Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии:
_ - представителя Министерства здравоохранения Республики Мордовия (доверенность N14 от 25.01.2022 года),
_ - представителя Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" (доверенность б/н от 11.04.2022 года);
_ - представителя общества с ограниченной ответственностью "А_" (доверенность б/н от 11.04.2022 года);
рассмотрев 14 апреля 2022 года в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью "А_" (далее - Заявитель) на действия Министерства здравоохранения Республики Мордовия (далее - Заказчик) и Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении электронного аукциона N 0809500000322000683 на закупку медицинских изделий - насосов шприцевых, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (далее - Аукцион) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 07 апреля 2022 года поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика и Уполномоченного учреждения.
Уведомлением Мордовского УФАС России о назначении дела N 013/06/33-257/2022 о нарушении законодательства в сфере закупок от 08 апреля 2022 года N 260 рассмотрение жалобы назначено на 13 апреля 2022 года в 16 часов 00 минут.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного учреждения, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Кроме того, уведомление от 08 апреля 2022 года N 260 о назначении дела N 013/06/33-257/2022 к рассмотрению размещено в единой информационной системе в сфере закупок в сети интернет по адресу: http://zakupki.gov.ru и доступно для всеобщего ознакомления.
Мордовским УФАС России до рассмотрения жалобы по существу, на основании письменного ходатайства об участии в заседании Комиссии посредством видеоконференцсвязи, заявленного Уполномоченным учреждением, Заявителем сторонам по делу было направлено приглашение на участие в ВКС, а также идентификатор (ID) сеанса ВКС, инструкция участника web-видеоконференции.
13.04.2022 года для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, руководствуясь пунктом 3.32 Административного регламента, в процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв до 14.04.2022 г. 16:30.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, действия Заказчика, Уполномоченного учреждения, исследовав имеющиеся в деле доказательства, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
Извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 31.03.2022 г.
Начальная (максимальная) цена контракта: 1 300 000,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 08.04.2022 09:00.
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 08.04.2022.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 12.04.2022.
По окончании указанного в извещении о проведении электронного аукциона срока подачи заявок 09:00 08.04.2022 года (время московское) поступило 4 (четыре) заявки на участие в электронном аукционе под идентификационными номерами 1722975, 1721926, 1724697, 1724497.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Заказчиком, Уполномоченным учреждением в соответствии с частью 1 статьи 106 Закона о контрактной системе представлены письменные возражения (вх.N3140 от 12.04.2022 года, вх.N3145 от 12.04.2022 года).
1. В своей жалобе Заявитель указывает на нарушение Заказчиком и Уполномоченным учреждением требований законодательства о контрактной системе, которое выразилось в нарушении правил описания объекта закупки, а именно использование показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся характеристик насосов инфузионных, не предусмотренных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации, в отсутствие надлежащего обоснования необходимости использования таких показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Как установлено Комиссией Мордовского УФАС России объектом рассматриваемой закупки является поставка медицинских изделий - насосов шприцевых, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилами:
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Потребности Заказчика при описании объекта закупки являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Таким образом, с учетом вышеизложенного Комиссия учитывая специфику рода деятельности Заказчика, его потребность в установленных характеристиках товара, приходит к выводу о том, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. По мнению Заявителя Заказчиком установлены требования к закупаемому товару, которые в совокупности соответствуют конкретному медицинскому изделию - насос шприцевой производителя - ООО "ДИКСИОН", вариант исполнения "Инстилар-1438".
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Учитывая изложенное при формировании описания объекта закупки заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Заявителем в составе жалобы представлена сравнительная таблица с техническими характеристиками закупаемых медицинских изделий - насосов шприцевых: "Инстилар", "Перфузор Спэйс", "ИНШ-01", "SN-A2T", "Agilia SP" и др. В данной таблице Заявителем произведен анализ рынка насосов шприцевых, в соответствии с котором совокупности характеристик соответствуют только товар единственного производителя - ООО "Диксион" (вариант исполнения - Инстилар-1438).
Согласно письменным возражениям Заказчика (вх. от 12.04.2022 г. N 3140), представленным в материалы дела, установленные в описании объекта закупки характеристики товара, являются значимыми для оказания медицинской помощи больным, а также, что при формировании описания объекта закупки были использованы не менее 2-х шприцевых насосов разных производителей.
Однако, Заказчиком не представлены документальные доказательства того, что на рынке медицинских изделий существует как минимум два производителя, товары которых соответствуют требованиям, установленным в описании объекта закупки.
Кроме того, на заседании Комиссии Мордовского УФАС России, представитель Заказчика пояснил, что описание объекта закупки сформировано исходя из технических характеристик насоса инфузионного шприцевого "ИНСТИЛАР".
Вместе с тем, представленная в материалы дела единственная, соответствующая требованиям извещения об осуществлении закупки, заявка содержит предложение по поставке товара производителя - ООО "ДИКСИОН" (медицинское изделие - насос инфузионный шприцевой "ИНСТИЛАР").
Таким образом, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что всем техническим характеристикам, указанным в описании объекта закупки, соответствуют насосы шприцевые единственного производителя - ООО "ДИКСИОН" (медицинское изделие - насос инфузионный шприцевой "ИНСТИЛАР"). Доказательств обратного на заседании Комиссии Мордовского УФАС России не представлено.
На основании вышеизложенного, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что в описании объекта закупки Заказчиком установлены технические характеристики в совокупности характерные лишь одному конкретному производителю, что противоречит требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушает пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с вышеизложенным, довод Заявителя признан обоснованным.
Руководствуясь п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99, ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Мордовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "А_" на действия Министерства здравоохранения Республики Мордовия, Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона N 0809500000322000683 на закупку медицинских изделий - насосов шприцевых, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия обоснованной в части довода 2, указанного в жалобе.
2. Признать действия Заказчика нарушением п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 14 апреля 2022 г. N 013/06/33-257/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.04.2022