Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заявителя - Администрация Синявинского городского поселения Кировского муниципального района Ленинградской области:
в отсутствие представителей Заказчика - ООО "ДСК Патриот", извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 4037 от 05.04.2022) на действия субъекта контроля при проведении запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по ямочному ремонту дорог, устройству ИДН и полусфер на территории г.п. Синявино Кировского муниципального района Ленинградской области.
Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме размещено 24.03.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 700 000,00 руб.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает действия комиссии по осуществлению закупок путем проведения запроса котировок в электронной форме.
Представитель Заказчика возражал против доводов Заявителя, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 3 или пунктом 4, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 50 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 3 статьи 50 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с частью 2 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании решения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), предложенных участником закупки, подавшим такую заявку, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке содержатся одинаковые предложения, предусмотренные пунктом 3 или 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других таких заявок;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В доводах жалобы Заявитель указывает, что комиссией Заказчика по осуществлению закупок неправомерно отклонена заявка Заявителя на участие в закупке.
Так, Комиссией установлено, что протоколом подведения итогов заявка Заявителя (N 14136) не соответствует извещению об осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме по следующим основаниям:
"Основание отклонения: п. 1 и 8 ч. 12 ст. 48 Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Обоснование решения: В соответствии с пп. "а" п. 1 ч. 3 ст. 50 Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", заявка с номером: "14136" подлежит отклонению на основании п. 1 и 8 ч. 12 ст. 48 Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в связи с не соответствием информации, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, выявлением недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке, а именно:
1. п.1 Искусственная дорожная неровность
Требование: Длина искусственной дорожной неровности должна быть не более 7,5 м. Искусственная дорожная неровность состоит из ряда однотипных геометрически совместимых средних элементов в количестве не менее 12 шт и двух краевых элементов. Средний элемент имеет габаритный размер не менее 500х500х58 мм. Габаритные размеры краевого элемента не менее 250х500х58 мм.
Значение: Длина искусственной дорожной неровности 7,5 м. Искусственная дорожная неровность состоит из ряда однотипных геометрически совместимых средних элементов в количестве 12 и двух краевых элементов. Средний элемент имеет габаритный размер 500х500х60 мм. Габаритные размеры краевого элемента 250х500х60 мм.
Согласно п. 11 Порядка предоставления сведений в заявке в отношении характеристик предлагаемого участником запроса котировок в электронной форме товара:
"Если в требованиях к значениям характеристик и параметров, упомянуты геометрические размеры (длина, ширина, высота) с использованием слов и знаков, используемых для описания характеристик, упомянутыми в инструкции, и размеры представлены в виде "ДхШ" или "ДхШхВ" (если иное не указано в требованиях к характеристикам), то эти словосочетания и символы касаются каждой характеристики геометрического размера, за исключением случая, когда вышеописанные требования указаны после знака двоеточие, тогда их смысловое значение должно применяться только к первому значению данной характеристики, указанной заказчиком; используемые в определении геометрических размеров сокращения "д", "ш", "в", означают соответственно "длину", "ширину", "высоту".
С учетом значений, предлагаемых участником длина искусственной дорожной неровности не может быть равна 7,5 м. длина искусственной дорожной = 12 х средних элементов + 2 х краевых элемента (12 х 500 мм + 2 х 250 мм = 6000 мм + 500 мм = 6500 мм = 6,5 м).
Таким образом, участником представлена недостоверная информация.
2. п.1 Искусственная дорожная неровность
Требование: Искусственная дорожная неровность имеет чередующуюся черно-желтую окраску или черно-желтые светоотражатели. Размер одного светоотражателя не менее 150х110 мм.
Значение: Искусственная дорожная неровность имеет чередующуюся черно-желтую окраску. Размер одного светоотражателя 150х110 мм.
Согласно п. 8 Порядка предоставления сведений в заявке в отношении характеристик предлагаемого участником запроса котировок в электронной форме товара:
"В отношении всех характеристик товаров участник предоставляет в заявке только те характеристики, значения характеристик товаров, которые относятся к выбранному и предлагаемому им варианту, в случае если требования по товару содержат альтернативные и взаимозависимые характеристики, - данное правило имеет приоритет над иными правилами инструкции".
Участник, сделав выбор и предоставив вариант "черно-желтую окраску" одновременно с этим предоставил сведения в отношении светоотражателя, что одновременно не может быть реализовано при исполнении контракта.
Таким образом, участником представлена информация, не соответствующая требованиям документации".
Комиссия установила, Приложением N 3 к извещению об осуществлении закупки предусмотрены требования к значениям показателей поставляемых товаров для выполнения работ по ямочному ремонту дорог, устройству ИДН и полусфер на территории г.п. Синявино Кировского муниципального района Ленинградской области.
Комиссия установила, что для товара "Искусственная дорожная неровность" предусмотрено требование к значению "Искусственная дорожная неровность имеет чередующуюся черно-желтую окраску или черно-желтые светоотражатели".
Заявителем в составе заявки указано по спорному значению указано - "Искусственная дорожная неровность имеет чередующуюся черно- желтую окраску", а также "Размер одного светоотражателя 150х110 мм".
Положениями инструкции по заполнению заявки предусмотрено следующее (пункт 8).
"Если требование к значению установлено одновременно к нескольким характеристикам, перечисленным через союз "и" и/или символ "запятая", то участник должен представить значения в отношении каждой из данных характеристик в отдельности. В отношении всех характеристик товаров участник предоставляет в заявке только те характеристики, значения характеристик товаров, которые относятся к выбранному и предлагаемому им варианту, в случае если требования по товару содержат альтернативные и взаимозависимые характеристики, - данное правило имеет приоритет над иными правилами инструкции. Если значения характеристики представлены как перечисление вариации одной и той же характеристики через слово "или", то участнику следует представить один вариант из перечисленных. Если по характеристике содержится несколько значений, указанных через "запятую" участнику необходимо указывать все перечисленные значения характеристик. Если по характеристике содержится несколько значений, указанных через союз "и" (например: "_ и _"), участнику необходимо указывать все перечисленные значения характеристики".
Исходя из описания объекта закупки и требований инструкции по заполнению заявки Заявителем в составе заявки на участие в запросе котировок в электронной форме предоставлены недостоверные сведения.
В ходе внеплановой проверки установлено, что для товара "Искусственная дорожная неровность" по показателю "Длина" установлено требование к значению - "Длина искусственной дорожной неровности должна быть не более 7,5 м.".
В заявке Заявителем по спорному показателю товара "Искусственная дорожная неровность" указано следующее значение: "Длина искусственной дорожной неровности 7,5 м.".
Заявитель заполнил заявку на участие в закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме в соответствии с инструкцией по заполнению заявки и описанием объекта закупки, предоставив конкретное значение показателя "Длина" товара "Искусственная дорожная неровность".
В качестве основания для отклонения Заказчиком заявки Заявителя явилось недостоверное предложение участника, поскольку длина искусственной дорожной неровности, состоящей из 12-ти средних элементов и 2-х краевых элементов, составляет 6,5 м.
В ходе проведённой внеплановой проверки Комиссией установлено, что Заказчиком в извещении об осуществлении закупки предусмотрена ненадлежащая инструкция по заполнению заявки участника закупки, повлиявшая на ненадлежащее заполнение заявки Заявителем.
Положениями Инструкции не предусмотрена взаимосвязь между значением показателя длины "Искусственной дорожной неровности" и ее составных элементов (Элементы искусственной дорожной неровности, 12-ти средних элементов и 2-х краевых элементов). Исходя из указанного, у потенциального участника отсутствует возможность предоставить предложение по спорному показателю в том виде, в каком требует Заказчик - с проведением математических расчетов требуемых показателей.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ДСК Патриот" необоснованной;
2. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, внесения изменений в извещение об осуществлении закупки.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 11 апреля 2022 г. N 047/06/50-819/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.04.2022