рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Универсал" (далее - Заявитель) на действия АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении МДОУ детский сад "Колокольчик" г. Катав-Ивановска" (далее - Заказчик), Управления образования Администрации Катав-Ивановского муниципального района (далее - Уполномоченный орган), комиссией по осуществлению закупок МДОУ детский сад "Колокольчик" г. Катав-Ивановска" (далее - Комиссия по осуществлению закупок), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по ремонту системы отопления (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0369300290322000022) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
Согласно доводу жалобы Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно возвратившего заявку Заявителя на участие в Аукционе.
Представитель Оператора электронной площадки в письменных пояснениях не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Оператора электронной площадки 13.04.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы объявлен перерыв, заседание продолжилось 15.04.2022.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при проведении Аукциона:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 24.03.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 445 071,60 руб.;
4) источник финансирования - бюджет Катав-Ивановского муниципального района, КБК 69107010199942000244;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 04.04.2022;
6) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участников закупки, признанная соответствующей требованиям извещения о проведении Аукциона и Закона о контрактной системе;
7) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка на участие в закупке;
8) победителем Аукциона признано ООО "Баштеплопром" с предложением о цене контракта в размере 3 445 071,60 руб.
В соответствии с частью 2 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок органами контроля, указанными в пункте 1 части 1 статьи 99 Закона о контрактной системе, осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций при осуществлении такими банками, корпорацией, гарантийными организациями действий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.
В силу подпункта "б" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки не позднее десяти минут с момента получения заявки на участие в закупке, поданной до окончания срока подачи заявок на участие в закупке, направляет в банк, в котором открыт специальный счет, информацию о реквизитах такого счета и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки на участие в закупке.
Согласно подпункту "в" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе банк не позднее сорока минут с момента получения информации, предусмотренной подпунктом "б" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе, осуществляет блокирование денежных средств на специальном счете в размере обеспечения заявки на участие в закупке и направляет информацию об осуществленном блокировании оператору электронной площадки. В случае отсутствия на специальном счете незаблокированных денежных средств в этом размере банк такое блокирование не осуществляет и в указанный срок направляет оператору электронной площадки информацию об отсутствии на специальном счете денежных средств в размере, необходимом для обеспечения заявки.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 части 5 статьи 44
Закона о контрактной системе в случае получения от банка информации об отсутствии на специальном счете денежных средств в размере, необходимом для обеспечения заявки на участие в закупке, оператор электронной площадки осуществляет в соответствии с подпунктом е" пункта 5 части 6 статьи 43
Закона о контрактной системе возврат заявки подавшему ее участнику закупки.
Пунктом 6 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что одновременно с возвратом заявки на участие в закупке, предусмотренным пунктом 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, оператор электронной площадки направляет участнику закупки, подавшему такую заявку, уведомление о возврате заявки на участие в закупке с указанием оснований ее возврата.
Возврат заявок на участие в закупке по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона размер обеспечения заявки на участие в Аукционе составляет 34 450,72 рубля.
Из жалобы Заявителя следует, что 03.04.2022 в 09:45 (МСК) Заявителем подана заявка на участие в Аукционе,
Вместе с тем Оператором электронной площадки заявка Заявителя возвращена, в связи с тем, что Банк в срок, установленный Законом о контрактной системе не осуществил операцию по блокировке денежных средств в размере обеспечения заявки.
Комиссией установлено, что Заявителем при формировании заявки на участие в Аукционе в качестве обеспечения заявки открыт специальный счет
N 40702810172000029867 в ПАО "Сбербанк" (далее - Банк).
Согласно приложенной к жалобе Заявителя выписке операций по лицевому счету от 03.04.2022 N 40702810172000029867 денежные средства на специальном счете Заявителя на 03.04.2022 имеются в размере достаточном для обеспечения заявки на участие в Аукционе.
Представитель Оператора электронной площадки в письменных пояснениях сообил, что, что Заявителем подана заявка на участие в Аукционе, 03.04.2022 в 09:45 Оператор электронной площадки направил запрос в Банк на блокирование денежных средств со специального счета Заявителя в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе.
При этом Банком в срок, предусмотренный подпунктом "в" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе, Оператору электронной площадки не направлена информации об отсутствии на специальном счете денежных средств в размере, необходимом для обеспечения заявки на участие в закупке, в связи с чем Оператором электронной площадки принято решение вернуть заявку Заявителю.
Вместе с тем согласно письменным пояснениям представителя Банка, запрос, направленный Оператором электронной площадки о блокировании денежных средств на специальном счете Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе, выполнен Банком за рамками регламентированного срока, а именно 03.04.2022 в 20:18, в связи с проведением технических работ на стороне Банка в целях устранения рисков в условиях мер ограничительного характера.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Банка нарушают подпункт "в" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе.
Кроме того, учитывая установленный пунктом 6 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе запрет на возврат заявки, не предусмотренный пунктом 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, Комиссия приходит к выводу, что действия Оператора электронной площадки нарушают пункт 6 часть 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 7.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Универсал" обоснованной.
2. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение пункта 6 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Банка нарушение подпункта "в" пункта 3 части 5
статьи 44 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 15.04.2022 по делу N 28/06/105-1038/2022 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 апреля 2022 г. N 28/06/105-1038/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.04.2022