Резолютивная часть решения оглашена 12.04.2022
В полном объеме решение изготовлено 14.04.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Воронковой Д.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Савир" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств (извещение N 0369300006322000043), при дистанционном участии:
- представителей Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская больница N 1 г. Еманжелинск" (далее - заказчик) Вараксиной Е.Н., Шамсудиновой Н.А., действующих на основании доверенностей N 79 от 01.03.2022, N 78 от 01.03.2022;
- представителя ООО "Савир" (далее - заявитель, Общество) Страхова С.И., действующего на основании доверенности N 3 от 04.02.2022,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 06.04.2022 поступила жалоба ООО "Савир" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств (извещение N 0369300006322000043) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам заказчик 23.03.2022 объявил о проведении аукциона путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 499 080,80 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 31.03.2022 в 10:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
Аукционной комиссией отклонена заявка ООО "Савир".
По мнению заявителя, указанные действия аукционной комиссии являются неправомерными, поскольку Обществом в составе заявки представлены все необходимые документы и сведения. Более того, в протоколе подведения итогов аукциона от 04.04.2022 отсутствует обоснование отклонения аукционной комиссией заявки ООО "Савир".
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения, которые поддержали на заседании Комиссии, и указали следующее.
Аукционной комиссией рассмотрены заявки участников закупки в порядке, предусмотренном статьей 48 Закона о контрактной системе.
Заявка ООО "Савир" с идентификационным номером 111614842 отклонена на основании пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Так, в составе заявки Общества, по позиции N 2 с наименованием дезинфицирующего средства "Савир-Про" отсутствует информация о том, что средство не содержит производных гуанидина. Тогда как, согласно описанию объекта закупки заказчику требуется средство, которое не содержит производных гуанидина. Также по данной позиции Обществом указано, что концентрация четвертичных аммониевых соединений в средстве 5%. Тогда как, заказчику требуется средство с концентрацией четвертичных аммониевых соединений не менее 10%. В заявке Общества по данной позиции указано, что средство обладает пролонгированным действием 24 часа. Тогда как, заказчику требуется средство, которое не обладает пролонгированным действием.
По позиции N 3 с наименованием дезинфицирующего средства "Савир-Лакто" участником закупки указано, что средство имеет массовую долю пероксида водорода 20%. Тогда как, согласно описанию объекта закупки заказчику требуется средство, которое имеет массовую долю пероксида водорода не менее 25%. В заявке Общества по данной позиции указано, что средство обладает пролонгированным действием 24 часа. Тогда как, заказчику требуется средство, которое не обладает пролонгированным действием.
По позиции N 4 с наименованием дезинфицирующего средства "Савир-Проф" Обществом указано, что средство обладает пролонгированным действием 6 часов. Тогда как, заказчику требуется средство, которое не обладает пролонгированным действием.
По позиции N 5 с наименованием дезинфицирующего средства "Савир-Дез" участником закупки указано, что в составе средства содержится алкилдиметилбензиламмоний хлорид 10%. Тогда как, согласно описанию объекта закупки заказчику требуется средство на основе глутарового альдегида, не содержащее в своем составе других действующих веществ. Также по данной позиции Обществом указано, что рабочий раствор средства содержит глутаровый альдегид в концентрации 5,5%, что не соответствует требованиям извещения об осуществлении закупки. Заказчику требуется средство, рабочий раствор которого содержит глутаровый альдегид в концентрации не менее 2% и не более 2,2%.
По позиции N 6 с наименованием дезинфицирующего средства "Савир-Софт" участником закупки не указана информация о наличии в составе средства молочной кислоты. Тогда как, согласно описанию объекта закупки заказчику требуется средство, которое в качестве действующих веществ содержит молочную кислоту.
По позициям N 8, N 9 с наименованием дезинфицирующего средства "Савир-септ" Обществом не указана информация об отсутствии в составе средства четвертичных аммониевых соединений. Тогда как, согласно описанию объекта закупки заказчику требуется средство, которое не содержит в составе четвертичных аммониевых соединений.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Исходя из содержания пункта 2 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В соответствии с пунктом 2 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должен содержать, в том числе информацию о принятом в отношении каждой заявки (каждой части заявки), поданной на участие в закупке, решении о соответствии извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным Законом о контрактной системе, с обоснованием такого решения и указанием положений Закона о контрактной системе, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют извещению об осуществлении закупки.
Согласно материалам дела в аукционе участвовало пять участников с идентификационными номерами 111614406, 111614842, 111605849, 111615233, 111614272.
В соответствии с протоколом подведения итогов аукциона от 04.04.2022 заявки участников закупки с идентификационными номерами 111605849, 111615233, 111614272 признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки.
Заявки с идентификационными номерами 111614406, 111614842 (ООО "Савир") отклонены аукционной комиссией на основании пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Однако, в протоколе подведения итогов аукциона от 04.04.2022 отсутствует указание положений извещения об осуществлении закупки, которым не соответствуют заявки на участие в нем, а также положений заявок на участие в закупке, которые не соответствуют извещению об осуществлении закупки. Указанное обстоятельство не соответствует пункту 2 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, рассмотрев требования заказчика к дезинфицирующим средствам, установленные в Приложении N 1 к извещению об осуществлении закупки "Описание объекта закупки"; требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке, согласно которым заявка на участие в закупке должна содержать характеристики предлагаемого товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки, а также рассмотрев заявку ООО "Савир", Комиссия приходит к выводу о том, что заявка Общества не соответствует извещению об осуществлении закупки по пунктам, указанным в письменных пояснениях заказчика. В связи с чем, Комиссия антимонопольного органа не усматривает нарушений в действиях аукционной комиссии в части отклонения заявки ООО "Савир".
По результатам проведения внеплановой проверки в действиях заказчика выявлены следующие нарушения:
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Извещение об осуществлении закупки является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам аукциона надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым реализуются принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования и ведения КТРУ) и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию.
Исходя из подпункта "а" пункта 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с пунктом 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Объектом рассматриваемой закупки является поставка дезинфицирующих средств.
Согласно извещению об осуществлении закупки заказчиком установлены коды в соответствии с "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (далее - ОКПД 2) 20.20.14.000-00000007; 20.20.14.000-00000002; 20.20.14.000-00000005; 20.20.14.000-00000009.
Указанные позиции КТРУ содержат одну характеристику товара "форма выпуска".
Описание объекта закупки установлено в техническом задании (приложение к извещению об осуществлении закупки). Согласно техническому заданию заказчику к поставке требуется 9 различных позиций дезинфицирующего средства.
В качестве требований к поставляемому товару заказчиком установлены дополнительные требования к товару, не включенные в используемые позиции КТРУ, в том числе: функциональное назначение, состав, свойства/микробиология средства, срок годности рабочего раствора, степень воздействия на организм, класс при введении в желудок, количество таблеток для приготовления раствора и др.
При этом, содержащееся в техническом задании к извещению об осуществлении закупки обоснование включения дополнительных показателей в описание объекта закупки в полной мере не отражает основания указания данных требований.
Исходя из пояснений заказчика, указанные требования не предусмотрены какими-либо санитарными нормами, а содержатся в инструкциях к дезинфицирующим средствам.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что описание объекта закупки на основании инструкции применения конкретного дезинфицирующего средства даже с учетом указания характеристик с использованием слов "не более", "не менее" не является надлежащим исполнением требований статьи 33 Закона о контрактной системе. Поскольку по смыслу данной нормы описание объекта закупки должно быть продиктовано потребностями заказчика, а также исключать возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки путем установления в документации о закупке таких требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц.
В данном случае, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о том, что описание объекта закупки составлено заказчиком с нарушением требований части 6 статьи 23, пункта 1 части 2 статьи 42, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, пункта 6 Правил использования КТРУ.
Вместе с тем, с учетом того, что заявка ООО "Савир" отклонена правомерно и, как следствие, права и законные интересы Общества не нарушены, а также с учетом результатов аукциона, снижения начальной (максимальной) цены контракта на 46,5%, значительной экономии бюджетных средств, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости в выдаче заказчику предписания.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Савир" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств (извещение N 0369300006322000043) обоснованными в части отсутствия в протоколе подведения итогов аукциона обоснования отклонения аукционной комиссией заявки Общества, а в остальной части необоснованными.
2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушение пункта 2 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе.
3. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение части 6 статьи 23, пункта 1 части 2 статьи 42, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, пункта 6 Правил использования КТРУ.
4. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результаты рассматриваемого аукциона.
5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Д.А. Воронкова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 15 апреля 2022 г. N 074/06/105-867/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.04.2022