На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ООО "ДАНСтрой" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении ГКУ Новосибирской области "Управление капитального строительства" (далее - Заказчик N 1), Министерством строительства Новосибирской области (далее - Уполномоченный орган), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение подрядных работ по строительству объекта "Здание фельдшерско-акушерского пункта в с. Ивановка Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Баганская центральная районная больница" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0151200006022000001) (далее - Аукцион N 1),при проведении МКУ города Новосибирска "Отдел технического надзора и развития материально-технической базы образовательных учреждений" (далее - Заказчик N 2), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по замене оконных блоков из алюминиевых и ПВХ профилей в образовательных учреждениях города Новосибирска (номер извещения в ЕИС - 0351300133822000001) (далее - Аукцион N 2), при проведении Заказчиком N 2, Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по замене оконных блоков из профилей ПВХ в образовательных учреждениях города Новосибирска (номер извещения в ЕИС - 0351300133822000002) (далее - Аукцион N 3), при проведении Заказчиком N 2, Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по замене оконных блоков из алюминиевых и ПВХ профилей в образовательных учреждениях города Новосибирска (номер извещения в ЕИС - 0351300133822000003) (далее - Аукцион N 4),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком N 1, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона N 1, при проведении Заказчиком N 2, Оператором электронной площадки Аукционов NN 2-4.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно принявшего решение о размещении информации и документов Заявителя в реестре участников закупок в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям,и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571),в результате чего Оператором электронной площадки неправомерно допущены до участия заявки Заявителя в Аукционах NN 1, 3-4, а также заблокированы денежные средства Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе N 3.
Заявитель на заседании Комиссии пояснил, а также направил дополнения, что в доводе обращения допущена техническая ошибка в номере извещения в отношении Аукциона N 1, при этом Аукцион N 1 следует читать как Аукцион N 2.
В ходе проведения внеплановой проверки 01.04.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 08.04.2022.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не согласился с доводами обращения Заявителя и сообщил, что при проведении Аукционов NN 1-4 Оператор электронной площадки действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении Аукциона N 1, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 27.01.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 16 821 698,20 рублей;
4) источник финансирования - бюджет Новосибирской области;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе N 1 - 07.02.2022;
6) на участие в Аукционе N 1 подано 3 заявки от участников закупки;
7) дата проведения Аукциона N 1 - 07.02.2022;
8) в период проведения Аукциона N 1 предложения о цене контракта подавали 3 участника Аукциона N 1;
9) по результатам рассмотрения Заявок 2 участника закупки признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и извещению об Аукционе N 1;
10) победителем Аукциона N 1 признано ЗАО СУ "ДОРОЖНИК" (далее - Победитель N 1) с минимальным предложением о цене контракта - 15 728 287,70 рублей;
11) Заказчиком N 1 с Победителем N 1 заключен государственный контракт от 21.02.2022 N 01512000060220000010001 (реестровый номер ЕИС -2540650980022000041) на сумму в размере 13 187 628,10 рублей.
В соответствии с извещением об осуществлении Аукциона N 2, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 16.02.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 9 293 245,20 рублей;
4) источник финансирования - бюджет города Новосибирска;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе N 2- 24.02.2022;
6) на участие в Аукционе N 2 подано 7 заявок от участников закупки;
7) дата проведения Аукциона N 2 - 24.02.2022;
8) в период проведения Аукциона N 2 предложения о цене контракта подавали 5 участников Аукциона N 2;
9) по результатам рассмотрения заявок 6 участников закупки признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и извещению об Аукционе N 2;
10) победителем Аукциона N 2 признано ООО "АФК ЮНАКО" (далее - Победитель N 2) с минимальным предложением о цене контракта - 6 180 005,75 рублей;
11) Заказчиком N 2 с Победителем N 2 заключен муниципальный контракт от 11.03.2022 N Ф.2022.002 (реестровый номер ЕИС - 3540628328522000006) на сумму в размере 6 180 005,75 рублей.
В соответствии с извещением об осуществлении Аукциона N 3, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 16.02.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 15 193 606,80 рублей;
4) источник финансирования - бюджет города Новосибирска;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе N 3 - 24.02.2022;
6) на участие в Аукционе N 3 подано 8 заявок от участников закупки;
7) дата проведения Аукциона N 3 - 24.02.2022;
8) в период проведения Аукциона N 3 предложения о цене контракта подавали 5 участников Аукциона N 3;
9) по результатам рассмотрения заявок 7 участников закупки признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и извещению об Аукционе N 3;
10) победителем Аукциона N 3 признано ООО "АФК ЮНАКО" (далее - Победитель N 3) с минимальным предложением о цене контракта - 10 255 683,54 рубля;
11) Заказчиком N 2 с Победителем N 3 заключен муниципальный контракт от 11.03.2022 N Ф.2022.003 (реестровый номер ЕИС - 3540628328522000008) на сумму в размере 10 255 683,54 рубля.
В соответствии с извещением об осуществлении Аукциона N 4, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 16.02.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 19 526 948,40 рублей;
4) источник финансирования - бюджет города Новосибирска;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе N 4- 25.02.2022;
6) на участие в Аукционе N 4 подано 9 заявок от участников закупки;
7) дата проведения Аукциона N 4 - 25.02.2022;
8) в период проведения Аукциона N 4 предложения о цене контракта подавали 5 участников Аукциона N 4;
9) по результатам рассмотрения заявок 8 участников закупки признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и извещению об Аукционе N 4;
10) победителем Аукциона N 4 признано ООО "БРАВА" (далее - Победитель N 4) с минимальным предложением о цене контракта - 13 083 054,28 рубля;
11) Заказчиком N 2 с Победителем N 4 заключен муниципальный контракт от 15.03.2022 N Ф.2022.004 (реестровый номер ЕИС - 3540628328522000007) на сумму 13 083 054,28 рубля.
Согласно доводу обращения Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно принявшего решение о размещении информации и документов Заявителя в реестре участников закупок в соответствии с Постановлением N 2571, в результате чего Оператором электронной площадки неправомерно допущены до участия заявки Заявителя в Аукционах NN 1, 3-4, а также заблокированы денежные средства Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе N 3.
На основании части 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения в соответствии с частями 12 и 12.1 статьи 24.2 Закона о контрактной системе информации и документов, оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки по каждому виду товаров, работ, услуг, в отношении которых участником закупки предоставлены такие информация и документы, принимает решение:
1) о размещении таких информации и документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, реестре участников закупок, аккредитованных на специализированной электронной площадке;
2) об отказе в размещении таких информации и документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, реестре участников закупок, аккредитованных на специализированной электронной площадке, в случае:
а) несоответствия перечня представленных информации и документов перечню, который установлен Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе;
б) нарушения порядка, установленного Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 15 статьи 24.2 Закона о контрактной системе,при направлении таких информации и документов.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
На основании абзаца пятого пункта "б" части 3 Постановления N 2571 договором, предусмотренным пунктом 1 позиции 2, пунктом 1 позиции 9, пунктом 1 позиции 10, пунктом 1 позиции 11, пунктом 1 позиции 12, позицией 14, пунктами 1 и 2 позиции 15, пунктом 2 позиции 17, пунктами 1 и 2 позиции 18, позицией 32 и позициями 33 - 36 приложения в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
При этом в соответствии с частью 15 статьи 24.2 Закона о контрактной системе порядок взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, в том числе при направлении информации и документов и их рассмотрении в соответствии с частями 12, 12.1 и 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2019 N 1202 "О порядке взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки" (далее - Правила взаимодействия) в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке, специализированной электронной площадке закупках, в отношении участников которых установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, участник закупки после идентификации и аутентификации на электронной площадке, специализированной электронной площадке направляет оператору соответствующей площадки информацию и документы, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе, путем формирования и подписания электронной подписью, вид которой предусмотрен Законом о контрактной системе, информации и документов, предусмотренных пунктом 4 Постановления N 2571, а также указанных в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" приложения к указанному постановлению. При этом:
а) документы формируются в форме электронного документа или образа бумажного документа с указанием даты подписания документа;
б) при формировании информации и документов, предусмотренных приложением к дополнительным требованиям в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям", участник закупки указывает:
номера позиции приложения к дополнительным требованиям;
цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг по договору (контракту), предусмотренному приложением к дополнительным требованиям в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям", определяемую с учетом абзаца четвертого подпункта "б" пункта 3 Постановления N 2571;
в) в случае наличия правопреемства участник закупки также формирует и подписывает информацию и (или) документы, подтверждающие такое правопреемство.
Пунктом 4 Правил взаимодействия установлено, что оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки рассматривают информацию и документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 Правил взаимодействия, на предмет:
а) наличия информации и документов, предусмотренных Правилами;
б) наличия информации об участнике закупки (с учетом информации и документов, предусмотренных подпунктом "в" пункта 2 Правил взаимодействия) в таких информации и документах, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации указание такой информации не предусмотрено;
в) непревышения ценой поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг по договору (контракту), предусмотренной абзацем третьим подпункта "б" пункта 2 Правил взаимодействия, цены такого договора (контракта);
г) соответствие информации и документов, сформированных и предусмотренных приложением к дополнительным требованиям в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям", положениям абзацев пятого, седьмого и десятого подпункта "б" пункта 3 Постановления N 2571.
Согласно извещениям о проведении Аукционов NN 2-4 к участникам Аукционов NN 2-4 установлены требования в соответствии с позицией 15 приложения к Постановлению N 2571.
На заседании Комиссии представитель Оператора электронной площадки пояснил, что Заявитель аккредитован по позиции 15 приложения к Постановлению N 2571.
Вместе с тем Комиссия установила, что документом, подтверждающим соответствие Заявителя дополнительным требованиям по позиции 15 приложения к Постановлению N 2571, является договор подряда от 16.01.2020 N 20-14/ТР, что подтверждается сведениями, полученными специализированным программным обеспечением информационной системы "Независимый регистратор".
На основании абзаца пятого пункта "б" части 3 Постановления N 2571 договором, предусмотренным позицией 15 считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
При этом Заявителем в качестве подтверждения опыта выполненных работ в соответствии с позицией 15 приложения к Постановлению N 2571 представлен гражданско-правовой договор.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Оператора электронной площадки, неправомерно аккредитовавшего Заявителя по позиции 15 приложения к Постановлению N 2571, нарушают часть 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 10 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании подпункта "и" пункта 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур не позднее одного часа с момента получения заявки на участие в закупке оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки осуществляют возврат заявки подавшему ее участнику закупки в случае отсутствия в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, информации и документов участника закупки, предусмотренных перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе (при осуществлении закупки,в отношении участников которой в извещении об осуществлении закупки установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 или 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе в случае, если при проведении электронных процедур в течение одного квартала календарного года на одной электронной площадке в отношении трех и более заявок одного участника закупки комиссиями по осуществлению закупок приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки, по основаниям, установленным пунктами 1 - 3, 5 - 9 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, в порядке, предусмотренном частью 14 статьи 44 Закона о контрактной системе, осуществляется перечисление в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации заблокированных на специальном счете участника закупки денежных средств в размере обеспечения каждой третьей такой заявки или в порядке, предусмотренном частью 15 статьи 44 Закона о контрактной системе, предъявляется требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной для обеспечения каждой третьей такой заявки.
На основании пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии представил сведения, согласно которым заявки Заявителя признаны несоответствующими по следующим основаниям:
- 08.02.2022 по Аукциону N 1 на основании на основании части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе;
- 28.02.2022 в 17:46 по Аукциону N 2 на основании части 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе;
- 28.02.2022 в 18:02 по Аукциону N 3 на основании части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем Оператором электронной площадки денежные средства Заявителя, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе, не разблокированы на специальном счете в связи с тем, что отклонение заявки Заявителя по Аукциону является третьим в течение одного квартала на сайте Оператора электронной площадки в отношении заявок Заявителя.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что нарушение Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерной аккредитации Заявителя по позиции 15 приложения к Постановлению N 2571, повлекло третье отклонение в квартале заявки Заявителя на участие в закупке.
При этом представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии представил сведения, согласно которым денежные средства Заявителя в размере обеспечения заявки Заявителя на участие в Аукционе N 3 перечислены в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение части 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы от 08.04.2022 по делу N П-121/22 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 8 апреля 2022 г. N П-121/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2022