Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО "Академия ДПО" (далее - Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок ГУ - Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении ГУ - Пенсионным фондом Российской Федерации (далее - Заказчик), Комиссией по осуществлению закупок, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию (повышение квалификации) работников системы ПФР по теме "Усовершенствование управленческих навыков для ИТ-руководителей" (с применением дистанционных образовательных технологий) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0273100000122000011) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Комиссии по осуществлению закупок:
1) Комиссией по осуществлению закупок ненадлежащим образом осуществлена оценка заявки Заявителя по детализирующему показателю "Общее количество исполненных участником закупки контрактов и (или) договоров" показателя "Опыт исполнения контрактов и (или) договоров на оказание аналогичных образовательных услуг, которые участник закупки заключил и соответственно исполнил в срок по дату окончания подачи заявок по настоящей закупке" (далее - Детализирующий показатель N 1) критерия "Квалификация участника закупки" (далее - Критерий);
2) Комиссией по осуществлению закупок ненадлежащим образом осуществлена оценка заявки Заявителя по детализирующему показателю "Специалисты (преподаватели), имеющие высшее педагогическое и психологическое образование" показателя "Квалификация преподавательского состава" (далее - Детализирующий показатель N 2) Критерия.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Комиссия по осуществлению закупок действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса (далее - Извещение) размещено в ЕИС - 10.03.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 532 034 рубля;
4) источник финансирования - средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, КБК - 39207057320090059244;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 10.03.2022;
6) на участие в Конкурсе подано 8 заявок от участников закупки, которые признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
7) победителем Конкурса признан участник закупки НОЧУ ДПО "Юникс центр" с предложением о цене контракта в размере 1 490 000 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя Комиссией по осуществлению закупок ненадлежащим образом осуществлена оценка заявки Заявителя по Детализирующему показателю N 1 Критерия.
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий "Квалификация участников закупки".
Согласно пункту 8 Положения в случае применения показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному, подпунктом "г" пункта 3 Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
Согласно пункту 20 Положения если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "Характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по одной из формул, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пунктом 20 Положения.
Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" применятся, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
В силу подпункта "а" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе члены комиссии по осуществлению закупок не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии
с пунктом 2 части 10 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
В соответствии с порядком оценки заявок, установленным в Извещении, Критерий содержит Детализирующий показатель N 1, согласно которому предметом оценки является опыт исполнения участником закупки контрактов и (или) договоров на оказание аналогичных образовательных услуг, которые участник закупки заключил и соответственно исполнил в срок по дату окончания подачи заявок по настоящей закупке.
Аналогичными считаются образовательные услуги по дополнительным профессиональным образовательным программам повышения квалификации для ИТ-специалистов по формам обучения, предусмотренным Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (очной, заочной, очно-заочной), оказанные с применением дистанционных образовательных технологий для групп численностью не менее 30 человек одновременно в рамках одного контракта (одного заказчика).
Согласно приложению N 1 к протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсе от 05.04.2022 N ПРОII1 (далее - Приложение к протоколу) заявке Заявителя присвоено 0 баллов по Детализирующему показателю N 1 Критерия.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что Заявителем в составе второй части заявки в соответствии с требованиями Детализирующего показателя N 1 Критерия представлено 10 исполненных договоров, предметом которых является программа повышения квалификации по теме "Управление ресурсами (компонентами) ИТ", в связи с чем, по мнению Заявителя, Комиссией по осуществлению закупок неправомерно не приняты указанные договоры к оценке.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что указанные договоры не соответствуют теме обучения, установленной в наименовании закупки, поскольку не относятся к программам по обучению и совершенствованию основных управленческих и организаторских навыков ИТ-руководителей, в связи с чем Комиссией по осуществлению закупок указанные договоры не приняты к оценке.
Вместе с тем Комиссия приходит к выводу, что Комиссией по осуществлению закупок ненадлежащим образом применен порядок оценки по Детализирующему показателю N 1 Критерия при оценке заявки Заявителя, поскольку в порядке оценки заявок по Детализирующему показателю N 1 Критерия отсутствует требование о том, что программы для повышения квалификации предназначены исключительно для ИТ-руководителей и предметом программы должно являться обучение по совершенствованию основных управленческих и организаторских навыков.
Учитывая изложенное, действия Комиссии по осуществлению закупок, осуществившей оценку заявок участников закупки не в соответствии с установленным порядком оценки заявок по Детализирующему показателю N 1 Критерия, нарушают пункт 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. Согласно доводу Заявителя Комиссией по осуществлению закупок ненадлежащим образом осуществлена оценка заявки Заявителя по Детализирующему показателю N 2 Критерия.
Подпунктом "д" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" применятся, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
В соответствии с порядком оценки заявок, установленным в Извещении, Критерий содержит Детализирующий показатель N 2, согласно которому предметом оценки является наличие у участника закупки преподавателей, имеющих высшее педагогическое и психологическое образование, находящиеся в штате образовательной организации или нанятые на основании трудовых, гражданско-правовых договоров, соглашений или иных документов.
Из Приложения к протоколу следует, что Комиссией по осуществлению закупок заявке Заявителя по Детализирующему показателю N 2 Критерия присвоено 30 баллов за представленные сведения о 2-х преподавателях.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что Заявителем в составе второй части заявки представлены сведения о 12-ти преподавателях, имеющих высшее образование, в связи с чем Комиссией по осуществлению закупок неправомерно не приняты к оценке сведения о 10-ти преподавателях.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что согласно порядку оценки заявок по Детализирующему показателю N 2 Критерия оценке подлежат сведения о преподавателях, в совокупности имеющих педагогическое и психологическое образование, в связи с чем Комиссией по осуществлению закупок приняты к оценке только сведения о 2-х преподавателях, предложенных Заявителем, соответствующих данному требованию.
При этом представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обоснованности довода.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
3. Подпунктом "б" пункта 30 Положения установлен перечень следующих документов, подтверждающих наличие специалистов и иных работников, их квалификацию:
- трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
- документы подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников.
В соответствии с порядком оценки заявок, установленным в Извещении, по Детализирующему показателю N 2 Критерия оценка производится на основании следующих документов:
- копии дипломов о высшем профессиональном образовании каждого преподавателя;
- для преподавателей, состоящих в штате - копия трудовой книжки или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
- для внештатных преподавателей - копия оригинала письменного согласия преподавателя на привлечение к оказанию услуг по данному конкурсу.
Вместе с тем документ "копия оригинала письменного согласия преподавателя на привлечение к оказанию услуг по данному конкурсу" не подтверждает наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации и не предусмотрен подпунктом "б" пункта 30 Положения.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Академия ДПО" обоснованной в части пункта 1 мотивировочной части решения.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушение пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 13.04.2022 по делу N 28/06/105-1037/2022 соответствующему уполномоченному должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 13 апреля 2022 г. N 28/06/105-1037/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2022