Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Администрация муниципального образования Глажевское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области:
в отсутствие представителей Заявителя - ООО "Сола", извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 3799 от 30.03.2022) на действия субъекта контроля при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт здания дома культуры "Юбилейный" (вентиляции, помещений второго этажа, системы постановочного освещения и системы озвучивания зала) пос. Глажево Киришского района Ленинградской области (далее - Аукцион).
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 23.03.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 27 547 239,03 рублей.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
I) В первом доводе жалобы Заявитель указывает, что, по его мнению, Заказчиком включены в предмет закупки товары (работы, услуги), функционально и технологически не связанные с товарами (работами, услугами), поставка (выполнение, оказание) которых является предметом закупки.
Комиссия находит данный довод обоснованным на основании следующих обстоятельств.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки и предметом контракта является проведение капитального ремонта здания дома культуры "Юбилейный" (вентиляции, помещений второго этажа, системы постановочного освещения и системы озвучивания зала) пос. Глажево Киришского района Ленинградской области.
Вместе с тем, в Приложении N 6 "Обосновывающие мат-лы ПД N 11 Часть 3 27-183-20-СМЗ" установлен перечень товаров, необходимых заказчику к поставке, в том числе, установлены товары, являющиеся не монтируемым оборудованием.
Так, например, при проведении капитального ремонта Заказчик требует к поставке:
Кресло театральное Комфорт,
Столик опорный РС-СОЛ-Т2,
Вращающаяся светодиодная голова WASH, 400 Вт,
Прожектор UV PAR LED 100,
Вращающаяся голова тип BSW 3 в 1 DK-LS200B,
Стол оператора СТО.200.80. (1т14U) правый,
Проектор Epson EB-L1500UH,
Микрофонная консоль ROXTON SXR31,
Регулятор громкости ROXTON AT-50,
Усилитель ROXTON SX-240,
Процессор Wave 260 LINE DSP,
Усилитель мощности SLIM500,
Усилитель мощности SLIM1400,
Сабвуфер TS-118BH stand,
Стойка с резьбой Stand,
Цифровая микшерная консоль, 20 каналов,
Микрофон U853R и т.д.
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно осуществлено объединение в один предмет закупки выполнение работ по капитальному ремонту и поставка вышеуказанных товаров, поскольку указанные работы, товары образуют разные товарные рынки, не обладают какими-либо родовыми, однородными признаками, что приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки.
Например, предметы мебели, такие как Кресло театральное, Столик опорный, Стол оператора, не связаны с проведением капитального ремонта, и технологически и функционально не связаны со строительными работами, и их поставка может осуществляться отдельно (аналогично и в отношении звукового и осветительного оборудования сцены типа микрофонов, сабвуферов, проекторов).
Следовательно, Заказчиком в один предмет закупки объединены строительные работы и поставка монтируемого и не монтируемого оборудования, технологически и функционально не связанных с объектом капитального ремонта.
Ограничение участников закупки подтверждается тем, что для поставки оборудования в целях: "Капитальный ремонт здания дома культуры "Юбилейный" (вентиляции, помещений второго этажа, системы постановочного освещения и системы озвучивания зала) пос. Глажево Киришского района Ленинградской области" от поставщика не требуется специальной правоспособности, в то время как для выполнения строительных работ подрядчик должен быть членом соответствующей саморегулируемой организации в соответствии с градостроительным законодательством и Приложением N 4 к Извещению "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению" данное требование содержится.
Таким образом, Заказчиком неправомерно объединены в один предмет объекты закупок строительных работ капитального ремонта и поставка мебели и оборудования.
Доказательств обратного представителем Заказчика на заседание Комиссии не представлено.
Данная позиция подтверждается определением Верховного Суда РФ от 05.06.2018 N 303-КГ18-6481 по делу N А24-4483/2016.
II) Во втором доводе Заявитель указывает на нарушение в Приложении N 4 к Извещению "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению", в котором предусмотрены общие положения к составу заявки, без указания на конкретные документы и сведения, позволяющие однозначным образом свидетельствовать о соответствии предлагаемых к поставке товаров требованиями Постановления N617 и Постановления N878, что может привести к неправомерному ограничению количества участников закупки.
Комиссия не находит обозначенный довод Общества обоснованным.
Комиссией установлено, что в силу нарушений, описанных в доводе N1, Заказчик не требует от участников заполнение конкретных показателей товара.
В извещении поставляемые товары не выделены Заказчиком, а указан единственный код позиции КТРУ 41.20.40.900 "Капитальный ремонт здания дома культуры "Юбилейный" (вентиляции, помещений второго этажа, системы постановочного освещения и системы озвучивания зала) пос. Глажево Киришского района Ленинградской области".
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Сола" обоснованной в части доводов;
2. Признать в действиях Заказчика пунктов п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, внесения изменений в извещение о проведении закупки;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 6 апреля 2022 г. N 047/06/42-781/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2022