Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Администрация муниципального образования Колтушское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области:
в отсутствие представителей Заявителя - ООО "МИРНЫЙ-55", извещенных о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 3800 от 31.03.2022) на действия субъекта контроля при проведении электронного аукциона на выполнение работ по устройству детской игровой площадки в д.Вирки, д. Мяглово.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 23.03.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 9 899 254,99 руб.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения извещения об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Кроме того, пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 той же статьи предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
По первому и второму доводам жалобы Заявителем указывается, что, по его мнению, Заказчиком нарушены требования Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки, а также инструкции по заполнению заявки.
Комиссией установлено, что в Приложение N 1 к Описанию объекта закупки, являющемуся приложением к извещению об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона, Заказчиком установлены требования к показателям товаров.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Описание объекта закупки размещается в виде отдельного электронного файла.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия установила, что Заказчиком для товара "Диван" установлены, в том числе следующие требования к конкретным показателям (характеристикам):
"По товару с наименованием Диван по разделу 6 локальной сметы N1 требуется показатель Марка стали профильных труб: должна быть от Ст3 или от 10 или от 30".
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Таким образом включение в описание объекта закупки излишних требований к характеристикам товара, а именно, включение в описание объекта закупки описания марки стали профильных труб, которая являются компонентами соответствующих конструкций, без соответствующих обоснований в описании объекта закупки и извещении о проведении электронного аукциона, носит избыточный характер и может привести к ограничению количества участников закупки.
Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в части того, что к поставляемому товару предъявлены излишние требования, не связанные с указанным товаром.
Так, по товару "Детский игровой комплекс тип 1" установлены, в том числе следующие требования к конкретным показателям (характеристикам):
"Влажность элементов конструкции из облицованной фанеры: должна быть 5 % -
12 %".
Комиссией также установлено, что по товару "Детский игровой комплекс тип 1" установлены требования: "Влажность элементов конструкции из фанеры общего назначения: должна быть от 5 % 10 %".
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Приложением N 3 к извещению об осуществлении закупки установлена инструкция по заполнению заявки участника (далее - Инструкция).
Инструкцией установлено:
"1.1 При указании Заказчиком в Таблице 3 Приложения N 4 к Описанию объекта закупки требований к показателю в виде слов ("от") или словосочетаний ("не менее", "не меньше", "не ниже") или символов ("") Участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, которое равно или более указанного в Таблице 3 Приложения N 4 к Описанию объекта закупки минимального значения показателя
1.4 При указании Заказчиком в Таблице 3 Приложения N 4 к Описанию объекта закупки требования к показателю в виде слов ("до") или словосочетаний ("не более", "не больше", "не выше") или символов ("") Участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, которое равно или менее указанного в Таблице 3 Приложения N 4 к Описанию объекта закупки максимального значения показателя
1.7 При указании Заказчиком в Таблице 3 Приложения N 4 к Описанию объекта закупки требования к показателю в виде двух числовых значений, с использованием слов, символов, перечисленных в п. 1.2 и п. 1.3 настоящей инструкции по предоставлению характеристик товаров, предлагаемых участником закупки, разделенных знаком "-" или знаком "_", Участник закупки обязан указать конкретное диапазонное значение показателя, руководствуясь правилами указания конкретных значений показателей указанных пунктов в соответствии с требованиями настоящего пункта.
1.8 При указании Заказчиком в Таблице 3 Приложения N 4 к Описанию объекта закупки требования к показателю в виде двух числовых значений, с использованием слов, словосочетаний, символов, перечисленных в п. 1.1 и п. 1.4 настоящей инструкции по предоставлению характеристик товаров, предлагаемых участником закупки, разделенных знаком "-" или знаком "_", Участник закупки обязан указать конкретное диапазонное значение показателя, руководствуясь правилами указания конкретных значений показателей указанных пунктов в соответствии с требованиями настоящего пункта".
Таким образом, потенциальному участнику закупки необходимо предоставить конкретное значение показателя в рамках указанного диапазона требуемых значений.
Исходя из спорных требований к значениям конкретных показателей к одному и тому ж товару "Детский игровой комплекс тип 1" Заказчиком установлены разные требования, идущие вразрез.
Так, согласно Инструкции по товару "Детский игровой комплекс тип 1" с требованием к значению показателя "Влажность элементов конструкции из облицованной фанеры: должна быть 5 % -
12 %" потенциальному участнику необходимо предоставить одно конкретное значение, входящее в указанный диапазон, например, "12". Также, по этому же товару с требованием к значению показателя "Влажность элементов конструкции из фанеры общего назначения: должна быть от 5 %
10 %" потенциальному участнику с учетом положений Инструкции необходимо указать конкурентное значение показателя, входящее в указанный диапазон, например, "10".
Исходя из содержания положений Инструкции, описания объекта закупки, потенциальному участнику электронного аукциона не представляется возможным однозначно определить, какое требование, установленное Заказчиком, является необходимым. Такое описание объекта закупки, а также положения Инструкции вводят потенциальных участников в заблуждение, что повышает риск допустить ошибку в предоставлении конкретных значений показателя.
Таким образом, в действиях Заказчика усматриваются признаки нарушения пунктов 1,3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
По третьему и четвертому доводам жалобы Заявителем оспариваются положения Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе в части предоставления конкретного предложения к значению показателя товара "Ограждение", содержащего требование "Толщина стенки трубы вертикальных направляющих внутреннего заполнения секции, наклонных перекладин внутреннего заполнения секции: должна быть от 1,5 мм".
Комиссия установила, что Инструкция содержит положения по заполнению заявки по вышеуказанному требованию. Кроме того, Заявителем в материалы дела не представлено иных доказательств возникновения двутолкований такого требования со стороны участников и как следствие к ошибки технического характера.
Комиссией также установлено, что для товара "Ограждение" установлено требование "Вид профильных труб: не должны быть печной сварки или горячедеформированные".
Для заполнения заявки по такому требованию потенциальному участнику необходимо руководствоваться следующим положением Инструкции:
"3.3 При указании Заказчиком в Таблице 3 Приложения N 4 к Описанию объекта закупки требования к значению показателя в виде слов, символов "или", "/", "либо" и словосочетания "не должен (-на, -но, -ны) быть", а также при указании требования к значению показателя в виде словосочетания "не должен (-на, -но, -ны) быть", с указанием на соответствие характеристик товара нормативно-технической документации (ГОСТ, СНиП, ОДН, СП) без использования слов (словосочетаний), символов, перечисленных в п. 1.1-1.4, участник закупки указывает любое конкретное значение показателя из соответствующей нормативно-технической документации, за исключением вариантов, установленных Заказчиком в Таблице 3 Приложения N 4 к Описанию объекта закупки. Выбрав при заполнении заявки одно из альтернативных значений показателей товара, Участнику закупки необходимо указать остальные значения показателей товара, характерные именно для выбранного одного из альтернативных значений показателей".
Таким образом потенциальному участнику необходимо выбрать один из предложенных вариантов
Согласно пятому доводу жалобы Заявителем оспариваются положения проекта контракта, являющегося приложением к извещению об осуществлении закупки, в части установления условий, несоответствующих требованиям части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Комиссией установлено, что начальная (максимальная) цена контракта по рассматриваемой закупке составляет 9 899 254,99 руб.
Приложение N 4 к извещению об осуществлении закупки содержит проект контракта (далее - Проект контракта).
Проектом контракта не установлены требования к размеру обеспечения исполнения контракта в том случае, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей или менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц.
В указанных действиях Заказчика усматриваются признаки нарушения части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МИРНЫЙ-55" обоснованной в части;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1,3 части 2 статьи 42, части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе;
3. Не выдавать Заказчику предписание, так как не представлено доказательств, что выявленное нарушение повлияло на процедуру осуществления закупки;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 6 апреля 2022 г. N 047/06/42-786/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2022