Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее - Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителя Заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Санта" - Шалбарова С.И. (действющий по доверенности N12/05 от 12.04.2022 года), надлежащим образом извещенного, в присутствии представителя уполномоченного органа - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Управление по капитальному строительству Астраханской области" - Мухтарова Р.Р. (действующий по доверенности Nб/н от 10.01.2022 года), надлежащим образом извщенного, в присутствии представителя государственного заказчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области - Беккуловой Н.С. (действующая по доверенности N535 от 07.02.2022 года), надлежащим образом извещенной, рассмотрев жалобу ООО "Санта" на действия государственного заказчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Володарская районная больница" и уполномоченного орагна - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Управление по капитальному строительству Астраханской области" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключить контракт на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт поликлиники, расположенной по адресу: Астраханская область, Володарский район, п. Володарский, ул. Садовая, 20" (реестровый N 0325200006722000020), на основании ст.99, ст.105, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 07.04.2022 поступила жалоба ООО "Санта" (далее - Заявитель) на действия государственного заказчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Володарская районная больница" (далее также - Заказчик) и уполномоченного орагна - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Управление по капитальному строительству Астраханской области" (далее также - Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключить контракт на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт поликлиники, расположенной по адресу: Астраханская область, Володарский район, п. Володарский, ул. Садовая, 20" (реестровый N 0325200006722000020) (далее - открытый конкурс).
Податель жалобы полагает, извещение Заказчика составлено с нарушением требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Рассмотрение жалобы назначено на 13.04.2022 года в 15 часов 30 минут по адресу: г.Астрахань, ул.Шаумяна, 47, каб.402.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
21.03.2022 года Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении открытого конкурса (далее также - извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 18 784 732,00 рублей.
1.Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком неправомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации", в то время как, по мнению Заявителя, Заказчику необходимо было установить дополнительные требования к участникам, предусмотренные пунктом 10 указанного Постановления.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В силу части 2 статьи 42 Заокна о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 42 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 42 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Часть 5 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям (далее также - Постановление N2571).
Объектом закупки (реестровый N 0325200006722000020) является выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт поликлиники, расположенной по адресу: Астраханская область, Володарский район, п. Володарский, ул. Садовая, 20", с начальной (максимальной) ценой контракта 18 784 732,00 руб.
Подпунктом "а" пункта 3 Постановления N2571 установлено, что положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Пунктом 1 Постановления N2571 установлено приложение, согласно которому к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования (далее также - Приложение).
В извещении Заказчиком установлены дополнительные требования к участнкам закупки в соответствии с позицией 7 Приложения:
"Наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта); 2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). Цена выполненных работ по договору, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей графы настоящей позиции должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей; не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей; не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей".
По мнению Заявителя, Заказчику необходимо было установить дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 10 Приложения.
Комиссия Упрвавления считает довод Заявителя необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе в случае, предусмотренном частью 55 настоящей статьи, предметом контракта может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе установлено, что до 1 января 2024 года Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации вправе утвердить перечни объектов капитального строительства, в целях архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта которых применяются особенности осуществления закупок и исполнения контрактов, предусмотренные частями 56 - 63 настоящей статьи.
Проектом контракта настоящей закупки предусмотрено не только выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт поликлиники, расположенной по адресу: Астраханская область, Володарский район, п. Володарский, ул. Садовая, 20", но и разработка проекто-сметной документации по указанному объекту.
Заказчиком в единой информационной системе размещено Распоряжение Правительства Астраханской области N170-Пр от 28.05.2021 года (далее также - Распоряжение N170-Пр).
Распоряжением N170-Пр утврежден перечень объектов капитального строительства, в целяъ архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта которых применяются отдельные особенности осуществления закупок и исполнения контрактов, предусмотренные частями 55 - 63 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, согласно которому Заказчику предусмотрено выполнение работ по капитальному ремонту поликлиники, расположенной по адресу: Астраханская область, Володарский район, п. Володарский, ул. Садовая, 20 (пп.11).
Пп. "г" пункта 3 Постановления N 2571 установлено, что если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заключается контракт, предусмотренный частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), частью 16.1 статьи 34 (при условии, что контракт предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 56 статьи 112 (при условии, что контракт предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) Закона о контрактной системе, применяется позиция 7 приложения.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в установлении в извещении дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с позицией 7 Постановления N2571 являются правомерными и не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
При этом, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает такие единые требования к участникам закупки каки соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации (далее - СРО) в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Саморегулируемая организация (СРО), в которой состоит участник, должна быть зарегистрирована в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирован и участник закупки (за исключением случаев, установленных ч. 3 ст. 55.6 Градостроительного кодекса РФ), иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, компенсационный фонд возмещения вреда, сформированные в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Частью 12 статьи 55.16 ГрК РФ установлены минимальные размеры взносов в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации.
Частью 13 статьи 55.16 ГрК РФ установлены минимальные размеры взносов в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации.
При этом, Заказчиком в извещении не установлены требования к компенсационному фонду как возмещения вреда, так и обеспечения договорных обязательств в соответствии с требованиями ч.12, 13 статьи 55.16 ГрК РФ.
Таким образом, Заказчик нарушил пункт 1 части 1 статьи 31, часть 5 статьи 31, пункт 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
При этом, Комиссия Управления отмечает, что на участие в открытом конкурсе была подана единственная заявка от участника ООО "Володарская ПМК" (Заявка N61), которая в соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.04.2022 NИЭОК1 была признана соответствующей.
В составе заявки ООО "Володарская ПМК" содержалась выписка из реестра членов СРО N158 от 06.04.2022 года с первым уровнем ответственности по обязательствам по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, стоимость работ которых не превышает 60 000 000 рублей.
То есть, единственным участником закупки в составе своей заявки изначально были предоставлены необходимые в соответствии с Законом документы.
Таким образом, по мнению Комиссии Управления, основания для выдачи Заказчику предписания об устранении допущенных нарушений, отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 2 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО Санта" на действия государственного заказчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Володарская районная больница" и уполномоченного орагна - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Управление по капитальному строительству Астраханской области" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключить контракт на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт поликлиники, расположенной по адресу: Астраханская область, Володарский район, п. Володарский, ул. Садовая, 20" (реестровый N 0325200006722000020) необоснованной.
2. Признать государственного заказчика Государственное бюджетного учреждение здравоохранения Астраханской области "Володарская районная больница" нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 31, части 5 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключить контракт на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт поликлиники, расположенной по адресу: Астраханская область, Володарский район, п. Володарский, ул. Садовая, 20" (реестровый N 0325200006722000020).
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
К.В.Родина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 13 апреля 2022 г. N 030/06/31-458/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.04.2022