Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
в присутствии представителей:
от Хабаровской таможни - Вопиловская Е.С. (по доверенности от 22.10.2021 N05-54/327), Харанена П.В. (по доверенности от 22.10.2021 N05-54/325),
от ООО "Медицинская компания" - Орлова К.А. (по доверенности от 04.04.2022 N0404/22-1),
рассмотрев жалобу ООО "Медицинская компания" и материалы дела N027/06/106-475/2022,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "Медицинская компания" (далее - заявитель) на действия заказчика Хабаровская таможня при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку аппарата ультразвуковой терапии (извещение N0122100010522000007 от 22.03.2022).
По мнению заявителя, аукционной комиссией заказчика заявка ООО "Медицинская компания" неправомерно признана несоответствующей требованиям аукционной документации, что противоречит Федеральному закону от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N44-ФЗ).
На основании статьи 99 Закона N44-ФЗ Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение N0122100010522000007 об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 22.03.2022.
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя): электронный аукцион.
Объект закупки: поставка аппарата ультразвуковой терапии.
Источник финансирования: Федеральный бюджет.
Начальная (максимальная) цена контракта: 149 200,00 рублей.
В ходе проведения внеплановой проверки заказчиком представлены заявки всех участников закупки, а также отзыв от 05.04.2022 N28-96/05685, в соответствии с которым считает жалобу необоснованной в полном объеме.
Изучив материалы дела 027/06/106-475/2022, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы обоснованной по следующим основаниям.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе на соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 1.1 ст. 31 Закона N44-ФЗ заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона N44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Подпунктом "н" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона N44-ФЗ установлено, что документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 5 ст. 49 Закона N44-ФЗ не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки: 1) члены комиссии по осуществлению закупок: а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона; б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер; 2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N99-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона N44-ФЗ основными принципами осуществления лицензирования являются, в том числе: обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 9 Закона N99-ФЗ юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем предоставления лицензии.
Пунктом 17 ч. 1 ст. 12 Закона N99-ФЗ установлено, что в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности, в том числе техническое обслуживание медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 N2129 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения), внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N1445 и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" утверждено Положение о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения) (далее - Положение).
Пунктом 6 Положения установлено, что место осуществления лицензируемого вида деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата. Выполнение работ, оказание услуг по техническому обслуживанию медицинских изделий могут осуществляться лицензиатом по адресу эксплуатации (месту нахождения) медицинских изделий, не указанному в реестре лицензий в качестве адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий, и не требуют внесения изменений в реестр лицензий.
Извещением о проведении электронного аукциона заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники.
В соответствии с п. 1 приложения N4 к извещению заявка на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию и документы (ч. 1 ст. 49 Закона N44-ФЗ), в том числе: если в извещении о проведении электронного аукциона к участникам закупки предъявлено требование по п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N44-ФЗ, в заявку включаются документы, подтверждающие соответствие участника этому требованию: наличие лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники. Исчерпывающий перечень таких документов заказчик устанавливает в извещении об осуществлении электронного аукциона (см п. 25 извещения о закупке).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 30.03.2022 на участие в данном электронном аукционе поданы следующие заявки: 1) заявка N111601619 с ценовым предложением - 138 756,00 рублей; 2) заявка N111593719 с ценовым предложением - 139 500,00 рублей; 3) заявка N111607219 с ценовым предложением 149 200,00 рублей. Аукционная комиссия приняла решение о соответствии требованиям извещения о закупке следующих участников: заявка N111593719. Также аукциона комиссия приняла решение о несоответствии заявок следующих участников: 1) заявка N111601619; 2) заявка N111607219.
Заявка N111601619 отклонена аукционной комиссией по следующему основанию: несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ (отклонение по п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона N44-ФЗ). Извещением установлены требования к участникам о наличии лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники. Место поставки товара подлежащей техническому обслуживанию Хабаровский край, г. Хабаровск. Участником закупки представлена лицензия с местом (местами) осуществления лицензируемого вида деятельности: г. Москва. Документов, свидетельствующих о возможности оказания услуг на территории города Хабаровска, в соответствии с предметом контракта не предоставлено.
Из заявки ООО "Медицинская компания", поданной на участие в данном электронном аукционе, следует, что обществом представлена бессрочная лицензия на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники от 02.11.2012 NФС-99-03-003309, выданная Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, с местом нахождения и местом осуществления лицензируемого вида деятельности: 105094, г. Москва, наб. Семеновская, д. 2/1, стр. 1, пом. VII, оф. 1.
Поскольку выполнение работ, оказание услуг по техническому обслуживанию медицинских изделий могут осуществляться лицензиатом по адресу эксплуатации (месту нахождения) медицинских изделий, не указанному в реестре лицензий в качестве адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий, и не требуют внесения изменений в реестр лицензий, аукционной комиссией заявка ООО "Медицинская компания" отклонена неправомерно, что является нарушением пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона N44-ФЗ.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которого предусмотрена ч. 2 ст. 7.30 КоАП Российской Федерации.
Исходя из установленных обстоятельств, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи Хабаровской таможне предписания об установлении нарушений в проводимой закупке.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медицинская компания" на действия заказчика Хабаровская таможня при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку аппарата ультразвуковой терапии (извещение N0122100010522000007 от 22.03.2022) обоснованной.
2. Признать аукционную комиссию заказчика - Хабаровская таможня, нарушившей требования пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона N44-ФЗ.
3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушениях.
4. Передать материалы дела 027/06/106-475/2022 уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица заказчика.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 7 апреля 2022 г. N 7-1/48
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.04.2022