Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
... - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС, заместителя председателя Комиссии;
... - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
_ - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
в отсутствие:
заявителя автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Восточно-Европейское учебное заведение" "Институт менеджмента, маркетинга и права" (далее - АНО "ВУЗ "Институт менеджмента, маркетинга и права", заявитель): не участвовали, уведомлены надлежащим образом,
заказчика государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр занятости населения Республики Саха (Якутия) (далее также - ГКУ РС (Я) "ЦЗН РС (Я)", заказчик): не участвовали, уведомлены надлежащим образом, представлены письменные пояснения,
при участии:
от уполномоченного учреждения государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" (далее - ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС (Я)", уполномоченное учреждение, аукционная комиссия): ... (представитель по доверенности),
рассмотрев посредством web-видеоконференцсвязи жалобу АНО "ВУЗ "Институт менеджмента, маркетинга и права" на действия (бездействия) аукционной комиссии уполномоченного учреждения ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС (Я)" при проведении электронного аукциона на оказание образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию граждан по повышению квалификации граждан по программам повышение квалификации: - 1С: Бухгалтерия 8.3 (предприятие и гос. учреждение); - 1С: Управление торговлей; - 1С: Электронный документооборот: документооборот организационно-распорядительных и кадровых документов; - 1С: Зарплата и управлением персоналом (извещение N 0816500000622003437), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба АНО "ВУЗ "Институт менеджмента, маркетинга и права" на действия аукционной комиссии уполномоченного учреждения.
Из сути жалобы заявителя следует, что:
1. Аукционная комиссия уполномоченного учреждения неправомерно признала победителем закупки ИП ..., так как данный участник закупки не соответствовал требованиям, установленным в Извещении о проведении закупки.
2. При установлении требований к участникам закупки в Извещении о проведении закупки заказчиком нарушены требования Закона о контрактной системе.
Просит признать жалобу обоснованной.
В ходе рассмотрения дела представитель уполномоченного учреждения пояснил, что с жалобой не согласен.
Просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы установила:
1. Извещение N 0816500000622003437 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки АО "ЭТС" - 17.03.2022 года;
2. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3. Начальная (максимальная) цена контракта - 453 596,70 рублей.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу АНО "ВУЗ "Институт менеджмента, маркетинга и права" обоснованной на основании следующего.
1. Довод жалобы в части того, что аукционная комиссия уполномоченного учреждения неправомерно признала победителем закупки ИП ..., так как данный участник закупки не соответствовал требованиям, установленным в Извещении о проведении закупки, признан необоснованным на основании следующего.
Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0816500000622003437 от 29.03.2022 года комиссия по осуществлению закупок приняла решение о признании заявки ИП ... с идентификационным номером 3 соответствующей требованиям Извещения о проведении закупки.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при применении конкурентных способов участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Предметом закупки является оказание образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию граждан по повышению квалификации граждан по программам повышение квалификации: - 1С: Бухгалтерия 8.3 (предприятие и гос. учреждение); - 1С: Управление торговлей; - 1С: Электронный документооборот: документооборот организационно-распорядительных и кадровых документов; - 1С: Зарплата и управлением персоналом.
В соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями на территории инновационного центра "Сколково").
В извещении об осуществлении закупки не установлены требования к индивидуальным предпринимателям в соответствии со ст. 32 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании).
При этом, в пункте 1 раздела 4 Информационной карты к извещению установлено следующее:
1. |
Требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям |
Участник закупки в соответствии с п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", должен иметь действующую(-ие) лицензию(-ии)*: на оказание образовательных услуг в соответствии с Перечнем образовательных услуг по реализации образовательных программ утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2020 г. N 1490 "О лицензировании образовательной деятельности" по реализации дополнительных профессиональных программ - программ повышения квалификации Соответствие требованию подтверждается предоставлением выписки из реестра лицензий (или копии) или лицензии(й) или его (их) копии(й) *Лицензия на осуществление образовательной деятельности не требуется для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно, в случаях, установленных Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ч.2 ст. 91). |
Для объективного рассмотрения дела, Якутским УФАС России был направлен запрос оператору электронной площадки АО "ЭТС" о предоставлении сведений и документов, представленных в составе заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме N 0816500000622003437.
Проанализировав представленные оператором электронной площадки сведения и документы, Комиссия антимонопольного органа установила, что победителем закупки ИП ... в составе заявки не представлена выписка из реестра лицензий или копия лицензии на оказание образовательных услуг в соответствии с Перечнем образовательных услуг по реализации образовательных программ утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2020 г. N 1490 "О лицензировании образовательной деятельности" по реализации дополнительных профессиональных программ - программ повышения квалификации.
Между тем, с учетом положений пункта 1 раздела 4 Информационной карты установленных заказчиком в отношении индивидуальных предпринимателей, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что что у аукционной комиссии уполномоченного учреждения не было оснований признать заявку ИП ... не соответствующей требованиям, установленным в извещении.
Довод жалобы признан необоснованным.
2. Довод жалобы в части того, что при установлении требований к участникам закупки в Извещении о проведении закупки заказчиком нарушены требования Закона о контрактной системе, признан не подлежащим рассмотрению на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). В случае внесения в соответствии с настоящим Федеральным законом изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения таких извещения, документации после внесения в них таких изменений.
Последний день приема заявок на участие в электронном аукционе, по данным с сайта Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 25.03.2022 года. Поскольку жалоба заявителя поступила в адрес Якутского УФАС России 05.04.2022 года, по истечении установленного срока, довод жалобы признан не подлежащим рассмотрению.
Жалоба ООО АНО "ВУЗ "Институт менеджмента, маркетинга и права" признана необоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при применении конкурентных способов участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями на территории инновационного центра "Сколково").
В пункте 1 раздела 4 Информационной карты к извещению установлено следующее:
2. |
Требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям |
Участник закупки в соответствии с п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", должен иметь действующую(-ие) лицензию(-ии)*: на оказание образовательных услуг в соответствии с Перечнем образовательных услуг по реализации образовательных программ утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2020 г. N 1490 "О лицензировании образовательной деятельности" по реализации дополнительных профессиональных программ - программ повышения квалификации Соответствие требованию подтверждается предоставлением выписки из реестра лицензий (или копии) или лицензии(й) или его (их) копии(й) *Лицензия на осуществление образовательной деятельности не требуется для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно, в случаях, установленных Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ч.2 ст. 91). |
Таким образом, к участникам аукциона установлены требования, устанавливаемые в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а именно, участник должен обладать следующими документами:
- исполнитель должен иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности (пункт.40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Согласно Извещению о проведении закупки, а также Описанию объекта закупки, предметом закупки является оказание образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию граждан по повышению квалификации граждан по программам повышение квалификации: - 1С: Бухгалтерия 8.3 (предприятие и гос. учреждение); - 1С: Управление торговлей; - 1С: Электронный документооборот: документооборот организационно-распорядительных и кадровых документов; - 1С: Зарплата и управлением персоналом.
Таким образом, требуемая в Извещении программа не является программой проф. обучения и относится к программам Дополнительного профессионального образования, которая реализуется только при наличии лицензии.
Классификация образовательных программ содержится в статье 12 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ.
Программы профессиональной переподготовки относятся к дополнительным профессиональным программам. Возможности реализации образовательных программ индивидуальными предпринимателями предусмотрены статьей 32 Закона.
Согласно пункту 3 данной статьи "Индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения". Дополнительных профессиональных программ в этом перечне нет, а значит, индивидуальные предприниматели не имеют права реализовывать программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Таким образом, Комиссия Якутского УФАС России делает вывод о нарушении Заказчиком требований пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при формировании противоречивых положений Извещение о проведении закупки, а также приложений к нему, не соответствующих объекту закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу АНО "ВУЗ "Институт менеджмента, маркетинга и права" на действия (бездействия) аукционной комиссии уполномоченного учреждения ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС (Я)" при проведении электронного аукциона на оказание образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию граждан по повышению квалификации граждан по программам повышение квалификации: - 1С: Бухгалтерия 8.3 (предприятие и гос. учреждение); - 1С: Управление торговлей; - 1С: Электронный документооборот: документооборот организационно-распорядительных и кадровых документов; - 1С: Зарплата и управлением персоналом (извещение N 0816500000622003437) необоснованной. Довод в части обжалования положений документации признан не подлежащим рассмотрению.
2. Признать заказчика ГКУ РС (Я) "ЦЗН РС (Я)" при проведении электронного аукциона на оказание образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию граждан по повышению квалификации граждан по программам повышение квалификации: - 1С: Бухгалтерия 8.3 (предприятие и гос. учреждение); - 1С: Управление торговлей; - 1С: Электронный документооборот: документооборот организационно-распорядительных и кадровых документов; - 1С: Зарплата и управлением персоналом (извещение N 0816500000622003437) нарушившей пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 12 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику, уполномоченному учреждению обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела должностному лицу Якутского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии _
Члены комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 12 апреля 2022 г. N 014/06/59-456/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.04.2022