В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. "б" ч. 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) и на основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее - Оренбургское УФАС России) N 107-п от 14.04.2022 г., Инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок в составе:
Председателя Инспекции:, Членов Инспекции:
В присутствии:
Представителей Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Оренбургской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "РОСТОК" в г. Орске -
Представителя ООО "Ирикла Молоко" -
рассмотрев обращение Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Оренбургской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "РОСТОК" в г. Орске (вх. N 3866 от 13.04.2022 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Ирикла Молоко" (ИНН: 5635009012), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения государственного контракта на поставку масла сливочного (номер извещения N 0853500000321010539),
УСТАНОВИЛА:
13 апреля 2022 года в Оренбургское УФАС России поступило обращение Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Оренбургской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "РОСТОК" в г. Орске (далее - Заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее по тексту - сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Ирикла Молоко" (далее по тексту - Общество, Поставщик) (ИНН: 5635009012), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения государственного контракта на поставку масла сливочного (номер извещения N 0853500000321010539).
Уведомлением N РНП-56-08-06-82/2022 от 15.04.2022 г. заседание Инспекции Оренбургского УФАС России по рассмотрению обращения было назначено на "20" апреля 2022 г. в 10 часов 00 минут.
От ООО "Ирикла Молоко" поступило ходатайство об объявлении перерыва в рассмотрении обращения Заказчика. Инспекцией Оренбургского УФАС России Инспекцией Оренбургского УФАС России было принято решение об удовлетворении ходатайства Общества и об объявлении перерыва в заседании до 20.04.2022 г. до 15 часов 30 минут.
После перерыва представители Заказчика пояснили, что 10.01.2022 г. Заказчиком заключен контракт N 0853500000321010539 на поставку масла сливочного с ООО "Ирикла Молоко". В период январь-февраль-март 2022 г. Обществом поставки товара по контракту осуществлялись (товарная накладная N 1758 от 19.01.2022 г., товарная накладная N 2979 от 31.01.2022 г., товарная накладная N 4061 от 08.02.2022 г., товарная накладная N 5340 от 21.02.2022 г., товарная накладная N 6690 от 04.03.2022 г., товарная накладная N 7493 от 14.03.2022 г., товарная накладная N 8061 от 18.03.2022 г.). Однако, в конце марта Общество прекратило поставки, в связи с чем, Заказчиком 30.03.2022 г. принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Представитель Поставщика пояснил, что в связи с повышением цены на сырье, Общество не смогло продолжать поставки товара по контракту, о чем 24.03.2022 г. в адрес Заказчика сообщило письмом исх. N 9.
Инспекция Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, заслушав приведенные доводы, установила следующее:
07.12.2021 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке было размещено извещение и документация об электронном аукционе на поставку масла сливочного (номер извещения N 0853500000321010539).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 350 000,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов аукциона в электронной форме ИКЗ 212561406641156140100100320021051244 от 23.12.2021 г. ООО "Ирикла Молоко" признано победителем электронного аукциона с предложением по цене контракта 348 250, 00 рублей.
10.01.2022 г. между ООО "Ирикла Молоко" и Заказчиком заключен контракт на поставку сливочного масла N 0853500000321010539 на сумму 348 250, 00 рублей (далее по тексту - Контракт).
В соответствии с п. 1.1 Контракта, поставщик обязуется передать в собственность сливочное масло (далее - Товар) Заказчику в обусловленный настоящим Контрактом срок, согласно Спецификации (Приложение N 1 к настоящему Контракту) и Техническому заданию (Приложение N 2 к настоящему Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
В соответствии с п. 3.1 Контракта, товар Заказчику поставляется партиями в соответствии с условиями настоящего Контракта. Количество Товара в каждой партии определяется на основании Заявки Заказчика на поставку Товара. Заказчик направляет Заявки в пределах срока, установленного настоящим пунктом. При этом направление Заявок за пределами срока, установленного настоящим пунктом, не допускается. Поставка Товара на основании не подписанной Заказчиком Заявки не допускается.
Материалами дела установлено, что Обществом осуществлялись поставки товара по Контракту в период январь-февраль-март 2022 г., что подтверждается товарной накладной N 1758 от 19.01.2022 г., товарной накладной N 2979 от 31.01.2022 г., товарной накладной N 4061 от 08.02.2022 г., товарной накладной N 5340 от 21.02.2022 г., товарной накладной N 6690 от 04.03.2022 г., товарной накладной N 7493 от 14.03.2022 г., товарной накладной N 8061 от 18.03.2022 г.
Поставленный товар оплачен Заказчиком, что подтверждается платежным поручением N 52035 от 07.02.2022 г., платежным поручением N 32974 от 28.01.2022 г., N 66734 от 15.02.2022 г., платежным поручением N 88935 от 28.02.2022 г., платежным поручением N 124310 от 11.03.2022 г., платежным поручением N 141599 от 17.03.2022 г., платежным поручением N 151421 от 23.03.2022 г.
24.03.2022 г. Поставщиком в адрес Заказчика направлено письмо исх. N 9, в котором Общество сообщает, что не может дальше осуществлять поставки товара по Контракту, в связи с отсутствием финансов на приобретение сырья.
Ответ Заказчика на указанные письмо в материалы дела не представлен.
25.03.2022 г. Заказчиком в адрес Поставщика направлена претензия N 137с просьбой принять безотлагательные меры по исполнению контракта.
Ответ Общества на указанную претензия в материалы дела не представлен.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с п. 3 ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме, Заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
В соответствии с ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п. 12.2 Контракта, Расторжение настоящего Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. При этом факт подписания Сторонами соглашения о расторжении настоящего Контракта не освобождает Стороны от обязанностей урегулирования взаимных расчетов.
30.03.2022 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
30.03.2022 г. указанное решение размещено Заказчиком в Единой информационной системе.
30.03.2022 г. указанное решение Заказчика направлено в адрес Исполнителя посредством электронной почты.
30.03.2022 г. решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта получено Поставщиком посредством электронной почты.
Ответ Общества на решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в материалы дела не представлен.
почтового отправления, представленным сайтом "Почта России" www.pochta.ru, 23.03.2022 г. "Вручение отправителю почтальоном".
Статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Таким образом, первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день, следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым.
Поскольку одиннадцатый день выпадал на выходной день (то есть, 10.04.2022, воскресенье, не рабочий день), следовательно, указанный день переносится на ближайший рабочий день, которым является 11.04.2022 (понедельник, рабочий день).
Таким образом, учитывая положения ч. 12, ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, односторонний отказ Заказчика от исполнения Контракта вступил в силу 11.04.2022 г.
Согласно ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции действующей на момент размещения закупки), информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Из ст. 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в неправомерном нарушении положений действующего законодательства. Последствием включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) является ограничение прав такого лица на участие в течение определенного срока в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Порядок рассмотрения обращения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков и ведения реестра такого реестра определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Постановление N 1078).
Согласно ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе, а также п.13 Постановления N 1078, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие лица, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 9 ст. 104 Закона о контрактной системе информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие лица, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе. О недобросовестности поведения лица может свидетельствовать лишь умышленное и намеренное нарушение положений Закона о контрактной системе. Между тем, из материалов дела не усматриваются признаки намеренного уклонения от исполнения указанного контракта, доказательств обратного на момент рассмотрения дела не представлено.
Проанализировав представленные в материалы дела документы, учитывая, что Обществом в период январь-февраль-март поставки по товара по Контракту осуществлялись и были приняты Заказчиком, Инспекция Оренбургского УФАС России обстоятельств, объективно свидетельствующих о наличии недобросовестных действий ООО "Ирикла Молоко" не выявила.
Таким образом, Инспекция Оренбургского УФАС России при вышеуказанных обстоятельствах не имеет достаточных оснований для включения информации об ООО "Ирикла Молоко" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, Инспекция Оренбургского УФАС России, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
В удовлетворении требований обращения Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Оренбургской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "РОСТОК" в г. Орске (вх. N 3866 от 13.04.2022 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Ирикла Молоко" (ИНН: 5635009012), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения государственного контракта на поставку масла сливочного (номер извещения N 0853500000321010539), отказать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Председатель Инспекции
Члены Инспекции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 20 апреля 2022 г. N РНП-56-08-06-82/2022 (ключевые темы: односторонний порядок - исполнение контракта - реестр недобросовестных поставщиков - товарная накладная - надлежащее извещение)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.04.2022