Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Полимер-Рус" (далее - Заявитель) на действия Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Заказчик), при проведении Заказчиком, комиссией по осуществлению закупок Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Комиссия по осуществлению закупок), АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по комплексному техническому обслуживанию оборудования систем: вентиляции и дымоудаления, сплит-систем и кондиционеров, центрального теплового пункта (ЦТП), систем отопления, систем горячего и холодного водоснабжения, систем автоматического водяного пожаротушения и оборудования автоматических установок газового пожаротушения в здании Федерального фонда обязательного медицинского страхования (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0273100001122000032) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) Заказчиком в извещении о проведении Аукциона не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571);
2) Заказчиком в извещении о проведении Аукциона установлено неправомерное требование к составу заявки в части предоставления характеристик товаров;
3) Заказчиком в извещении о проведении Аукциона не установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе заявки документов и сведения, подтверждающих страну происхождения товаров, установленных в перечне постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 617);
4) Заказчиком в извещении о проведении Аукциона установлено неправомерное ограничение допуска отдельных видов промышленных товаров одновременно для товаров, входящих в перечень утвержденный Постановлением N 617 (далее - Перечень) и не входящих в него;
5) Заказчиком в извещении о проведении Аукциона установлено неправомерное требование о предоставлении участниками закупки в составе заявки предложения участника закупки о цене контракта.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с Законом о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 15.04.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 18.04.2022.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными в ходе проведения Аукциона:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 04.04.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 7 250 000 рублей;
4) источник финансирования - бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, КБК - 39401130140790059244;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 12.04.2022;
6) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
7) дата подачи ценовых предложений - 12.03.2022;
8) в соответствии с частью 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку только 1 заявка признана соответствующей требованиям, установленным в извещении о проведении Аукциона;
9) победителем Аукциона признано ООО "Профстрой" с предложением о цене контракта в размере 7 103 750 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в извещении о проведении Аукциона не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением N 2571.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением N 2571.
Пунктом 3 Постановления N 2571 предусмотрено, что позиции приложения к Постановлению N 2571 применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 14, 15 и 36 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 1 млн. рублей.
В соответствии с позицией 14 приложения к Постановлению N 2571 к участникам закупки на оказание услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения договора, предусматривающего выполнение работ в соответствующей сфере деятельности.
При этом цена выполненных работ должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
К документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям, относятся: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену оказанных услуг.
Частью 21 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2019 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено, что система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности.
Согласно части 8 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона объектом закупки является выполнение работ по комплексному техническому обслуживанию оборудования систем в здании Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в извещении о проведении Аукциона не установлены дополнительные требования, предусмотренные позицией 14 приложения к Постановлению N 2571.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 4 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в извещении о проведении Аукциона установлено неправомерное требование к составу заявки в части предоставления характеристик товаров.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать:
- с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе предложение участника закупки в отношении объекта закупки характеристики, предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
- наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Подпунктом 2 пункта "е" требования к составу заявки извещения о проведении Аукциона установлено, что заявка на участие в закупке должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в описании объекта закупки (приложение N 3 извещения о проведении закупки) и указание на товарный знак (при наличии). Информация включается в заявку на участие в закупке в случае отсутствия в извещении о проведении закупки указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в извещении о проведении закупки.
На заседании Комиссии установлено, что Приложением N 3 к извещению о проведении Аукциона установлены требования к товарам, поставляемым при оказании услуг, а именно: "Модуль пассивного осушения, Тип-1", "Модуль антикислотной фильтрации, Тип-1", "Насос циркуляционный фланцевый", "Насос циркуляционный отопительный".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что товары поставляемые в рамках оказания услуг передаются Заказчику по акту сдачи-приемки товара и принимаются к бухгалтерскому учету Заказчика.
Вместе с тем, Заявителем явка представителей на заседание Комиссии не обеспечена, в составе жалобы не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем указанный довод своего подтверждения не нашел.
3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в извещении о проведении Аукциона не установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе заявки документов и сведения, подтверждающих страну происхождения товаров, установленных в перечне Постановления N 617.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 9 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" подтверждением страны происхождения товаров, указанных в перечне, является указание (декларирование) участником закупки в составе заявки номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии). При отсутствии сведений о таком товаре в реестре российской промышленной продукции и евразийском реестре промышленных товаров указывается регистрационный номер сертификата СТ-1.
Пунктом 28 извещения о проведении Аукциона установлено ограничение допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ и услуг соответственно выполняемых и оказываемых иностранными лицами, установленные в извещении о проведении Аукциона, а именно: "Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в извещении о проведении Аукциона не установлено требование об указании (декларировании) участниками закупки в составе заявки номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии). При отсутствии сведений о таком товаре в реестре российской промышленной продукции и евразийском реестре промышленных товаров указывается регистрационный номер сертификата СТ-1.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в извещении о проведении Аукциона установлено неправомерное ограничение допуска отдельных видов промышленных товаров одновременно для товаров, входящих в Перечень и не входящих в него.
В соответствии с пунктом 5 Постановления N 617 для целей ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень, и промышленные товары, не включенные в него, за исключением товаров, указанных в пункте 6 настоящего постановления.
Пунктом 28 извещения о проведении Аукциона установлено ограничение допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ и услуг соответственно выполняемых и оказываемых иностранными лицами, установленные в извещении о проведении Аукциона, а именно: "Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что пунктом 6.1 приложения N 3 к извещению о проведении Аукциона установлены требования к товарам, поставляемым при оказании услуг входящих в Перечень, а именно: "Модуль пассивного осушения, Тип-1", "Модуль антикислотной фильтрации, Тип-1", "Насос циркуляционный фланцевый", "Насос циркуляционный отопительный".
Вместе с тем, Заявителем явка представителей на заседание Комиссии не обеспечена, в составе жалобы не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем указанный довод своего подтверждения не нашел.
5. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в извещении о проведении Аукциона установлено неправомерное требование о предоставлении участниками закупки в составе заявки предложения участника закупки о цене контракта.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать предложение участника закупки о цене контракта (за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе.
Подпунктом 2 пункта "г" требования к составу заявки извещения о проведении Аукциона установлено, что "заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки о цене контракта, что не противоречит положениям Закона о контактной системе".
Вместе с тем, Заявителем явка представителей на заседание Комиссии не обеспечена, в составе жалобы не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем указанный довод своего подтверждения не нашел.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МД-Консалтинг" обоснованной в части пунктов 1, 3 мотивировочной части решения.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 4 статьи 31, части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России материалы от 18.04.2022 по делу N 28/06/105-1048/2022 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 18 апреля 2022 г. N 28/06/105-1048/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2022