Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:
<..>. - заместителя руководителя -начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, председателя Комиссии,
<_>. - заместителя начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, члена Комиссии,
<_> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, члена Комиссии,
В присутствии в режиме видеоконференцсвязи представителя муниципального казенного учреждения "Комитет по архитектуре, имуществу и земельным отношениям" администрации муниципального образования Заиграевский район Республики Бурятия (далее-Заказчик) - <_> (доверенность от 14.04.2022), в отсутствие представителей ООО "Бурятпроектреставрация" (далее - ООО "БПР"), ООО "МД-Консалтинг" - уведомлены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалоб,
рассмотрев жалобы ООО "БПР" (вх. от 11.04.2022 N 2436), ООО "МД-Консалтинг" (вх. от 11.04.2022 N 2438) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ в рамках реализации проекта "1000 дворов" в Заиграевском районе Республики Бурятия, номер извещения - 0302300050022000002 (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе), руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
ООО "БПР" полагает, что в пунктах 1-25 Характеристик товаров (приложение N1 к Техническому заданию- файл "Описание объекта закупки (Техническое задание) установлены требования которым соответствует продукция единственного производителя ООО "Наш двор" и чрезмерно подробные и конкретные требования к характеристикам товара не позволяют использовать для выполнения работ аналогичное игровое и спортивное оборудование других производителей.
ООО "МД-Консалтинг" полагает:
1. товары "Щебень", "Сетка сварная", "Смеси бетонные тяжелого бетона", "Трубы стальные", "Смеси асфальтобетонные", "Плитка", "Проволока (катанка)", "Доски обрезные хвойных пород", "Смесь щебеночно-песчаная" не являются самостоятельным объектом закупки, используются при выполнении работ и передаются Заказчику в составе результата работ, отдельной приемке и постановке на бухгалтерский баланс не подлежат. Таким образом, Заказчиком неправомерно установлено требование к предоставлению характеристик и наименования страны происхождения товара по этим позициям.
2. в приложении N1 к Техническому заданию установлены избыточные требования к описанию характеристик объекта закупки: требования к глянцу краски боковых декоративных ребер крышки по позиции 5 "Игровой комплекс", к анкерным болтам, трубам и металлическим листам по позиции 6 "Уличный тренажер", к описанию 10 типов ограждения по позиции 10 "Игровое оборудование". Заказчиком предъявлены требования к 42 позициям на 62 страницах, что затрудняет подготовку заявки на участие в закупке.
3. в извещении о проведении закупки Заказчиком установлено наименование объекта закупки-42.99.22.120 "Работы строительные по строительству объектов для отдыха, таких как площадок для игры в гольф, пляжных сооружений, горных убежищ, парковых территорий и парковых сооружений для отдыха", при этом в нарушение п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении не указаны товары, необходимые к поставке.
4. включение в объект закупки поставки товаров, предусмотренных приложением N1 к Техническому заданию (Игровой комплекс, Тренажер уличный, Качели, Игровое оборудование- код ОКПД: 32.30.15 и т.д.) требует установление ограничений в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее -Приказ N 126н).
Просят выдать предписание об устранении нарушений.
Представитель Заказчика с доводами жалоб не согласился, дал пояснения в соответствии с письменным отзывом. Просил признать жалобы необоснованными. Обратил внимание, что заявители в составе жалобы не представили номер реестровой записи в реестре контрактов, заключенных заказчиками, или в реестре договоров, заключенных заказчиками, предусмотренных Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", - в отношении контракта или договора, предусмотренных частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что является основанием для отказа в рассмотрении жалобы по существу. Кроме того, ООО "МД-Консалтинг" не может быть участником данного аукциона, поскольку Общество не соответствует дополнительным требованиям, которые установлены в извещении о закупке.
Просит признать жалобы необоснованными.
В результате рассмотрения жалобы, изучения представленных сторонами документов и пояснений, Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее:
03.04.2022 в Единой информационной системе (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении аукциона на выполнение работ в рамках реализации проекта "1000 дворов" в Заиграевском районе Республики Бурятия, номер извещения - 0302300050022000002.
Начальная (максимальная) цена контракта -67 737 400,00 рубля.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение о проведении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Заказчиком в извещении о проведении закупки, разделе 2.1 "Требования к составу и содержанию заявки установлены требования к участникам закупок в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 6 части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур жалоба может быть подана в контрольные органы в сфере закупок исключительно с использованием ЕИС путем формирования и размещения в этой системе номера реестровой записи в реестре контрактов, заключенных заказчиками, или в реестре договоров, заключенных заказчиками, предусмотренных Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в отношении контракта или договора, предусмотренных частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в случае, если Заказчиком установлено требование в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Поскольку Заказчиком в извещении о закупке и разделе 2.1 "Требования к составу и содержанию заявки" установлены требования к участникам закупок в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, жалобы приняты к рассмотрению.
Доводы жалобы ООО "БПР" признаны несостоятельными ввиду следующего:
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В приложении N1 "Характеристики товаров, поставляемых Заказчику, при выполнении закупаемых работ" Технического задания на выполнение работ в рамках реализации проекта "1000 дворов" в Заиграевском районе Республики Бурятия, описание товаров установлено Заказчиком с сопровождением слов "не менее", "не более", "в диапазоне".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что требования к комплектующим Товара, установлены в соответствии с потребностями Заказчика и не противоречат требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе. Сослался на практику Арбитражного суда ВСО по делу N А78-8172/2016, определение Верховного суда РФ по делу N 304-КГ14-3003.
Вместе с тем представитель Заявителя на заседание Комиссии не явился, не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти однозначным образом к выводу о том, что требования, установленные Заказчиком в Техническом задании соответствуют одному производителю, ограничивают количество участников закупки, в связи с чем довод ООО "БПР" не нашел своего подтверждения.
По доводам жалобы ООО "МД-Консалтинг":
1. Пунктом 4.1 "Требования к составу и содержанию заявки" установлено, что заявка на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
- Характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака). Данная информация может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком.
Федеральным законом от 01.05.2019 N 71-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" статья 66 Закона о контрактной системе дополнена частью 3.1 следующего содержания: "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона проектной документации должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки)".
Поскольку предмет закупки выполнение работ в рамках реализации проекта "1000 дворов" (благоустройство территории) не подпадает под действие пункта 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России приходит к выводу, что установленные заказчиком требования к заявке не противоречат действующему законодательству о контрактной системе.
В письме ФАС России от 25.06.2020 N ИА/53616/20 разъяснено, что заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу). Так, например, при выполнении работ по текущему ремонту обои и клей не передаются заказчику, а используются при выполнении работ. Следовательно, в такой ситуации заказчик не вправе требовать от участника закупки указания в заявке конкретных показателей указанных товаров, и надлежащим исполнением требований Закона 44-ФЗ является указание в заявке согласия участника закупки на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией о закупке. При этом в случае, если при выполнении работ по текущему ремонту также производится установка кондиционера, то заказчик вправе требовать указания в заявке на участие в закупке конкретных показателей данного товара, так как кондиционер передается заказчику по результатам выполнения указанных работ, принимается к бухгалтерскому учету заказчика и не является строительным или иным расходным материалом, используемым при выполнении работ, оказании услуг.
В приложении N 1 к техническому заданию заказчиком установлены требования к поставляемым товарам: игровой комплекс, качели, качалка, карусель, уличный тренажер, спортивное оборудование, детский игровой комплекс, урна, щебень, сетка сварная, смеси бетонные тяжелого бетона, трубы стальные, камни бортовые и др.
Из пояснений заказчика следует, что в соответствии с ч.3 ст.421 Гражданского Кодекса РФ проект муниципального контракта является смешанным договором и подразумевает два этапа: поставка товара и подрядные работы. Указанная предварительная поставка товара предусмотрена в целях предотвращения участившихся в последнее время случаев использования подрядчиками бывших в употреблении, некондиционных, низкосортных и некомплектных материалов. После проверки комплектности, качества, технических характеристик поставляемых оборудования и материалов указанные товары принимаются заказчиком по акту передачи. О смешанном характере проекта контракта свидетельствуют положения пунктов 3.2, 4.2, 4.5, в которых оговорены существенные условия договора поставки. Требования к конкретным показателям товара установлены к поставляемым товарам, а не к используемым при выполнении работ.
В ходе анализа проекта контракта, технического задания к нему, установлено, что товары, указанные в приложении N 1 к техническому заданию, поставляются заказчику в рамках исполнения контракта. При этом заказчиком установлен порядок приемки и оплаты указанного товара, его гарантийный срок.
Заявителями на заседание Комиссии явка представителей не обеспечена, в составе жалобы не представлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованность указанного довода жалобы.
2. В нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчиком установлены требования к описанию участниками закупки в составе заявки путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, сведений о химическом составе и компонентах товара, показателях технологии производства, испытаниях товара, и иных показателях, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар для представления подробных сведений. Так, например, по позиции 5 "Игровой комплекс" установлено требование: "глянец краски должен составлять 85%", по позиции 40 "Проволока (катанка)" установлены требования: "Максимальная масса окалины на поверхности катанки не более 18 кг/т", по позиции 42 "Смесь щебеночно-песчаная": "Максимальные значения полного остатка, % по массе, на ситах с размерами отверстий 0,63, 0,16, 0,05 мм должны быть от 90 до 100 %" и т.д.
В инструкции по заполнению заявки установлено: "Ввиду того, что стандарты и иные требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, могут не в полной мере охватить все необходимые заказчику характеристики объекта закупки, в том числе поставляемого товара, либо прямое цитирование технического стандарта не в полной мере отражает суть требований извещения об аукционе, извещение может содержать иные условные обозначения и терминологию, иные требования к предоставлению значений характеристики товара. К примеру, в технических стандартах, в технической документации, ГОСТ и т.д. не редко устанавливаются общие требования к возможным значениям показателей какой-либо характеристики товара и выражаются в виде доли числа и т.п, без указания определенного значения для определенной характеристики, исполнения, вида и т.д. Для конкретизации таких требований, данные положения предусматривают детализацию значения показателей, установленных в технических стандартах, ГОСТ и т.д. В случае, если соответствующим стандартом предусмотрено двойное значение показателя, а на практике может быть только одно значение данного показателя, участник должен представить одно определенное значение. В случае, если в одном пункте установлены требования к характеристикам материалов разных размеров, разных видов исполнения и т.п., участник закупки должен представить определенные числовые значения всех показателей для каждой используемого размера, вида исполнения и т.п.", что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе.
Указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Вместе с тем, права и законные интересы ООО "МД-Консалтинг" не нарушены, представители Общества на заседание не явились, доказательств обратного не представили.
3. В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в том числе следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок.
Комиссией установлено, что извещение о проведении закупки содержит следующие электронные документы:
Таким образом, извещение о проведении закупки соответствует требованиям статьи 42 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что довод обращения Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно письму Министерства финансов РФ от 15 апреля 2019 г. N 24-02-05/26879, Закон о контрактной системе обособляет такие объекты закупки, как товар, работа, услуга, а в ряде случаев также выделяет работу (услугу), при выполнении (оказании) которой используется товар.
Частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок:
1) товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств,
2) работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Приказ N 126н принят для реализации полномочий по установлению условий допуска для целей осуществления закупок исключительно товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, что следует из его наименования, пункта 1 Приказа N 126н, утвержденного приложения, содержащего исключительно товары.
Таким образом, Приказ N 126н применяется исключительно при осуществлении закупок товаров (в случае, если предметом контракта является поставка товара), не регулирует закупки работ, услуг, в связи с чем пункт 3 Приказа N 126н не может повлечь невозможность объединения в один лот товаров, а также работ, услуг.
На основании изложенного Приказ N 126н не применяется при осуществлении закупок работ, услуг (в случае, если предметом контракта является выполнение работ, оказание услуг), в том числе для выполнения, оказания которых используется товар.
Таком образом, довод ООО "МД-Консалтинг" не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2012 N 727/14, Комиссия Бурятского УФАС России
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Бурятпроектреставрация" необоснованной;
2. Признать жалобу ООО "МД-Консалтинг" обоснованной в части доводов по пункту 2 жалобы;
3. Признать Заказчика нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе,
4. Поскольку выявленное нарушение не повлияло на итоги закупки, предписание не выдавать,
5. Передать материалы жалобы для должностному лицу Бурятского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
|
|
Члены Комиссии |
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 18 апреля 2022 г. N 003/06/33-300/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.04.2022