Резолютивная часть решения оглашена 19.04.2022.
Решение в полном объеме изготовлено 22.04.2022.
На основании ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", приказа Липецкого УФАС России от 06.04.2022 N152, Комиссией Липецкого УФАС России,
проведена проверка соблюдения заказчиком - ОГУП "Елецводоканал" (далее- заказчик) требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта: "Строительство сетей водоснабжения и водоотведения Елецкого участка ОЭЗ ППТ "Липецк" и ОЭЗ РУ Елецпром. 2 этап" на территории городского округа г. Елец (Этап 2.1 продолжение работ) (реестровый номер 0600600009422000003) (далее - электронный аукцион).
Проверка проведена посредством видеоконференцсвязи в присутствии представителей:
- ОГУП "Елецводоканал": _. (по доверенности),
- ООО "Стройотдел": _.. (по доверенности).
Проверка начата 06.04.2022, окончена 19.04.2022.
Место проведения проверки: г. Липецк, пл. Плеханова, д.1.
В адрес Липецкого УФАС России 29.03.2022 от ООО "Стройотдел" (далее- общество, заявитель) поступила жалоба на действия заказчика при проведении рассматриваемого электронного аукциона. В связи с тем, что указанная жалоба была подана обществом ненадлежащим способом, она была возвращена заявителю. Вместе с тем, поскольку данная жалоба содержала информацию о признаках нарушения Закона о контрактной системе, было принято решение о проведении настоящей внеплановой проверки.
В результате анализа документов и сведений о проведении электронного аукциона установлено следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта: "Строительство сетей водоснабжения и водоотведения Елецкого участка ОЭЗ ППТ "Липецк" и ОЭЗ РУ Елецпром. 2 этап" на территории городского округа г. Елец (Этап 2.1 продолжение работ) (реестровый номер 0600600009422000003) и приложения к нему размещены на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее также -ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 119 883 060,00 руб.
Дата и время начала срока подачи заявок - 14.03.2022 11:23,
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 22.03.2022 09:00,
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта - 22.03.2022,
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 24.03.2022.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.03.2022 NИЭА1, аукционной комиссией заказчика рассматривались заявки 4 участников закупки.
В результате рассмотрения данных заявок, аукционная комиссия заказчика приняла решение признать заявку участника закупки с идентификационным номером: 105 соответствующей требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки и признать заявки участников закупки с идентификационными номерами: 200, 42, 214 (заявитель) не соответствующими требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки.
При этом, основанием для принятия аукционной комиссией заказчика решения о несоответствии заявки заявителя с идентификационным номером 214 требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки служит следующее: "На основании п.3 ч.12 ст.48 44-ФЗ - несоответствия участника закупки требованиям в соответствии с ч.1 ст.31 Закона 44-ФЗ, в соответствии с ч.1.1, 2 и 2.1 ст.31 Закона 44-ФЗ (В соответствии с ч.2 ст.31 ФЗ N44-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N2571 (Раздел II приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N2571 "Дополнительные требования к участникам закупки в сфере градостроительной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям", поз.8 "Работы по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением предусмотренных поз.17 настоящего приложения работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги"), установлены дополнительные требования о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги; 2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции участник должен представить: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. Участник представил: 1) договор; 2) акты о приемке выполненных работ (КС-2 в количестве 24шт); 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. Участник не представил: акт приемки объекта капитального строительства (КС-11).)".
Как установлено Комиссией Липецкого УФАС России и следует из пояснений представителя заказчика, основанием для признания заявки заявителя с идентификационным номером 214 не соответствующей требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки, послужило не предоставление акта приемки объекта капитального строительства (КС-11).
Объектом закупки является выполнение работ по строительству объекта: "Строительство сетей водоснабжения и водоотведения Елецкого участка ОЭЗ ППТ "Липецк" и ОЭЗ РУ Елецпром. 2 этап" на территории городского округа г.Елец (Этап 2.1 продолжение работ), т.е. выполнение работ по строительству линейного объекта.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N2571) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
Так, при выполнении работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением предусмотренных позицией 17 настоящего приложения работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги к участникам закупки предъявляются следующие дополнительные требования:
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги;
2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять:
не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей;
не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей;
не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей.
При этом, согласно п.8 приложения к Постановлению Правительства N2571, соответствие участника дополнительному требованию подтверждается следующими документами:
в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации
Как установлено, аналогичные требования содержатся в п.30 извещения о проведении рассматриваемого электронного аукциона.
Проанализировав представленную оператором электронной площадки АО "Сбербанк АСТ" заявку заявителя с идентификационным номером 214, а также документы из реестра аккредитованных на электронной площадке, установлено, что они содержат копии следующих документов, подтверждающие соответствие заявителя установленному заказчиком дополнительному требованию:
1) исполненный договор строительного подряда,
2) акты о приемке выполненных работ (КС-2),
3) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию,
4) акт N1 приемки законченного строительством объекта (КС-11).
Вместе с тем, как установлено и следует из пояснений представителя заказчика, а также не отрицается пояснениями представителя общества, в представленных заказчику 22.03.2022 оператором электронной площадки информации и документах указанный акт N1 приемки законченного строительством объекта (КС-11) отсутствовал.
Общество лишь 23.03.2022 направило оператору электронной площадки данный документ, тем самым, внеся изменения в информацию и (или) документы, размещенные в реестре участников закупки, аккредитованных на электронной площадке.
В подтверждение указанному обстоятельству представителем заказчика на проведение проверки были представлены соответствующие доказательства.
Более того, как установлено, 23.03.2022 общество в адрес заказчика по электронной почте направило копию акта N1 приемки законченного строительством объекта (КС-11), тем самым подтвердив факт отсутствия указанного документа в представленных заказчику 22.03.2022 оператором электронной площадки информации и документах.
При этом, как пояснил представитель общества, 21.02.2022 обществом на электронной площадке АО "Сбербанк АСТ" была направлена заявка на включение в реестр участников закупок, аккредитованных на электронной площадке информации и документов, подтверждающих соответствие участника дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе. В этот же день вышеуказанная заявка была обработана оператором электронной площадки и документы были приняты с замечанием, не касающимся отсутствия акта приемки объекта капитального строительства (КС-11). Таким образом, поскольку заявка заявителя не была возвращена оператором электронной площадки по причине отсутствия данного акта, общество посчитало, что она соответствует требованиям законодательства и извещения о проведении закупки. Однако, в связи с возникшей ситуацией, общество 23.03.2022 направило оператору электронной площадки акт N1 приемки законченного строительством объекта (КС-11), который им был принят. В связи с чем, по мнению представителя общества, общество соответствует дополнительным требованиям, предъявляемым к участникам рассматриваемой закупки в части наличия опыта исполнения аналогичных контрактов.
Между тем, следует отметить, что в силу п.2 Правил взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.09.2019 N 1202 (далее- Правила), в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке, специализированной электронной площадке закупках, в отношении участников которых установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Федерального закона, участник закупки после идентификации и аутентификации на электронной площадке, специализированной электронной площадке направляет оператору соответствующей площадки информацию и документы, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с частью 3 статьи 31 Федерального закона, путем формирования и подписания электронной подписью, вид которой предусмотрен Федеральным законом, информации и документов, предусмотренных пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации", а также указанных в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" приложения к указанному постановлению.
Подпунктом а) пункта 4 Правил установлено, что оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки рассматривают информацию и документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 настоящих Правил, на предмет наличия информации и документов, предусмотренных настоящими Правилами.
А в силу п.5 Правил, оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки по результатам рассмотрения информации и документов в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил в срок, установленный частью 13 статьи 24.2 Федерального закона, принимают решение:
а) о размещении, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "б" настоящего пункта, таких информации и документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, в реестре участников закупок, аккредитованных на специализированной электронной площадке;
б) об отказе в размещении таких информации и документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, в реестре участников закупок, аккредитованных на специализированной электронной площадке, в том числе, в случае: формирования информации и документов с нарушением настоящих Правил.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что оператор электронной площадки рассматривает информацию и документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 настоящих Правил, на предмет их наличия и отказывает в размещении вышеуказанных информации и документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, в реестре участников закупок, аккредитованных на специализированной электронной площадке в случае формирования информации и документов с нарушением настоящих Правил.
При этом, согласно п.6 Правил, оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки направляет участнику закупки уведомление о размещении или об отказе в размещении документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, реестре участников закупок, аккредитованных на специализированной электронной площадке, в течение одного часа с момента принятия решения, предусмотренного пунктом 5 настоящих Правил. В случае принятия решения, предусмотренного подпунктом "б" пункта 5 настоящих Правил, такое уведомление должно содержать обоснование принятого решения. Участник закупки после устранения оснований для принятия такого решения вправе вновь направить документы в порядке, установленном пунктами 2 и 3 настоящих Правил.
Таким образом, указанным пунктом установлена обязанность оператора электронной площадки уведомить участника закупки, в том числе, об отказе в размещении документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке с обоснованием принятого решения.
Между тем, как было установлено Комиссией Липецкого УФАС России и подтверждается пояснениями представителя заявителя, оператор электронной площадки, при отсутствии в полученных от общества информации и документов- копии акта N1 приемки законченного строительством объекта (КС-11) не уведомил заявителя об отказе в размещении документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
При этом, п.7 Правил установлено, что участник закупки в случае внесения изменений в информацию и (или) документы, размещенные в соответствии с настоящими Правилами в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, реестре участников закупки, аккредитованных на специализированной электронной площадке, направляет оператору электронной площадки, оператору специализированной электронной площадки новые информацию и (или) документы в порядке, установленном пунктами 2 и 3 настоящих Правил. Оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки рассматривают такие документы в порядке, установленном пунктами 4 и 5 настоящих Правил. При этом такие внесенные изменения либо такие новые информация и (или) документы применяются к отношениям, связанным с участием в закупках, заявки на участие в которых поданы таким участником после размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил новых документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что внесенные участником закупки изменения, либо такие новые информация и (или) документы применяются к отношениям, связанным с участием в закупках, заявки на участие в которых поданы таким участником после размещения в соответствии новых документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Следовательно, аукционная комиссия заказчика, ввиду отсутствия в составе полученных от оператора электронной площадки документов из реестра участников, аккредитованных на электронной площадке: акта приемки объекта капитального строительства (КС-11), правомерно приняла решение о признании заявки заявителя с идентификационным номером: 214 не соответствующей требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки.
Вместе с тем, проанализировав полученные от оператора электронной площадки документы из реестра заявителя, аккредитованного на электронной площадке, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что у заказчика не имелось оснований признавать заявителя не соответствующим дополнительным требованиям, предъявляемым к участникам рассматриваемой закупки в части наличия опыта исполнения аналогичных контрактов, поскольку имеющийся договор и акты выполненных работ указывали на наличие соответствующего опыта у участника закупки.
Согласно п.2 ч.13 ст.48 Закона о контрактной системе, протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке должен содержать: информацию о принятом решении о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют настоящему Федеральному закону, извещению об осуществлении закупки.
В связи с вышеизложенным, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что аукционная комиссия заказчика неправомерно указала в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.03.2022 NИЭА1 следующее основание для отклонения заявки заявителя с идентификационным номером 214: "п.3 ч.12 ст.48 44-ФЗ - несоответствия участника закупки требованиям в соответствии с ч.1 ст.31 Закона 44-ФЗ, в соответствии с ч.1.1, 2 и 2.1 ст.31 Закона 44-ФЗ", чем нарушила п.2 ч.13 ст.48 Закона о контрактной системе.
Установленное нарушение п.2 ч.13 ст.48 Закона о контрактной системе содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.2.1 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как установлено, 04.04.2022 между заказчиком и ООО "СТРОЙРЕМКОМПЛЕКС" был заключен контракт N0600600009422000003-01-ЭА-22 на выполнение работ по строительству объекта: "Строительство сетей водоснабжения и водоотведения Елецкого участка ОЭЗ ППТ "Липецк" и ОЭЗ РУ Елецпром. 2 этап" на территории городского округа г. Елец (Этап 2.1 продолжение работ) (реестровый номер 3482100203722000005).
Руководствуясь ст.99 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. В действиях аукционной комиссии ОГУП "Елецводоканал" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта: "Строительство сетей водоснабжения и водоотведения Елецкого участка ОЭЗ ППТ "Липецк" и ОЭЗ РУ Елецпром. 2 этап" на территории городского округа г. Елец (Этап 2.1 продолжение работ) (реестровый номер 0600600009422000003) установлены нарушения п.2 ч.13 ст.48 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, ввиду заключенного контракта.
3. Передать материалы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 19 апреля 2022 г. N 048/06/99-387/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.04.2022