Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России)
при участии посредством видеооконференц-связи представителей:
Государственного бюджетного учреждения Центр информатизации образования Тверской области (далее - Заказчик): *** (по распоряжению);
Комитета государственного заказа Тверской области (далее - Уполномоченный орган): *** (по доверенности),
ООО "Константа" (далее - Заявитель): *** (по доверенности);
рассмотрев посредством системы видеооконференц-связи, в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", пунктами 6.1.9, 7.7-7.8 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, жалобу Заявителя и проведя внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Тверском УФАС России 31.03.2022 зарегистрирована жалоба Заявителя, поступившая 30.03.2022 через ЕИС на действия/бездействия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку продукции радиоэлектронной промышленности для обновления материально-технической базы общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в рамках внедрения целевой модели цифровой образовательной среды федерального проекта ЦОС национального проекта "Образование" (ноутбуки шифр 28-2022-нр5210) (извещение от 24.03.2022 N 0136500001122000745 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru) (далее - Аукцион).
По мнению Заявителя, Заказчиком:
1) Установлены требования к техническим характеристикам товара, которые соответствуют товару только одного производителя;
2) Заказчиком использован неверный способ определения НМЦК.
В результате изучения представленных документов и пояснений, рассмотрения доводов жалобы, Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте 24.03.2022;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 99 699 350,00 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 01.04.2022, подано 2 ценовых предложения;
4) дата подведения итогов Аукциона - 01.04.2022, все заявки признаны соответствующими требованиям Аукциона, определен Победитель.
В силу пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно подпунктами 1, 2, 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом, данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в аукционной документации.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что в разделе описание объекта закупки установлены следующие требования к закупаемому товару:
N п/п |
Наименование товара |
Характеристики (показатели) товара |
Ед. измерения товара |
Кол-во |
||
Наименование характеристики (показателя) |
Значение характеристики (показателя)* |
Единица измерения характеристики (показателя) |
||||
1. |
Ноутбук |
Форм-фактор |
Ноутбук |
|
Штука |
670 |
Размер диагонали |
|
Дюйм (25,4 мм) |
||||
Разрешение экрана |
Full HD |
|
||||
Тип матрицы |
IPS |
|
||||
Общий объем установленной оперативной памяти |
|
Гигабайт |
||||
Максимальный общий поддерживаемый объем оперативной памяти |
|
Гигабайт |
||||
Тип оперативной памяти |
DDR4 |
|
||||
Тип накопителя |
SSD |
|
||||
Объем SSD накопителя |
|
Гигабайт |
||||
Тип беспроводной связи |
Wi-Fi |
|
||||
Тип беспроводной связи |
Bluetooth |
|
||||
Количество встроенных в корпус портов USB 3.2 Gen 1 (USB 3.1 Gen 1, USB 3.0) |
|
Штука |
||||
Количество встроенных в корпус портов USB 3.2 Gen 2 (USB 3.1 Gen 2, USB 3.1) |
|
Штука |
||||
Тип интерфейса USB USB 3.2 Gen 2 |
Type-C |
|
||||
Разрешение вэб-камеры, Мпиксель |
|
|
||||
Количество ядер процессора |
|
Штука |
||||
Количество потоков процессора |
|
Штука |
||||
Частота процессора базовая |
|
Гигагерц |
||||
Объем кэш памяти третьего уровня процессора (L3) |
|
Мегабайт |
||||
Наличие модулей и интерфейсов |
HDMI |
|
||||
Наличие модулей и интерфейсов |
8P8C |
|
||||
Наличие модулей и интерфейсов |
M.2 |
|
||||
Наличие модулей и интерфейсов |
VGA |
|
||||
Время автономной работы от батареи |
|
Час |
||||
Емкость батареи |
|
Ватт-час |
||||
Вес |
|
Килограмм |
Согласно доводам Заявителя, именно вышеуказанные требования, в совокупности с остальными, указанными в Техническом задании прямо указывают на то, что Заказчику необходим товар, изготавливаемый единственным производителем "Аквириус", на уникальность требуемого к поставке товара указывает наличие встроенных в корпус портов USB 3.2 Gen 2 (USB 3.1 Gen 2, USB 3.1).
В отношении довода Заказчика о том, что потребность в определенном товаре обусловлена его уникальностью, Комиссия отмечает следующее.
Если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он в праве устанавливать соответствующие требования к товарам в аукционной документации, но таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки.
Согласно пояснениям Уполномоченного органа, указанная в Описании объекта закупки позиция "Ноутбук" включена в Каталог товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) (код КТРУ - 26.20.11.110-00000165). В связи с чем, заказчик при описании объекта закупки использовал описание товара, указанное в КТРУ по соответствующей позиции.
Заказчиком представлено письмо АО "Крафтвэй корпорэйшн ПЛС" от 11.04.2022, в котором АО "Крафтвэй корпорэйшн ПЛС" сообщает о возможности производства ноутбука с характеристиками, указанными в Техническом задании Аукциона.
Таким образом, довод жалобы признан необоснованным.
2. Согласно части 1 статьи 99 Закона о контрактной системе, в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;
2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 6 статьи 4 настоящего Федерального закона, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;
3) органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе, органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Из вышеизложенных норм следует, что Комиссия не имеет полномочий по рассмотрению жалоб на способ определения начальной (максимальной) цены контракта, так как данные полномочия возложены на органы внутреннего финансового контроля, в связи с чем, в довод Заявителя о неправомерном расчете начальной (максимальной) цены контракта остается без рассмотрения и подлежит направлению по подведомственности в указанный орган.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 64 закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тверского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Константа" необоснованной.
2. Передать материалы дела N 05-6/1-29-2022 Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций для рассмотрения в рамках своей компетенции.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 12 апреля 2022 г. N 05-6/1-29-2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.04.2022