие прозрачного картриджа, поскольку она способствует улучшению визуализации и распределению забираемой внутрь пролапсированной мукозы.
При этом наличие не менее четырех отверстий для введения хирургических нитей также является существенной характеристикой для Заказчика, поскольку указанная особенность значительно облегчает фиксацию в аппарате кишечной стенки.
Относительно закупаемых аппаратов по п.1-4 представитель Заказчика пояснил, что помимо характеристики высоты скобки, существенной особенностью также является, так, например, количество скобок, поскольку указанная характеристика способствует безопасному формированию шва, а также снижает риск возникновения кровотечения.
При этом Комиссия Управления обращает особое внимание, что спорные товары выделены Заказчиком в отдельный лот, что позволяет Заказчику устанавливать в техническом задании значимые требования к характеристикам медицинского изделия даже с учетом наличия на рынке только одного подходящего под совокупность требования товара.
Кроме того предъявленные Заказчиком требования к необходимым к поставке товарам в равной степени распространялись на всех участников аукциона.
Необходимо отметить, что Заявитель, являясь коммерческой организацией, осуществляет на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли, и отсутствие товара, выделенного в отдельный лот, характеристики которого соответствуют потребностям Заказчика, связано только с его предпринимательской деятельностью и от требований, содержащихся в документации о закупке, не зависит. Вышеуказанное само по себе не может свидетельствовать об ограничении количества участников закупки.
Из совокупности положений Закона о контрактной системе следует, что установление требований к техническим, функциональным характеристикам товара, работ, услуг, а также иных показателей, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг существующим потребностям, является прерогативой заказчика.
Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право Заказчика включать в документацию требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, и, обязывающих Заказчика устанавливать в аукционной документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
Так, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, при наличии у Заказчика потребности в получении определенных товаров, вести речь о необоснованном ограничении им количества потенциальных участников размещения закупки не приходится.
На основании имеющихся документов и сведений, а также с учетом пояснений Заказчика, Комиссия Управления приходит к выводу, что указанный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. Также согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком установлены неправомерные требования к составу заявки участников закупки.
Так, Заявитель указывает, что в Приложении N 3 к извещению о проведении электронного аукциона "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по её заполнению", Заказчиком установлено, что для участия в электронном аукционе заявка на участие в закупке должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе.
По мнению Заявителя, согласно вышеуказанному требованию и в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе участнику закупки необходимо предоставить лицензию на поставляемый товар, однако данное требование в извещении отсутствует.
Кроме того в соответствии с ст. 49 Гражданского кодекса Российс5кой Федерации, в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии). Согласно ст.12 Федерального закона N99 от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит: производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники. Постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 N 1445 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники" утвержден перечень выполняемых работ, оказываемых услуг в составе деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники.
В состав данного перечня входит:
1. Производство медицинской техники.
2. Технического обслуживание медицинской техники.
Предметом закупки является поставка расходных материалов для операционного блока, при этом оказание услуг и выполнение работ в извещении и в проекте контракта Заказчиком не предусмотрено.
Таким образом, по мнению Заявителя, Поставщик не должен осуществлять техническое обслуживание медицинского оборудования, оказывать услуги и работы, а должен лишь обязуется произвести поставку товара, следовательно на поставку товара не предусмотрена лицензия, так как это не является техническим обслуживанием, вводом в эксплуатацию, монтажом или проведением работ.
Согласно п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В соответствии с п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
На основании п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пп. "н" п.1 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.
Комиссией Управления установлено, что согласно извещения о проведении электронного аукциона от 28.03.2022 N0373100084622000028 объектом закупки является поставка расходных материалов для операционного блока.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в описании объекта закупки Заказчиком указывается:
"2.4. В случае, если законодательством Российской Федерации предусмотрено лицензирование вида деятельности, являющегося предметом закупки, поставщик обязан предоставить Заказчику действующую лицензию.
2.5. При поставке товара поставщик представляет копии деклараций соответствий и/или сертификаты соответствия на поставляемый товар".
Таким образом, предоставление лицензии требуется исключительно в случае, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации.
С учетом того, что объектом является поставка товара, то предоставление лицензии Заказчиком не устанавливалось, в проекте контракта такое требование также отсутствует, при этом обжалуемые требования сформированы исключительно в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
На заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов, подтверждающих обоснованность данного довода жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении требований к участником закупки вышеуказанным образом, поскольку в составе документации отсутствуют требования о предоставлении какой-либо лицензии.
Таким образом, на основании представленных документов и сведений, а также с учетом пояснений представителя Заказчика, Комиссия Управления приходит к выводу, что указанный довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. Также в составе жалобы Заявитель указывает на нарушение Заказчиком порядка дачи разъяснений положений извещения об осуществлении закупки.
Согласно ч.5 ст.42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
На заседании Комиссии Управления установлено, что участником закупки направлен запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки, содержащие следующие положения:
"5. Поступил запрос о разъяснении положений извещения об аукционе в электронной форме.
6. На данный запрос разъясняем следующее:
Рассмотрев запрос о разъяснении, Заказчик считает необходимым разъяснить следующее:
1. Закупка проводится в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В указанном Законе отсутствуют нормы, предписывающие Заказчику формирование описания объекта закупки под одного или нескольких производителей товара. Следовательно, утверждение подателя запроса о том, что Заказчику необходимо "исходить не из количества возможных участников, а из возможности предложить продукцию нескольких производителей" являются заблуждением и не соответствует Федеральному закону 44-ФЗ.
Ст. 8 Федерального закона 44-ФЗ предусматривает понятие принципов обеспечения конкуренции:
"Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем)".
В этой связи приведенной нормой реализуются следующие принципы:
- равные условия и доступность любым участникам к закупке.
Данные требования Закона полностью реализованы Заказчиком. Извещение и входящие в его состав приложения равнодоступны всем потенциальным участникам без исключения. Требования к участникам сформированы в соответствии с Законом, являются едиными для всех участников. Ограничений к доступу к закупке Заказчиком не устанавливалось.
В результате - любое заинтересованное лицо, соответствующее Федеральному закону 44-ФЗ, равноправно и равнозначно имеет право и возможность принять участие в закупке.
2. Относительно довода подателя запроса о том, что "закупить и поставить уникальный товар имеет возможность только ограниченный круг лиц, имеющий с производителем такого товара партнерские отношения и/или иные договоры о сотрудничестве", Заказчик разъясняет:
- закупаемый товар не является уникальным. Никаких патентов, на характеристики, которые обозначены в описании объекта закупки в настоящее время (по имеющимся в доступных источниках информации сведениям) не имеется. Следовательно, все характеристики закупаемого товара являются обычными, незапатентованными, не имеющими ограничений по использованию производителями. В этой связи говорить об уникальности закупаемого товара или его характеристик не представляется возможным и необходимым.
- Заказчик не устанавливал в извещении требований относительно необходимости подтверждения партнерских отношений участников с некими производителями. Данный аспект Заказчиком не рассматривается, так как внутренняя хозяйственная деятельность участников, включая их взаимоотношения с производителями или иными контрагентами, не имеет отношения к Заказчику. Контракт будет заключен с победителем закупочной процедуры исключительно в рамках требований Федерального закона 44-ФЗ.
3. Приведенный сравнительный анализ Заказчиком не рассматривается, так как, формируя требования к закупаемому товару, Заказчик руководствуется собственной потребностью, включая мнения и потребности персонала Заказчика, а так же учитывая интересы пациентов. В том числе следует обратить внимание на тот факт, что приведенная подателем запроса таблица не содержит в себе многих сведений о сравниваемых товарах, не подтверждена инструкциями по применению или иными документами в которых содержатся технические параметры, что делает невозможным объективно оценить соответствие или несоответствие этих товаров потребности Заказчика.
4. Дополнительно отмечаем, что Заказчик не давал и не дает никаких преимуществ каким-либо участникам закупочной процедуры. Более того, ссылки подателя запроса на ст. 17 Федерального закона 135-ФЗ являются безосновательными. Никаких подтверждений относительно соотнесения приведенной нормы с действиями Заказчика у подателя запроса не имеется, и иметься не может, поскольку Заказчик в своих действиях не допускает нарушений указанных норм Закона.
5. В отношении Приложения 3 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по её заполнению" разъясняем:
Согласно указанному Приложению 3 Заказчиком сформированы требования к участникам в соответствии со ст. 31 Федерального закона 44-ФЗ. В пп. б) п. 1 Заказчиком указано:
"б) документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона 44-ФЗ, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Федерального закона 44-ФЗ".
Первая часть формулировки полностью соответствует п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона 44-ФЗ: "При применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки".
В рассматриваемой закупке объектом является поставка расходных материалов для операционного блока. В Описании объекта закупки Заказчиком указывается:
"2.4. В случае, если законодательством РФ предусмотрено лицензирование вида деятельности, являющегося предметом закупки, поставщик обязан предоставить Заказчику действующую лицензию.
2.5. При поставке товара поставщик представляет копии деклараций соответствий и/или сертификаты соответствия на поставляемый товар".
Таким образом, предоставление лицензии требуется исключительно в случае, если это предусмотрено законодательством РФ.
С учетом того, что объектом является поставка расходных материалов для операционного блока, то предоставление лицензии Заказчиком не устанавливалось, в проекте контракта такое требование отсутствует.
2. Дополнительно отмечаем, что, по имеющейся у Заказчика информации, требуемый товар имеется на современном рынке медицинских изделий и возможности поставки такого товара представлены широким кругом потенциальных поставщиков.
Учитывая вышеизложенное, Заказчик не находит препятствий для формирования участниками предложения по описанию объекта закупки, представленному в составе извещения. При этом податель запроса объективно никак не лишен возможности сформировать свое предложение и принять участие в закупке на основах конкурентной борьбы, предусмотренной нормами Федерального закона 44-ФЗ".
На основании вышеизложенного Комиссией Управления установлено, что вышеуказанный ответ Заказчика на запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки от 01.04.2022 NРИ1 является ответом по существу поставленных вопросов, при этом представленные разъяснения, в том числе являются уточняющими положения размещенной аукционной документации.
При этом Комиссия Управления отмечает, что согласно ч.5 ст.42 Закона о контрактной системе Заказчик размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, однако ответ Заказчика на запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки от 01.04.2022 NРИ1 не содержит в себе самого текста запроса, поступившего от участника, что противоречит положениям ч.5 ст.42 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к вывод об обоснованности указанного довода жалобы, в части отсутствия предмета запроса, что свидетельствует о нарушении Заказчиком положений ч.5 ст.42 Закона о контрактной системе, что также содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.04.2022 NИЭА1 на участие в аукционе было подано 3 заявки, при этом все заявки участников признаны соответствующими.
В силу п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в технической части аукционной документации установлены требования к товару, так, например,по п.3 "Степлер циркулярный внутрипросветный, одноразового использования": "диаметр ножа не менее 20 мм, и не более 21 мм.".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений ч. 2 ст.43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
г) с учетом положений ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе предложение по критериям, предусмотренным п. 2 и (или) 3 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе(в случае проведения конкурсов и установления таких критериев). При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке;
д) иные информация и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. При этом отсутствие таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.
Комиссией Управления установлено, что в составе заявки участник закупки с идентификационным номером заявки 13 выразил согласие на поставку товаров на условиях, предусмотренных аукционной документацией, а также представил сведения о товарах по п.3 "Степлер одноразовый циркулярный ЕЕАTM Auto SutureTM "Ковидиен ЛЛС", Соединённые Штаты Америки": "диаметр ножа 19,5 мм.", что напрямую не соответствует требованиям аукционной документации, поскольку согласно требованиям технического задания диаметр ножа должен составлять не менее 20 мм.
Кроме того Комиссией Управления также установлено, что Заказчиком представлена инструкция на одноразовые степлеры "Ковидиен ЛЛС", Соединённые Штаты Америки, согласно которой степлэр DST Series EEA обладает диаметром скобочного шва определяется размером выбранного степлера: 33 мм, 31 мм, 28 мм, 25 мм и 21 мм, при этом в составе заявки вышеназванный участник указывает, что диаметр рабочей части степлера одноразового циркулярного ЕЕАTM Auto SutureTM "Ковидиен ЛЛС" составляет 29 мм, что фактически указывает на предоставление недостоверных сведений.
Таким образом, заявка участника закупки с идентификационным номером заявки 13 подлежала отклонения, ввиду несоответствия представленных сведений, однако согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.04.2022 NИЭА1 указанная заявка признана соответствующей.
Согласно ч.5 ст.49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 4 ч. 4 ст.49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 ч.12 ст. 48 Закона о контрактной системе;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного п. 9 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым п. 9 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 ч. 17 ст. 48 Закона о контрактной системе. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Комиссия Управления отмечает, что в соответствии с положениями пп. "а" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе участнику закупки в составе заявки необходимо представить характеристики товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, что Заявителем было исполнено.
Согласно ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст.43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст.43 Закона о контрактной системе, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п. 4 ст. 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном п. 3 или п. 4 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что решение аукционной комиссии Заказчика в части признания заявки участника закупки с идентификационным номером 13 соответствующей требованиям аукционной документации нарушают положения ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе, поскольку у аукционной комиссии имелись основания для признания заявки указанного участника несоответствующей, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" на действия ФГБУ "НМИЦ Колопроктологии имени А.Н. Рыжих" Минздрава России обоснованной в части нарушения порядка дачи разъяснений положений извещения об осуществлении закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч.5 ст.42 Закона о контрактной системе, в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе Заказчику не выдавать, поскольку предписание выдано ранее по результатам рассмотрения жалобы ООО "Аксиома" по делу N077/06/106-5358/2022 от 11.04.2022.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий |
|
А.А. Кутейников |
Члены Комиссии: |
|
Н.С. Лушникова |
|
|
В.А. Матвеев |
Исп.Лушникова Н.С.
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 11 апреля 2022 г. N 077/06/106-5517/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.04.2022