Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев с использованием системы видеоконференцсвязи жалобу заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона N0104200000422000033 "ЭА54 "Поставка медицинского оборудования"", руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба индивидуального предпринимателя на действия заказчика при проведении электронного аукциона "ЭА54 "Поставка медицинского оборудования"".
Согласно доводам жалобы, документация об аукционе не соответствует положениям Закона о контрактной системе, действия заказчика ограничивают количество участников закупки.
Заказчик представил письменные пояснения по доводам жалобы.
Рассмотрев доводы заявителя, пояснения заказчика, изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В единой информационной системе в сфере закупок 24 марта 2022 года было размещено извещение N0104200000422000033 о проведении электронного аукциона "ЭА54 "Поставка медицинского оборудования"" с начальной (максимальной) ценой контракта - 2 442 085,05 рублей.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания подачи заявок - 04.04.2022 10:00; дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 04.04.2022; дата подведения итогов определения поставщика - 06.04.2022.
1. В жалобе заявитель указывает, что заказчиком установлено требование о содержании в заявке предложения участника закупки о цене контракта (за исключением случая, предусмотренного п.4 ст.43 ФЗ-N44). Заявитель считает данное требование незаконным, поскольку способом определения поставщика - является электронный аукцион, следовательно, необходимо руководствуется требованиями статьи 49 Закона о контрактной системе.
Из объяснений заказчика следует, что требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке установлены в соответствии с Законом о контрактной системе, и являются типовыми.
Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать следующие электронные документы:
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать: предложение участника закупки о цене контракта (за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей части).
В приложении N1 извещения об осуществлении закупки заказчиком установлены требования к содержанию, составу заявки, и инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе. В требованиях к содержанию заявки указано, что заявка на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, предложение участника закупки о цене контракта (за исключением случая, предусмотренного п.4 ст.43 ФЗ-N44).
Процедура подачи ценовых предложений и есть процедура проведения торгов, которая проводится на сайте оператора электронной площадки. Процедура подачи ценовых предложений начинается через два часа с момента окончания срока подачи заявок и длится не более пяти часов с момента начала. Указание о содержании заявки на участие электронном аукционе предложения участника о цене контракта является формальным требованием, указание которого не может повлиять на результаты определения поставщика, а также повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
2. В жалобе заявитель указывает, что п.14 Технического задания содержит требование о наличии сертификата или декларации в соответствии с требованиями действующего законодательства об обращении медицинских изделий, при этом заказчик не предусмотрел возможность предоставления отказного письма, что влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Из объяснений заказчика следует, что проведение закупки направлено в первую очередь на удовлетворение потребностей заказчика, а равно на обеспечение наиболее эффективного расходования бюджетных средств. В связи с чем, в целях обеспечения эффективного расходования бюджетных средств, установлен пункт в техническом задании о наличии сертификата или декларации о соответствии в рамках добровольной сертификации, которая регулируется положениями Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно извещению об осуществлении закупки объектом закупки является кровать больничная по коду ОКПД2 32.50.50.190.
В приложении N2 извещения об осуществлении закупки, при описании объекта закупки заказчик использовал информацию, включенную в позиции КТРУ, а также дополнительные потребительские свойства товаров в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В пункте 14 технического задания установлено требование о наличии сертификата или декларации соответствия, обоснованием данного требования указано: в соответствии с требованиями действующего законодательства об обращении медицинских изделий.
Частью 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определено, что на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
Согласно пункту 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N1416, документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, установлен постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии".
Постановлением Правительства РФ от 13.11.2010 N 906 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982" медицинское оборудование, медицинские изделия исключены из единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что требование установленное заказчиком при описании объекта закупки о наличии сертификата или декларации соответствия, неправомерно.
Вместе с тем, требование установленное заказчиком о наличии сертификата или декларации соответствия, не повлекло за собой ограничение количества участников закупки, что подтверждается протоколом подведения итогов определения поставщика.
3. В жалобе заявитель указывает, что заказчиком неправомерно установлено ограничение допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию каталога, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Объектом закупки являются позиция КТРУ с кодом 32.50.50.190-00002334 "Кровать больничная". Позиция включена в КТРУ 11.05.2021 г., обязательное применение - 10.06.2021 г. - бессрочно.
Позиция КТРУ содержит также указание на значения классификатора (ОКПД2) 32.50.30.110 "Мебель медицинская, включая хирургическую, стоматологическую или ветеринарную, и ее части", номенклатурную классификацию медицинских изделий по виду 136210 "Кровать больничная стандартная с электроприводом".
В перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102, включено наименование вида медицинского изделия "Кровати медицинские функциональные" по коду ОКПД2 32.50.30.110.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.06.2012 г. N 4н утверждена Номенклатурная классификация медицинских изделий по видам.
Номенклатурная классификация медицинских изделий по видам в разделе 2. "Вспомогательные и общебольничные медицинские изделия" в подразделе 2.11. "Кровати медицинские и сопутствующие изделия" содержит позицию с кодом 136210 с наименованием "Кровать больничная стандартная с электроприводом" и описанием "Кровать для пациента, предназначенная для отдыха/сна в больничной палате/комнате, работающая от электрической сети, позволяющая медицинскому персоналу/пациенту регулировать положение касанием кнопки. Обычно включает в себя каркас с колесами, регулируемую платформу для матраса, изголовье и изножие, поручни и пульт дистанционного управления электромотором. Также может иметь встроенные весы". При этом, наименование вида медицинского изделия "Кровати медицинские функциональные" Номенклатурная классификация медицинских изделий по видам, не содержит.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что установление заказчиком ограничения допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102, правомерно.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя обоснованной в части неправомерного установления требования при описании объекта закупки о наличии сертификата или декларации о соответствии.
2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Кабардино-Балкарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 7 апреля 2022 г. N 007/06/42-250/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2022