Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок и рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - временно исполняющей обязанности руководителя Камчатского УФАС России - Фисенко Е.В.;
членов Комиссии:
- начальника отдела антимонопольного контроля и закупок Парфирьевой С.Н.,
- специалиста 1 разряда отдела антимонопольного контроля и закупок Шендрик Е.В.,
в присутствии представителя:
- заказчика - Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя школа N3" (далее - Заказчик) Величко Н.А. (на основании приказа N 1-лс от 13.08.2018), Кожевниковой А.В. (по доверенности от 12.04.2022 N 184);
в отсутствие заявителя - Мамаева Дмитрия Александровича (далее - Заявитель), уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы через единую информационную систему (далее - ЕИС),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при осуществлении закупки путем электронного аукциона на оказание услуг по проведению строительного контроля по объекту закупки: "Капитальный ремонт здания МБОУ СШ N3, по адресу: Камчатский край, г. Вилючинск, ул. Крашенинникова, д. 30 корпус А" (закупка N 0338300001822000004) (далее - Оказание услуг) (далее - Закупка), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком начата процедура определения исполнителя путем проведения ЭА на Оказание услуг (закупка N 0338300001822000004) (далее - Закупка). Извещение, документация о Закупке размещены в ЕИС 31.03.2022. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 5 347 710,00 рублей.
05.04.2022 в Камчатское УФАС России поступила жалоба Заявителя, поданная через ЕИС 05.04.2022, на действия Заказчика при разработке документации об ЭА.
По мнению Заявителя, требование к участникам закупки о членстве в саморегулирующей организации для осуществления строительного контроля установлено неправомерно.
Согласно поступившим письменным возражениям 11.04.2022 N 175, Заказчик с доводами жалобы Заявителя не согласен поскольку требование о членстве в саморегулируемой организации, а также об ответственности члена саморегулируемой организации, имеющего намерение выполнять по договору строительный контроль, определены исходя из положений статей 52, 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), нормами Закона о контрактной системе, Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468 (далее - Положения о проведении строительного контроля), ввиду размера обязательств по договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, по которому планируется осуществление этого строительного контроля.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия выявила следующие обстоятельства.
В соответствии в пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении конкурентной закупки, размещенное в единой информационной системе, должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 указанного Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 указанного Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частями 2, 2.1 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором должны выполняться только лицами, которые являются членами СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Юридическое лицо, не являющееся членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, может выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
В соответствии с частью 8 статьи 53 ГрК РФ порядок проведения строительного контроля устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о проведении строительного контроля предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
По смыслу пункта 22 статьи 1 и части 2 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль является функцией технического заказчика и может выполняться только членом саморегулируемой организации соответствующего вида, предусмотренных частями 2.1 и 2.2 статьи 52 ГрК РФ.
При этом в соответствии с пунктом 16 статьи 1 ГрК РФ застройщик может осуществлять строительный контроль самостоятельно, с привлечением на основании договора индивидуального предпринимателя, юридического лица или передать такие функции техническому заказчику.
Согласно пункту 22 статьи 1 ГрК РФ, технический заказчик - юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности (далее также - функции технического заказчика).
Функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.
Исходя из совокупности указанных норм следует, что строительный контроль является функцией технического заказчика и может выполняться только членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Данная позиция подтверждается письмами Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 05.09.2017 N 31723-ТБ/02, от 04.09.2018 N 37059-ТБ/02.
Предметом Закупки является на оказание услуг по проведению строительного контроля по объекту закупки: "Капитальный ремонт здания МБОУ СШ N3, по адресу: Камчатский край, г. Вилючинск, ул. Крашенинникова, д. 30 корпус А", то есть оказание услуг по проверке выполнения работ при капитальном строительстве объектов на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений, в связи с чем при установлении требований к участникам закупки должно быть установлено требование о наличии членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
В пункте 3 документации об ЭА требования к участникам Закупки установлены, в соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе:
Участником закупки могут быть только индивидуальные предприниматели или юридические лица, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, при соблюдении в совокупности следующих условий: - наличие уровня ответственности участника закупки в компенсационном фонде возмещения вреда не ниже второго уровня ответственности; - наличие у саморегулируемой организации, членом которой является участник закупки, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса РФ; - совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, указанным в абзаце первом части 3 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации (уровень ответственности участника закупки в указанном компенсационном фонде не должен быть ниже второго уровня ответственности). Уровень ответственности члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства определяется исходя из размера обязательств по контракту на выполнение работ по строительству объекта: "Капитальный ремонт здания МБОУ СШ N3, по адресу: Камчатский край, г. Вилючинск, ул. Крашенинникова, д. 30 корпус А (Номер извещения 0338300001822000003 в ЕИС) на сумму 250 255 200 (двести пятьдесят миллионов двести пятьдесят пять тысяч двести) рублей 00 копеек (включая НДС) по которому осуществляется строительный контроль. Требования установлены в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ. Данные требования не предъявляются к участникам электронного аукциона, если участник электронного аукциона является организацией, указанной в части 2.2. статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям: - выписка из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 4 марта 2019 г. N86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации".
Комиссия приходит к выводу, что требования о членстве в СРО установлены в соответствии пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, при Оказании услуг исполнитель, осуществляя функции технического заказчика в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, должен быть членом СРО.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу не обоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: Е.В. Фисенко
Члены комиссии: С.Н. Парфирьева
Е.В. Шендрик
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 12 апреля 2022 г. N 041/06/31-163/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.04.2022