На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), в результате осуществления внеплановой проверки на основании получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях ФКУЗ "МСЧ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку хлебобулочных изделий для нужд МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0372100021519000294) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила информация, содержащая сведения о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика в части установлений характеристик объекта закупки не в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Постановление N 145), при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
В ходе проведения внеплановой проведения 08.04.2022 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 12.04.2022.
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 02.12.2019;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 145 861,00 рублей;
4) источник финансирования - средства федерального бюджета;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 16.12.2019;
6) на участие в Аукционе подано 9 заявок от участников закупки;
7) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в Аукционе - 16.12.2019;
8) к участию в Аукционе допущено 4 участника закупки;
9) дата проведения торгов - 17.12.2019;
10) во время проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
11) победителем Аукциона признано ООО "Хлебный торговый дом" (далее - Победитель) с предложением о цене контракта в размере 1 088 566,03 рублей;
12) Заказчиком с Победителем заключен государственный контракт от 30.12.2019 N 1920188102942007842328719/19000294 (реестровый номер контракта 1784232871919000312) по цене в размере 1 088 566,03 рублей.
В ФАС России поступила информация, содержащая сведения о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика в части установлений характеристик объекта закупки не в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.
В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 4 Постановления N 145 и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно пункту 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции КТРУ).
При этом в соответствии с техническим заданием документации об Аукционе в рамках исполнения государственного контракта предусмотрена поставка товара "хлебобулочные изделия", который соответствует позиции КТРУ 10.71.11.110, применение которого обязательно с 02.07.2019.
Вместе с тем техническим заданием документации об Аукционе установлены следующие характеристики товара "вид хлеба: ржано-пшеничный из смеси ржаной и пшеничной муки 1-го сорта", "герметичная упаковка", "изделие нарезное", "остаточный срок хранения не менее 2 суток".
При этом в документации об Аукционе отсутствует обязательная информация о способе производства товара в соответствии КТРУ, а также устанавливает дополнительные характеристики, не предусмотренные КТРУ, обоснование необходимости использования которых в документации об Аукционе отсутствует.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе установлены дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики, не предусмотренные КТРУ, а также отсутствует обоснование их применения, что нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
Таким образом, на момент проведения внеплановой проверки срок давности привлечения должностных лиц к административной ответственности истек.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку заключен государственный контракт.
3. В связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности материалы от 13.04.2022 по делу N П-136/22 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 13 апреля 2022 г. N П-135/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2022