Резолютивная часть решения оглашена 29 марта 2022 года
В полном объеме решение изготовлено 01 апреля 2022 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кулезневой Е.В. |
|
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Сарсенбаевой Е.Н. |
|
старшего специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Черенковой Е.Б. |
|
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) на основании поступивших от Общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Высота" (далее - ООО СЗ "Высота", заявитель) обращений по вопросу законности осуществления электронных аукционов на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений (благоустроенных квартир) в рамках государственной программы "Областной адресной программой "Переселение в 2019 - 2025 годах граждан из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области" путем инвестирования в строительство многоквартирного жилого дома (извещения NN 0169300035822000029, 0169300035822000030, 0169300035822000031, 0169300035822000032, 0169300035822000033), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителей Администрации Миасского городского округа (далее - заказчик), Бирт Любови Александровны, Борадачева Виктора Викторовича, действующих на основании доверенностей N 46 от 27.04.2021, N 19 от 05.03.2022;
- представителей ООО СЗ "Высота" Лесняк Олеси Игоревны, Смирнова Александра Сергеевича, действующих на основании доверенности б/н от 01.03.2022 г.,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 01.03.2022 нарочно поступили жалобы ООО СЗ "Высота" на действия комиссий по осуществлению закупок при проведении электронных аукционов на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений (благоустроенных квартир) в рамках государственной программы "Областной адресной программой "Переселение в 2019 - 2025 годах граждан из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области" путем инвестирования в строительство многоквартирного жилого дома (извещения NN 0169300035822000029, 0169300035822000030, 0169300035822000031, 0169300035822000032, 0169300035822000033) (далее - аукционы, закупки).
Жалобы были возвращены заявителю на основании подпункта "а" пункта 2 части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе, заседание Комиссии по проведению внеплановой проверки назначено на 09 марта 2022 года.
Определением от 09.03.2022 в заседании Комиссии объявлен перерыв до 14.03.2022.
Определением от 14.03.2022 в заседании Комиссии объявлен перерыв до 21.03.2022.
Определением от 21.03.2022 в заседании Комиссии объявлен перерыв до 29.03.2022.
Приказом N 33 от 22.03.2022 проведение внеплановой проверки продлено на 10 рабочих дней.
Согласно представленным документам: извещение о проведении электронного аукциона 0169300035822000029 размещено заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 06.02.2022 в 09:49; извещение о проведении электронного аукциона 0169300035822000030 размещено заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 06.02.2022 в 11:07; извещение о проведении электронного аукциона 0169300035822000031 размещено заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 06.02.2022 в 11:09; извещение о проведении электронного аукциона 0169300035822000032 размещено заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 06.02.2022 в 11:13; извещение о проведении электронного аукциона 0169300035822000033 размещено заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 06.02.2022 в 11:16.
Закупки осуществлялись в рамках национального проекта "Жилье и городская среда", федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда". КБК 2830501651F36748S412, 2830501651F367484412, 2830501651F367483412.
Начальная (максимальная) цена контрактов на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений (благоустроенных квартир) в рамках государственной программы "Областной адресной программой "Переселение в 2019 - 2025 годах граждан из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области" путем инвестирования в строительство многоквартирного жилого дома (извещение N 0169300035822000029) - 19 871 698,35 рублей; (извещение N 0169300035822000030) - 19 856 611,65 рублей; (извещение N 0169300035822000031) - 19 854 097,20 рублей; (извещение N 0169300035822000032) - 19 778 663,70 рублей; (извещение N 0169300035822000033) - 19 645 397,85 рублей.
Протокол подачи ценовых предложений 0169300035822000029 от 15.02.2022.
Снижение начальной (максимальной) цены контракта отсутствовало.
Протокол подведения итогов электронного аукциона от 17.02.2022.
Муниципальный контракт N 0169300035822000029 на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений (благоустроенных квартир) в рамках государственной программы "Областной адресной программой "Переселение в 2019 - 2025 годах граждан из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области" путем инвестирования в строительство многоквартирного жилого дома по итогам проведенного электронного аукциона (извещение N 0169300035822000029) заключен с Обществом с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Монолит-Маг" 01.03.2022 г.
Дополнительное соглашение N 1/115 к муниципальному контракту 0169300035822000029 от 01.03.2022 года заключено сторонами 01.03.2022 г.
Протокол подачи ценовых предложений 0169300035822000030 от 15.02.2022.
Снижение начальной (максимальной) цены контракта отсутствовало.
Протокол подведения итогов электронного аукциона от 17.02.2022.
Муниципальный контракт N 0169300035822000030 на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений (благоустроенных квартир) в рамках государственной программы "Областной адресной программой "Переселение в 2019 - 2025 годах граждан из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области" путем инвестирования в строительство многоквартирного жилого дома по итогам проведенного электронного аукциона (извещение N 0169300035822000030) заключен с Обществом с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Монолит-Маг" 01.03.2022 г.
Дополнительное соглашение N 1/116 к муниципальному контракту 0169300035822000030 от 01.03.2022 года заключено сторонами 01.03.2022 г.
Протокол подачи ценовых предложений 0169300035822000031 от 15.02.2022.
Снижение начальной (максимальной) цены контракта отсутствовало.
Протокол подведения итогов электронного аукциона от 17.02.2022.
Муниципальный контракт N 0169300035822000031 на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений (благоустроенных квартир) в рамках государственной программы "Областной адресной программой "Переселение в 2019 - 2025 годах граждан из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области" путем инвестирования в строительство многоквартирного жилого дома по итогам проведенного электронного аукциона (извещение N 0169300035822000031) заключен с Обществом с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Монолит-Маг" 01.03.2022 г.
Дополнительное соглашение N 1/117 к муниципальному контракту 0169300035822000031 от 01.03.2022 года заключено сторонами 01.03.2022 г.
Протокол подачи ценовых предложений 0169300035822000032 от 15.02.2022.
Снижение начальной (максимальной) цены контракта отсутствовало.
Протокол подведения итогов электронного аукциона от 17.02.2022.
Муниципальный контракт N 0169300035822000032 на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений (благоустроенных квартир) в рамках государственной программы "Областной адресной программой "Переселение в 2019 - 2025 годах граждан из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области" путем инвестирования в строительство многоквартирного жилого дома по итогам проведенного электронного аукциона (извещение N 0169300035822000032) заключен с Обществом с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Монолит-Маг" 01.03.2022 г.
Дополнительное соглашение N 1/118 к муниципальному контракту 0169300035822000032 от 01.03.2022 года заключено сторонами 01.03.2022 г.
Протокол подачи ценовых предложений 0169300035822000033 от 15.02.2022.
Снижение начальной (максимальной) цены контракта отсутствовало.
Протокол подведения итогов электронного аукциона от 17.02.2022.
Муниципальный контракт N 0169300035822000033 на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений (благоустроенных квартир) в рамках государственной программы "Областной адресной программой "Переселение в 2019 - 2025 годах граждан из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области" путем инвестирования в строительство многоквартирного жилого дома по итогам проведенного электронного аукциона (извещение N 0169300035822000033) заключен с Обществом с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Монолит-Маг" 01.03.2022 г.
Дополнительное соглашение N 1/119 к муниципальному контракту 0169300035822000033 от 01.03.2022 года заключено сторонами 01.03.2022 г.
По мнению заявителя описание объекта закупки составлено заказчиком с нарушением требований Закона о контрактной системе, в результате чего, комиссией по осуществлению закупок неправомерно принято решение о несоответствии заявки ООО СЗ "Высота".
Кроме того, исходя из установленных заказчиком требований к участникам электронного аукциона следует, что участником закупки может являться только застройщик, что также не соответствует требованиям действующего законодательства.
Представители заказчика, возражая на доводы заявителя, пояснили, что заявки на участие в закупках содержали двойные, неоднозначные предложения, слова "либо", "или", что было запрещено инструкцией по заполнению заявки. В связи чем действия комиссии по осуществлению закупок не противоречат законодательству о контрактной системе. По мнению заказчика, описание объекта закупки соответствует положениям законодательства о контрактной системе, разрешение на строительство является необходимым документом, поскольку дает застройщику право осуществлять строительство.
Изучив размещенные в ЕИС сведения, представленные заказчиком информацию и документы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Согласно пунктам 1, 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки, требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Требование о наличии в содержании заявки на участие в закупке для участия в конкурентном способе предложения участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе характеристик предлагаемого участником закупки товара, соответствующих показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, регламентировано подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Как следует из содержания подпункта "д" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, по итогам закупки заказчик формирует проект контракта, который должен содержать, в том числе, информацию о характеристиках товара, предлагаемого к поставке, из заявки участника закупки, с которым заключается контракт.
Таким образом, условия исполнения контракта, указанные в составе проекта контракта, не должны противоречить предложению участника закупки, в том числе, в части характеристик предлагаемого участником закупки товара, соответствующих показателям, установленным в описании объекта закупки, в том числе, в целях соблюдения подпункта "д" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Согласно извещениям о проведении электронных аукционов для закупок (извещения NN 0169300035822000029, 0169300035822000030, 0169300035822000031, 0169300035822000032, 0169300035822000033) объектом закупок является приобретение в муниципальную собственность жилых помещений (благоустроенных квартир) в рамках государственной программы "Областной адресной программой "Переселение в 2019 - 2025 годах граждан из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области" путем инвестирования в строительство многоквартирного жилого дома.
В соответствии с описанием объекта закупки (извещение N 0169300035822000029) заказчиком приобретаются 10 жилых помещений общей площадью не менее 395,15м2: квартира студия не менее 27,20м2 (1 квартира); квартира студия не менее 24,25м2 (1 квартира); 1-комнатная квартира СТ не менее 42,20м2 (1 квартира); 1-комнатная квартира СТ не менее 45,80м2 (1 квартира); 1-комнатная квартира не менее 32,10м2 (1 квартира); 1-комнатная квартира не менее 39,65м2 (2 квартиры); 2-комнатная квартира не менее 56,15м2 (1 квартира); 2-комнатная квартира не менее 56,45м2 (1 квартира); 1-комнатная квартира СТ не менее 31,70м2 (1 квартира).
В соответствии с описанием объекта закупки (извещение N 0169300035822000030) заказчиком приобретаются 10 жилых помещений общей площадью не менее 394,85м2: квартира студия не менее 27,20м2 (1 квартира); квартира студия не менее 24,25м2 (1 квартира); 1-комнатная квартира СТ не менее 42,20м2 (1 квартира); 1-комнатная квартира не менее 32,25м2 (1 квартира); 1-комнатная квартира не менее 39,90м2 (4 квартиры); 3-комнатная квартира не менее 77,25м2 (1 квартира); 1-комнатная квартира не менее 32,10м2 (1 квартира).
В соответствии с описанием объекта закупки (извещение N 0169300035822000031) заказчиком приобретаются 11 жилых помещений общей площадью не менее 394,80м2: квартира студия не менее 24,25м2 (1 квартира); 1-комнатная квартира СТ не менее 42,20м2 (1 квартира); 1-комнатная квартира не менее 32,25м2 (3 квартиры); 1-комнатная квартира не менее 39,90м2 (5 квартир); 1-комнатная квартира не менее 32,10м2 (1 квартира).
В соответствии с описанием объекта закупки (извещение N 0169300035822000032) заказчиком приобретаются 10 жилых помещений общей площадью не менее 393,30м2: квартира студия не менее 27,20м2 (2 квартиры); 1-комнатная квартира СТ не менее 42,20м2 (1 квартира); 1-комнатная квартира не менее 32,25м2 (2 квартиры); 2-комнатная квартира не менее 56,15м2 (3 квартиры); 1-комнатная квартира СТ не менее 31,65м2 (1 квартира); 1-комнатная квартира не менее 32,10м2 (1 квартира).
В соответствии с описанием объекта закупки (извещение N 0169300035822000033) заказчиком приобретаются 10 жилых помещений общей площадью не менее 390,65м2: квартира студия не менее 27,20м2 (1 квартира); квартира студия не менее 24,25м2 (1 квартира); 1-комнатная квартира СТ не менее 42,20м2 (1 квартира); 1-комнатная квартира не менее 32,25м2 (2 квартиры); 2-комнатная квартира не менее 56,15м2 (2 квартиры); 2-комнатная квартира не менее 56,45м2 (1 квартира); 1-комнатная квартира СТ не менее 31,65м2 (1 квартира); 1-комнатная квартира не менее 32,10м2 (1 квартира).
Кроме того, по всем рассматриваемым закупкам товар должен соответствовать, например, следующим функциональным, техническим и качественным характеристикам: отделка стен санузлов окраска, или кафельная плитка в санузлах; оснащение с/узлов ванна или душевой поддон; смеситель для ванны с душем, смеситель для умывальника, либо общий для умывальника и ванны с душем умывальник или раковина в ванной комнате; входные двери: деревянные или металлические.
В соответствии с установленными заказчиком требованиями к составу заявки для участия в конкурентном способе участник закупки в составе своей заявки должен представить предложение участника закупки в отношении объекта закупки: характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки (Приложение N 1 к извещению).
Инструкцией по заполнению заявки установлено, что участником закупки в отношении каждой позиции товара _ указываются показатели, содержащиеся в столбце "Минимальные и/или максимальные значения показателей" в полном объеме, значение показателей указываются участником точными значениями, соответствующими диапазону установленному Заказчиком и не должны содержать двойных предложений, неоднозначных предложений, слов "или эквивалент", "или", "не менее", "не более", "от", "до", символов "+/-" и т.п. _ .
В силу части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях: 1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки; 2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки; 3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе; 4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе); 5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств); _ 7) предусмотренных частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе; 8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке; _ .
Статьей 49 Закона о контрактной системе регламентировано проведение электронного аукциона, в том числе порядок рассмотрения заявок на участие в закупке, формирования протокола.
Так, члены комиссии по осуществлению закупок не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки,
рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе;
на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку, и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер (подпункты "а" и "б" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе).
В соответствии с протоколами подведения итогов электронного аукциона от 17.02.2022 заявки участника закупки с идентификационными номерами: 115 (извещение N 0169300035822000029); 232 (извещение N 0169300035822000030); 161 (извещение N 0169300035822000031); 214 (извещение N 0169300035822000032); 112 (извещение N 0169300035822000033) отклонены на основании пункта 1 части 12 статьи 48 "в заявке участника закупки значения показателей указаны не точными значениями, содержат двойные предложения, неоднозначные предложения, слова "или" и "либо", что не позволяет членам комиссии по осуществлению закупок определить соответствующий показатель данной характеристики товара и противоречит инструкции по заполнению заявки".
Участником закупки с идентификационными номерами заявок 115 (извещение N0169300035822000029); 232 (извещение N 0169300035822000030); 161 (извещение N0169300035822000031); 214 (извещение N 0169300035822000032); 112 (извещение N0169300035822000033) в предложениях указаны следующие характеристики товара, например, отделка стен санузлов окраска, или кафельная плитка в санузлах; оснащение с/узлов ванна, смеситель для ванны с душем, смеситель для умывальника, либо общий для умывальника и ванны с душем умывальник или раковина в ванной комнате; входные двери: деревянные или металлические.
Таким образом, предложение участника закупки содержит двойные предложения, неоднозначные предложения, слова "или". Заявки заявителя по рассматриваемым закупкам подлежали отклонению, действия комиссии по осуществлению закупок соответствуют части 12 статьи 48, подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в пункте 2.3 проекта контракта содержится условие, согласно которому: _ Предварительное описание квартир согласно проектной документации: расположение Квартир указано в Приложении N1 "Поэтажные (поквартирные) планы" (предоставляется Застройщиком при заключении контракта).
Окончательное описание квартир производится Застройщиком после получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома, в котором расположены приобретаемые Квартиры, и отражается в акте приема - передачи жилых помещений (Приложение N3 к настоящему контракту). _ .
При этом Приложение N 3 к контракту, помимо сведений о номере квартиры, этаже, количестве комнат, общей площади без лоджий, стоимости содержит сведения о таких характеристиках жилого помещения как отделка стен с/узлов; оснащение с/узлов; двери.
Следовательно, положения, изложенные в пункте 2.3 контракта, свидетельствуют о допускаемой заказчиком возможности участнику закупки, с которым заключается контракт, предложить иные условия исполнения контракта, чем те, которые содержались в заявке на участие в электронном аукционе.
Так, например, участник закупки ООО СЗ "Высота" с учетом пункта 2.3 проекта контракта в составе заявки прописал характеристики товара без указания ряда конкретных значений, содержащихся в столбце "минимальные и/или максимальные значения показателей", предполагая, что конкретные значения показателей будут известны после ввода многоквартирного жилого дома в эксплуатацию.
Таким образом, условия исполнения контракта, предусмотренные в пункте 2.3 проектов контрактов и Приложении N 3 к проектам контрактов в части возможности уточнения описания жилого помещения, противоречат требованиям к порядку описания предложения участника закупки в отношении объекта закупки, которое указывается в составе заявки и не может быть изменено при заключении и исполнении контракта, что противоречит части 2 статьи 33, пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, и может привести к изменению условий заключенного контракта, что не соответствует части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе.
2. В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
При этом, в соответствии с подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе в составе заявки участника закупки должны находить отражение документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.
С учетом изложенного, в извещении об осуществлении закупки должны содержаться конкретные документы о необходимости подтверждения участника закупки требованиям действующего законодательства по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки, то есть описанием объекта закупки.
Согласно установленным заказчиком требованиям к содержанию, составу заявки на участие в закупке для участия в конкурентном способе участник закупки в составе своей заявки должен представить, в том числе, документы (копии), подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе: разрешение на строительство многоквартирного дома, выданное в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса.
Из содержания части 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) следует, что законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее - градостроительные отношения).
Застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Застройщик вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику (пункт 16 статьи 1 ГрК РФ).
Частью 2 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных статьей 51 ГрК РФ.
В силу пункта 1 части 7 статьи 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство, в том числе правоустанавливающие документы на земельный участок.
При этом, требования к договору строительного подряда, который заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ регламентируются параграфом 3 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Ни положениями ГК РФ в части регулирования договора купли-продажи недвижимости, ни Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", не предусмотрено в качестве требования к субъекту, который предоставляет жилые помещения, наличие разрешения на строительство.
Однако договор, связанный с инвестиционной деятельностью в сфере финансирования строительства объектов недвижимости, имеет правовую природу договора купли-продажи недвижимости.
При этом, действующим законодательством не предусмотрено, что в качестве лица, которое предоставляет результат инвестиционной деятельности (квартиры), может быть исключительно застройщик.
Таким образом, требование к участнику закупки и к составу заявки о наличии у участника закупки разрешения на строительство не соответствует объекту закупки, в нарушение пункта 1 части 1, части 5, части 6 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42, подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
3. Согласно пункту 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона о контрактной системе, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, контракт должен содержать условие о том, что оплата поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества поставленного товара, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
Согласно разделу 3 проектов контракта, определяющему цену контракта, объем инвестирования, порядок расчетов, инвестор перечисляет на расчетный счет застройщика согласно графику инвестирования (приложение N4 к муниципальному контракту), денежные средства 4 платежами, на основании выставленного застройщиком счета в срок не более 15 рабочих дней, при условии выполнения застройщиком графика контроля инвестиций (Приложение N5 к муниципальному контракту) и удостоверения данного факта инвестором путем подписания графика контроля инвестиций по соответствующему виду и объему работ.
Приложением N 4 к контрактам является график инвестирования, в котором определено 4 этапа инвестирования:
- с момента выполнения строительно-монтажных работ по возведению цокольной части здания - 30 %;
- по окончанию выполнения строительно-монтажных работ пятого этажа жилого дома - 30 %;
- по окончанию выполнения строительно-монтажных работ последнего этажа жилого дома, установка крыши, оконных блоков - 35 %;
- в течение 30 дней с даты подписания акта приема - передачи жилых помещений - 5 %.
Вместе с тем, дополнительными соглашениями от 01.03.2022 г. пункт 3.3 изложен в новой редакции: "инвестор перечисляет на расчетный счет застройщика согласно графику инвестирования (приложение N4 к муниципальному контракту), денежные средства 4 платежами (первые 3 платежа из которых составляют авансовый платеж в размере 95%), на основании выставленного застройщиком счета в срок не более 15 рабочих дней, при условии выполнения застройщиком графика контроля инвестиций (Приложение N5 к муниципальному контракту) и удостоверения данного факта инвестором путем подписания графика контроля инвестиций по соответствующему виду и объему работ".
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается в том числе на положениях ГК РФ.
Статьей 487 ГК РФ предусмотрена возможность осуществления предварительной оплаты, под которой понимается обязанность покупателя (заказчика) оплатить товар полностью или частично до передачи продавцом товара.
Пунктами 1, 2 статьи 711 ГК РФ предусмотрено, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно. Подрядчик вправе требовать выплаты ему аванса либо задатка только в случаях и в размере, указанных в законе или договоре подряда.
Таким образом, перечисление денежных средств поставщику (подрядчику, исполнителю), которое осуществлено не по результатам приемки и до исполнения обязательств по контракту, можно расценивать в качестве авансового платежа.
Аналогичная позиция выражена в Письме Минфина России от 06.02.2018 N 24-03-07/6700.
С учетом изложенного, в нарушение пункта 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контрактах с учетом дополнительно заключенных соглашений содержится существенные противоречия в части порядка оплаты исполненных обязательств, так как график инвестирования и график контроля инвестиций предполагает поэтапную оплату выполненных работ, тогда как условие о предоставлении авансового платежа в размере 95% фактически предполагает предварительную оплату до выполнения работ за первые три этапа инвестирования, что противоречит порядку оплаты работ, предусмотренному графиками.
Более того, пунктом 2 части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае установления заказчиком в соответствии с настоящей статьей требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 - 6.2-1 настоящей статьи. При этом, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса.
Таким образом, указанное условие дополнительных соглашений о выплате аванса в размере 95 % фактически требует от участника закупки внесения обеспечения исполнения контракта в размере аванса, что не предусмотрено ни контрактом, ни указанным дополнительными соглашениями, в нарушение пункта 2 части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Следовательно, заключение дополнительных соглашений, изменяющих порядок оплаты приобретаемых жилых помещений, не предусмотрено статьей 95 Закона о контрактной системе, содержащей исчерпывающий перечень оснований для изменения условий контракта.
Действия должностного лица могут быть квалифицированы по главе 7 КоАП РФ.
Исходя из материалов внеплановой проверки, информации, представленной заказчиком, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановых проверок признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1, частей 5, 6 статьи 31, части 2 статьи 33, пункта 1 части 13 статьи 34, пунктов 1, 12 части 1 статьи 42, подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43, пункта 2 части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку контракты заключены.
3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии И.О. Кокшарова
Н.В. Фадеева
Е.В. Кулезнева
Е.Н. Сарсенбаева
Е.Б. Черенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 14 апреля 2022 г. N 31-35-ВП/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.04.2022