В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. "б" ч. 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) и на основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее - Оренбургское УФАС России) N 98-п от 11.04.2022 г., Инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок в составе:
Председателя Инспекции:, Членов Инспекции:,
В присутствии представителей:
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области -,
ООО "АРСЕНАЛКЛИНСЕРВИС" - ,
рассмотрев обращение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области (вх. N 3697 от 08.04.2022 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "АРСЕНАЛКЛИНСЕРВИС" (ИНН: 5607144179, ОКТМО: 53720000001), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения государственного контракта на услуги по уборке помещений и прилегающей территории (номер извещения N 0153100000121000055),
УСТАНОВИЛА:
08 апреля 2022 года в Оренбургское УФАС России поступило обращение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области (далее - Заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "АРСЕНАЛКЛИНСЕРВИС" (далее - Общество, Исполнитель) (ИНН: 5607144179, ОКТМО: 53720000001), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения государственного контракта на услуги по уборке помещений и прилегающей территории (номер извещения N 0153100000121000055).
Представитель Заказчика пояснил, что 24.12.2021 г. Заказчиком по итогам электронного аукциона был заключен государственный контракт на услуги по уборке помещений и прилегающей территории (номер извещения N 0153100000121000055) 3 225-4 от 24.12.2021 г. (далее - контракт). В связи с непредставлением Исполнителем документов о приемке с использованием единой информационной системы за январь 2022 г., а также с неоднократным неисполнением Обществом обязательств по контракту, Заказчиком 15.02.2022 г. принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. На уточняющий вопрос Инспекции Оренбургского УФАС России, представитель Заказчика пояснил, что претензий по исполнению услуг в январе 2022 г. у Заказчика к Обществу не было.
Представитель Общества пояснил, что в период с 01.01.2022 г. по 31.01.2022 г. Исполнитель производил уборку помещений, согласно условиям заключенного контракта, после чего Общество направило в адрес Заказчика счет на оплату, но Заказчик сообщил, что услуги им оплачены не будут, поскольку Исполнителем был неверно выполнен расчет суммы выполненных работ по контракту.
Представитель Общества также обратил внимание Инспекции Оренбургского УФАС России на то, что у Исполнителя все сотрудники трудоустроены и зарплата сотрудников напрямую зависит от оплаты услуг, оказанных участником. Из-за того, что Заказчиком, по мнению Общества, необоснованно не были оплачены выполненные работы, сотрудники Общества
Инспекция Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, заслушав приведенные доводы, установила следующее:
02.12.2021 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке было размещено извещение и документация об аукционе в электронной форме на услуги по уборке помещений и прилегающей территории (номер извещения N 0153100000121000055).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 500 000,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона N 0153100000121000055-3 от 13.12.2021 г. ООО "АРСЕНАЛКЛИНСЕРВИС" признано Победителем электронного аукциона с предложением по цене контракта 1 245 000,00 рублей.
24.12.2021 г. между Заказчиком и Обществом заключен государственный контракт N 225-4 на сумму 1 245 000,00 рублей (далее - Контракт).
В соответствии с п.1.1 контракта, Исполнитель обязуется оказать услуги по уборке помещений и прилегающей территории в соответствии со Спецификацией услуг (Приложение N 1) и с Техническим заданием (Приложение N 2), а Заказчик обязуется принять и оплатить данные услуги.
Согласно п. 1.5 контракта, срок оказания услуг: с 01.01.2022 по 31.12.2022 года.
В соответствии с п. 9.1 контракта, настоящий Контракт вступает в силу с даты подписания и действует по 31.12.2022 г. включительно.
Материалами дела установлено, что с 01.01.2022 г. по 31.01.2022 г. Исполнителем оказывались услуги по уборке помещений и прилегающей территории.
21.01.2022 г. Заказчиком в адрес Исполнителя направлена претензия (исх. N 02-328) с требованием обеспечения сотрудников Общества всеми расходными материалами и оборудованием для качественного оказания услуг.
Ответ Общества на претензию Заказчика в материалы дела не представлен.
10.02.2022 г. Заказчиком в адрес Общества направлена претензия (исх. N 02-854) с требованием обеспечения сотрудников Общества всеми расходными материалами и оборудованием для качественного оказания услуг.
Ответ Общества на претензию Заказчика в материалы дела не представлен.
10.02.2022 г. Заказчиком в адрес Общества направлено требование об уплате штрафа за факт неисполнения обязательств по Контракту.
Ответ Общества на требование Заказчика в материалы дела не представлен.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с п. 3 ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме, Заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
В соответствии с ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п. 9.2 контракта, изменение и расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, решению суда или по одностороннему отказу Стороны от его исполнения по основания, предусмотренным статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и действующим гражданским законодательством.
15.02.2022 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта
16.02.2022 г. указанное решение размещено Заказчиком в Единой информационной системе.
16.02.2022 г. указанное решение Заказчика направлено в адрес Исполнителя посредством Почты России.
18.02.2022 г. Обществом в адрес Заказчика направлено письмо (исх. N 18) о направлении для подписания счета N 3 на оплату выполненных работ за январь 2022 г.
Ответ Заказчика на письмо Общества в материалы дела не представлен.
25.02.2022 г. Заказчиком в адрес Общества направлено требование (исх. N 02-855) об уплате штрафа за факт неисполнения обязательств по Контракту.
Ответ Общества на требование Заказчика в материалы дела не представлен.
25.02.2022 г. Обществом в адрес Заказчика направлено письмо (исх. N 27) с требованием об оплате выполненных работ по Контракту за январь 2022 г.
Ответ Заказчика на письмо Общества в материалы дела не представлен.
Материалами дела установлено, что согласно сведениям отслеживания почтового отправления, представленным сайтом "Почта России" www.pochta.ru, 23.03.2022 г. "Вручение отправителю почтальоном".
Статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Таким образом, первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день, следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым.
Поскольку одиннадцатый день выпадал на выходной день (то есть, 03.04.2022, воскресенье, не рабочий день), следовательно, указанный день переносится на ближайший рабочий день, которым является 04.04.2022 (понедельник, рабочий день).
Таким образом, учитывая положения ч. 12, ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, односторонний отказ Заказчика от исполнения Контракта вступил в силу 04.04.2022 г.
Согласно ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции действующей на момент размещения закупки), информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Из ст. 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в неправомерном нарушении положений действующего законодательства. Последствием включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) является ограничение прав такого лица на участие в течение определенного срока в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Порядок рассмотрения обращения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков и ведения реестра такого реестра определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Постановление N 1078).
Согласно ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе, а также п.13 Постановления N 1078, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие лица, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 9 ст. 104 Закона о контрактной системе информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие лица, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе. О недобросовестности поведения лица может свидетельствовать лишь умышленное и намеренное нарушение положений Закона о контрактной системе. Между тем, из материалов дела не усматриваются признаки намеренного уклонения от заключения указанного контракта, доказательств обратного на момент рассмотрения дела не представлено.
Проанализировав представленные в материалы дела документы, учитывая, что Исполнителем с 01.01.2022 г. по 31.01.2022 г. услуги по Контракту оказывались в полном объеме и у Заказчика не было претензий к выполненным работам, Инспекция Оренбургского УФАС России обстоятельств, объективно свидетельствующих о наличии недобросовестных действий ООО "АРСЕНАЛКЛИНСЕРВИС" не выявила.
Таким образом, Инспекция Оренбургского УФАС России при вышеуказанных обстоятельствах не имеет достаточных оснований для включения информации об ООО "АРСЕНАЛКЛИНСЕРВИС" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, Инспекция Оренбургского УФАС России, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
В удовлетворении требований обращения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "АРСЕНАЛКЛИНСЕРВИС" (ИНН: 5607144179, ОКТМО: 53720000001), в связи с односторонним отказом Заказчиком от исполнения государственного контракта на услуги по уборке помещений и прилегающей территории (номер извещения N 0153100000121000055), отказать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Председатель Инспекции
Члены Инспекции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 15 апреля 2022 г. N РНП-56-08-06-72/2022 (ключевые темы: односторонний порядок - исполнение контракта - реестр недобросовестных поставщиков - надлежащее извещение - прилегающая территория)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.04.2022