рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ИП Савенкова Д.Г. (далее - Заявитель) на действия АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении ГБУЗ "Промышленновская районная больница" (далее - Заказчик), комиссией по осуществлению закупок ГБУЗ "Промышленновская районная больница" (далее - Комиссия по осуществлению закупок), Департаментом контрактной системы Кузбасса (далее - Уполномоченный орган), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0139200000122003069) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
Согласно доводу жалобы Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно возвратившего заявку Заявителя на участие в Аукционе.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с Законом о контрактной системе.
В ходе рассмотрения обращения Заявителя 13.04.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения довода обращения в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 15.04.2022.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при проведении Аукциона:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 24.03.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 074 950 рублей;
4) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 04.04.2022;
5) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
6) дата подведения итогов Аукциона - 06.04.2022;
7) по результатам подведения итогов Аукциона победителем признано ООО "Гимед" с минимальным предложением о цене контракта в размере 1 069 575,25 рублей.
Согласно подпункту "е" пункта 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур не позднее одного часа с момента получения заявки на участие в закупке оператор электронной площадки осуществляет возврат заявки подавшему ее участнику закупки в случае, получения оператором электронной площадки от банка информации, указанной в подпункте "г" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе.
В силу подпункта "б" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки не позднее десяти минут с момента получения заявки на участие в закупке, поданной до окончания срока подачи заявок на участие в закупке, направляет в банк, в котором открыт специальный счет, информацию о реквизитах такого счета и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки на участие в закупке.
Согласно подпункту "в" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе банк не позднее сорока минут с момента получения информации, предусмотренной подпунктом "б" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе, осуществляет блокирование денежных средств на специальном счете в размере обеспечения заявки на участие в закупке и направляет информацию об осуществленном блокировании оператору электронной площадки. В случае отсутствия на специальном счете незаблокированных денежных средств в этом размере банк такое блокирование не осуществляет и в указанный срок направляет оператору электронной площадки информацию об отсутствии на специальном счете денежных средств в размере, необходимом для обеспечения заявки.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе в случае получения от банка информации об отсутствии на специальном счете денежных средств в размере, необходимом для обеспечения заявки на участие в закупке, оператор электронной площадки осуществляет в соответствии с подпунктом "е" пункта 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе возврат заявки подавшему ее участнику закупки.
Пунктом 6 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что одновременно с возвратом заявки на участие в закупке, предусмотренным пунктом 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, оператор электронной площадки направляет участнику закупки, подавшему такую заявку, уведомление о возврате заявки на участие в закупке с указанием оснований ее возврата. Возврат заявок на участие в закупке по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно извещению о проведении Аукциона дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 04.04.2022 в 03:00 (МСК).
В соответствии с извещением о проведении Аукциона размер обеспечения заявки на участие в Аукционе составляет 5 374,75 рубля.
На заседании Комиссии представитель Заявителя сообщил, что Оператором электронной площадки неправомерно возвращена заявка на участие в Аукционе, поскольку при подаче заявки на участие в Аукционе денежные средства в размере достаточном для обеспечения заявки на участие в Аукционе находились на специальном счете Заявителя.
Комиссией установлено, что Заявителем при формировании заявки на участие в Аукционе выбран специальный счет N 40802810826000016928, открытый в ПАО "Сбербанк" (далее - Банк). Указанные действия подтверждаются сведениями специализированного программного обеспечения информационной системы "Независимый регистратор".
Представитель Оператора электронной площадки в письменных пояснениях сообщил, что 03.04.2022 в 17:18 Заявителем подана заявка на участие в Аукционе, вместе с тем 03.04.2022 в 17:18 Оператором электронной площадки направлен запрос в Банк на блокирование денежных средств в размере обеспечения заявки на специальном счет Заявителя.
Вместе с тем Оператором электронной площадки в регламентированный Законом о контрактной системе срок, то есть 03.04.2022 в 17:58, не получен ответ от Банка о блокировании денежных средств на специальном счете Заявителя, в связи с чем Оператором электронной площадки принято решение вернуть заявку Заявителю.
В письменных пояснениях представитель Банка пояснил, что время выполнения запроса Оператора электронной площадки о блокировании денежных средств на специальном счете Заявителя связано с техническими работами на промышленном контуре Банка.
Вместе с тем на заседании Комиссии представителем Заявителя представлена выписка и справка из Банка от 14.04.2022 о наличии за период с 28.03.2022 по 10.04.2022 на специальном счете Заявителя свободных денежных средств в размере, необходимом для обеспечения заявки на участие в Аукционе.
Кроме того, Комиссией установлено, что согласно сведениям специализированного программного обеспечения информационной системы ГИС "Независимый регистратор", предназначенного для фиксации действий участников закупок в процессе проведения торгов на электронных площадках и в ЕИС, 03.04.2022 в 19:24 Оператору электронной площадки поступил ответ от Банка об отсутствии денежных средств на специальном счете Заявителя.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Банка нарушают подпункт "в" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе.
Таким образом, учитывая установленный пунктом 6 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе запрет на возврат заявки, не предусмотренный пунктом 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, Комиссия приходит к выводу, что действия Оператора электронной площадки нарушают пункт 6 часть 6 статьи 43 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 7.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Савенкова Д.Г. обоснованной.
2. Признать в действиях Банка нарушение подпункта "в" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение пункта 6 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 15.04.2022 по делу N 28/06/105-1031/2022 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 апреля 2022 г. N 28/06/105-1031/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.04.2022