Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Крымского УФАС России Р.С. Айвазян,
члены Комиссии:
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Э.С. Велиляева,
специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.В.Бачинская,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- ГБУЗ РК "Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко" (далее - Заказчик) - Мурадов С.А. (по доверенности);
- ООО "МД - КОНСАЛТИНГ" (далее - Заявитель) - на заседание Комиссии не явился, о дате, времени и месте рассмотрения обращения посредством видеоконференц-связи с возможностью очного участия уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия комиссии Заказчика при проведении закупки "Оказание услуг по улучшению состояния сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с ГОСТ Р 58393-2019, оценка санитарного состояния и содержание сетей в эксплуатационном состоянии в помещениях ОП МРМЦ ГБУЗ РК "РКБ им. им. Н.А. Семашко" (извещение N 0375100003622000312) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
В своей жалобе заявитель указал, что заказчиком неправомерно установлено требование в документации к наличию у потенциальных участников закупки лицензии МЧС "Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ", лицензии на осуществление медицинской деятельности с видом работ "Дезинфектология" и лицензии или выписки из реестра лицензий в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий" или наличие действующей лицензии на производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники в части технического обслуживания (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники.
Незаконность данного требования связана, по мнению подателя жалобы, с тем, что заказчиком закупается выполнение целого комплекса работ, среди которых входят также и те работы, на выполнение которых лицензия не предусмотрена.
Представитель заказчика в ходе заседания Комиссии пояснил, что установление данного требования связано с тем, что "_в состав работ по обеспыливанию и обеззараживанию систем вентиляции входит очистка всех элементов, узлов и агрегатов, участвующих в воздухообмене, включая ламинарные потолки, ламинарные боксы, фильтра тонкой очистки, бактерицидные лампы, интегрированные системы обеззараживания, лабораторные шкафы с вытяжками, которые являются медицинскими изделиями и подлежат демонтажу и монтажу, соответственно после монтажа их пуско-наладке. Их демонтаж, монтаж, пуско-наладка, очистка от загрязнений и их обеззараживание является техническим обслуживанием медицинской техники, то есть комплекс регламентированных эксплуатационной документацией производителя медицинского изделия мероприятий по поддержанию исправности и (или) восстановлению работоспособности медицинских изделий с проведением контроля технического состояния при их использовании по назначению, предусмотренному производителем, а также действия по монтажу и наладке медицинских изделий.
Основной объем работ и трудозатрат Исполнителя по техническому обслуживанию медицинской техники составляет 60%".
Заслушав доводы представителя заказчика, изучив материалы дела, Комиссия Крымского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
12) требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Предметом закупки является Оказание услуг по улучшению состояния сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с ГОСТ Р 58393-2019, оценка санитарного состояния и содержание сетей в эксплуатационном состоянии в помещениях ОП МРМЦ ГБУЗ РК "РКБ им. Н.А. им. Н.А. Семашко.
Заказчиком выбран код ОКПД2: 81.22.12.000 "Услуги по чистке и уборке специализированные".
Пунктом 1.2 раздела "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе, и инструкция по ее заполнению" установлено требование о наличии у участника закупки трех лицензий:
1.2 |
Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона |
Требуется 1) действующая лицензия МЧС "Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ". 2) действующая лицензия на осуществление медицинской деятельности с видом работ "Дезинфектология"; 3) действующая лицензия или выписки из реестра лицензий в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий": или наличие действующей лицензии на производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники в части технического обслуживания (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники: а) монтаж и наладка медицинской техники; б) контроль технического состояния медицинской техники; в) периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники; г) ремонт медицинской техники. или Наличие лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники" (в части технического обслуживания групп медицинской техники класса 2б потенциального риска применения), выданную в соответствии с Постановлением Правительства РФ 15 сентября 2020 года N1445 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники". |
Заказчиком в разделе "Описание объекта закупки (Техническое задание)" установлены требования к оказанию закупаемых услуг.
Согласно пункту 1.5. Технического задания обеспыливание и обеззараживание воздуховодов, вентиляционных решеток систем вентиляции и вентиляционных установок представляет собой комплекс организационно-технических мероприятий планово-предупредительного характера по поддержанию системы вентиляции в состоянии, соответствующей требованиям технической документации для систем вентиляции в РФ. Целью работ является инструментальная оценка санитарного состояния систем вентиляции и кондиционирования воздуха, проведение очистки и дезинфекция систем вентиляции в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, передающихся, в том числе, и воздушно-капельным путём, поддержание системы вентиляции в рабочем состоянии.
Согласно пункту 4 Технического задания порядок оказания услуг процесса обеспыливания и обеззараживания системы вентиляции включает в себя:
- обеспыливание и обеззараживание намеченных участков с применением заградительных баллонов;
- обеспыливание и обеззараживание декоративных решеток/диффузоров;
-обеспыливание и обеззараживание внутренней поверхности вентиляционных каналов от пылевых отложений, жировых и иных загрязнений с врезкой в существующую сеть через инспекционные люки и решётки;
-дезинфекция методом орошения внутренней поверхности воздуховодов, всех деталей системы вентиляции, входящих в контакт с воздухом, поступающим в помещение;
-обеспыливание и обеззараживание агрегатов участвующих в воздухообмене (теплообменник, вентилятор, фильтр и т.д.);
-очистка жировых отложений осуществляется оборудованием криогенного бластинга - процесс нагнетания гранул сухого льда под давлением воздушной струи на очищаемую поверхность, где в качестве абразивного материала выступает сухой лёд (наличие данного оборудования у исполнителя подтверждается документально (сертификат соответствия, паспорт) до начала проведения работ;
-очищение воздушных каналов и нанесение антибактериального слоя должна проводится в спецодежде для сотрудников Исполнителя.
Комиссия анализируя представленный перечень работ, установлено, что в рамках данной закупки деятельность по техническому обслуживанию и ремонту систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, а также деятельность по техническому обслуживанию медицинской техники не выступает в качестве самостоятельного объекта закупки. Фактически Исполнителю работ необходимо выполнить работы по обеспыливанию и обеззараживанию (дезинфекции).
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании, ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией.
Таким образом, в случае если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положений законодательства Российской Федерации, заказчик обязан установить требование к участникам закупки о наличии соответствующего документа.
Если законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательного наличия у лица, выполняющего работы или оказывающего услуги, лицензии, свидетельства или иного документа, то заказчик не вправе требовать наличия такого документа у участника закупки.
В случае если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. При исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.
В случае если в один объект закупки включены работы (услуги), для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы (услуги), для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление заказчиком требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии может ограничивать количество участников закупки и не соответствовать ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе
Услуги, включенные в Перечень, в рассматриваемом случае не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся предметом контракта, следовательно, при его исполнении подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию (аналогичная позиция отражена в письме Минфина России от 21 февраля 2018 г. N24-02-03/11100 "О рассмотрении обращения").
Таким образом, требования установленные в извещении о наличии у участника закупки лицензия МЧС "Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ", лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники в части технического обслуживания (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, не соответствуют требованиям части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Р.С. Айвазян
Члены Комиссии: Т.В. Бачинская
Э.С. Велиляева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 13 апреля 2022 г. N 082/06/106-454/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2022