В Курское УФАС России поступило обращение общества с ограниченной ответственностью "Прогресс" (далее - ООО "Прогресс") о проведении проверки неправомерных, по мнению заявителя, действий заказчика - Областного бюджетного учреждения здравоохранения "Курская областная многопрофильная клиническая больница" комитета здравоохранения Курской области (далее - ОБУЗ "КОМКБ"), уполномоченного органа - комитета по управлению имуществом Курской области при проведении электронного аукциона N0144200002422000073 по предмету "Поставка медицинского изделия - система рентгеновской томографии линейная (томограф рентгеновский компьютерный), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, инструктаж специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий, гарантийное обслуживание". На основании ч.3, ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе..."), постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 г. N728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Постановление Правительства РФ от 01.10.2020 N1576), приказа заместителя руководителя Курского УФАС России N215 от 11.04.2022 в период с 11.04.2022 по 22.04.2022 (включительно), Инспекцией Курского УФАС России в составе:
<_><_><_>проведена внеплановая проверка соблюдения заказчиком - ОБУЗ "КОМКБ", уполномоченного органа требований ФЗ "О контрактной системе..." при проведении электронного аукциона N0144200002422000073.
В отсутствии представителя ООО "Прогресс", в отсутствии представителя уполномоченного органа (ходатайство от 12.04.2022 о рассмотрении обращения в отсутствие представителя уполномоченного органа), в присутствии дистанционно, с использованием средств видеоконференцсвязи посредством плагина TrueConf по ссылке: https://fas3.tconf.rt.ru/c/6189769019 представителя ОБУЗ "КОМКБ" - <_><_>По результатам проведения внеплановой проверки проведения определения поставщика (подрядчика, исполнителя) при проведении электронного аукциона N0144200002422000073, Курским УФАС России установлено следующее.
В своем обращении ООО "Прогресс" указывает, что установленным Заказчиком характеристикам закупаемого медицинского изделий, соответствует товар одного производителя - Aquilion One, Япония.
В силу 3 ст.7 ФЗ "О контрактной системе..." установлено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Частями 1 и 2 ст.8 ФЗ "О контрактной системе_" установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров. Запрещается совершение заказчиками, их должностными лицами, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с требованиями п.п.1, 2 ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе..." Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 ФЗ "О контрактной системе_" описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, статьей 33 ФЗ "О контрактной системе..." установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.
Согласно п.п. 1, 2 ч. 2 ст.42 ФЗ "О контрактной системе_" извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта.
Заказчиком в Описании объекта закупки установлены характеристики к закупаемому медицинскому изделию с использованием ГОСТ Р 55771-2013 Изделия медицинские электрические. Томографы рентгеновские компьютерные. Технические требования для государственных закупок.
Пунктом 5 ГОСТ Р 55771-2013 определены основные технические характеристики, указываемые в техническом задании на торги, п. 5.1 характеристики (параметры), которые следует включать в ТЗ на государственную закупку РКТ.
Согласно п.6.2 ГОСТ Р 55771-2013 возможно включение дополнительных требований, обоснованных заказчиком с позиций проведения необходимых исследований в соответствии с профилем лечебного учреждения.
Как следует из материалов дела, предусмотренные п.5.1 ГОСТ Р 55771-2013 основные технические характеристики указаны Заказчиком в описании объекта закупки.
В то же время, заказчик устанавливает дополнительные требования, не предусмотренные ГОСТ Р 55771-2013. Так, например, в п.п.8.8 - 8.14 Описания объекта закупки, Заказчиком установлены требования, не предусмотренные п.5.1 ГОСТ Р 55771-2013, но, при этом в содержании обоснования, как это предусмотрено п.2 ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", заказчик ссылается на указанный пункт 5.1 ГОСТа. Иного обоснования, например, по п.п.8.8 - 8.14 Описания объекта закупки Заказчиком, не приведено.
Таким образом, установленные заказчиком дополнительные характеристики к медицинскому изделию в п.п.8.8 - 8.14 и в п.п.10.1 - 10.6 Описания объекта закупки использованы Заказчиком без обоснования в нарушение предусмотренных для этого требований п.2 ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе...".
При таких обстоятельствах, заказчиком, уполномоченным органом при описании объекта закупки нарушены требования п.2 ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе_".
По мнению заявителя, установленным характеристикам описания объекта закупки, соответствует товар одного производителя Aquilion One с принадлежностями, производства "Канон Медикал Системз Корпорейшн", Япония.
В подтверждение своих доводов, ООО "Прогресс" в материалы дела представлено письмо ООО "СИ-Эйм" от 07.04.2022 исх.N07042022/1, согласно которому технические характеристики аналогичных компьютерных томографов GE Healthcare, Revolution Frontier не соответствуют требованиям технического задания (закупка N0144200002422000073).
Со стороны заказчика, уполномоченного органа в материалы дела представлены анализ 2-х эквивалентных товаров, 3 коммерческих предложения.
Так, в коммерческом предложении ООО "Ирвин" (исх.N774 от 22.03.2022) по цене 154 000 000,00 предложено медицинское изделие производителя Aquilion One с принадлежностями, производства "Канон Медикал Системз Корпорейшн", Япония, но с учетом следующей оговорки: "Технические характеристики и общие требования Вашего запроса составлены таким образом, что некоторые пункты ограничивают возможность нашего предложения.
Для обеспечения возможности нашего участия в торгах некоторые пункты вашего запроса должны быть изменены с учетом указанных ниже параметров:
16 |
Гарантийный срок эксплуатации,лет |
>2 |
1 |
17 |
Нормативный срок эксплуатации, лет |
не ограничен |
10 |
|
Оборудование поставляется новым (не бывшим в употреблении, в ремонте, в том числе, которое не было восстановлено, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства), заводского изготовления, в оригинальной целостной упаковке производителя, без повреждений |
не ранее 2022 |
не ранее 2021 |
|
Гарантия Поставщика на поставленное Оборудование должна составлять не менее 24 месяцев. Гарантия производителя на Оборудование должна составлять не менее 24 месяцев |
|
не менее 12 месяцев |
".
Таким образом, невозможно определить на какие характеристики требуемого заказчику медицинского изделия ООО "Ирвин" сформировал свое коммерческое предложение по цене или его коммерческое предложение сформировано с учетом оговорки по позиции.
Как следует из официального сайта ЕИС, 01.04.2022 уполномоченным органом в размещенное извещение о проведении электронного аукциона от 01.04.2022 NИИ1 с учетом параметров для медицинского изделия производителя Aquilion One с принадлежностями, производства "Канон Медикал Системз Корпорейшн", Япония, указанных ООО "Ирвин" в коммерческом предложении, были внесены изменения относительно гарантий поставщика на поставленное оборудование ("не менее 24 месяцев" заменено на "не менее 12 месяцев").
Согласно протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 0144200002422000073 от 08.04.2022 на участие в закупке подана только одна заявка и это заявка ООО "Ирвин". В заявке ООО "Ирвин" предложило изделие производителя Aquilion One с принадлежностями, производства "Канон Медикал Системз Корпорейшн", Япония. Аукционной комиссией уполномоченного органа принято решение о соответствии единственной заявки требованиям извещения об осуществлении закупки и ФЗ "О контрактной системе_".
Таким образом, исходя из совокупности совершенных заказчиком действий на этапе формирования НМЦК, размещения извещения, описания объекта закупки и коммерческих предложений, письма ООО "СИ-Эйм" созданы условия для поставки медицинского изделия только одного производителя - "Канон Медикал Системз Корпорейшн", Япония Aquilion One с принадлежностями.
При таких обстоятельствах, из представленных в материалы дела документов и сведений следует, что Заказчиком, уполномоченным органом требования (характеристики) к поставляемому медицинскому изделию описаны с нарушением требований п.1 ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе_", что привело к ограничению количества участников закупки.
Более этого, согласно приложений N2 и N2.1 к извещению об осуществлении закупки Заказчиком при определении и обосновании НМЦК были использованы 3 коммерческих предложения различных поставщиков.
Одно из коммерческих предложений N3 представлено ООО "М.П.А. медицинские партнеры" (исх.N444 от 24.03.2022) на систему компьютерной томографии Aquilion One с принадлежностями, производства "Канон Медикал Системз Корпорейшн", Япония с предложением "цены (руб.) 154.350, 000. Общая цена контракта: 154.350, 000 рублей".
В то же время, Заказчиком в информации к обоснованию НМЦК в приложении N2 к извещению об осуществлении закупки указана недостоверная информация из коммерческого предложения N3. Так, цена коммерческого предложения N3 (исх.N444 от 24.03.2022) составляет 154 350, 00 руб., тогда как в приложении N2 к извещению заказчиком указана недостоверная информация - 154 350 000,00 руб.
В силу 3 ст.7 ФЗ "О контрактной системе..." установлено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении закупки и прикрепленных документах, в том числе в Приложении N2, размещены уполномоченным органом на официальном сайте ЕИС.
Учитывая изложенное, заказчик, уполномоченный орган при размещении Приложения N2 "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта" к извещению об осуществлении закупки разместил недостоверную информацию по обоснованию НМЦК, чем нарушил требования ч.3 ст.7, п.2 ч.2 ст.42 ФЗ "О контрактной системе...".
Таким образом, заказчиком в нарушение ч.3 ст.7 ФЗ "О контрактной системе..." использована недостоверная информация при определении НМЦК, которая повлияла на ее определение, что содержит признаки нарушения ст.22 ФЗ "О контрактной системе...".
В соответствии с п.2 ч.8 ст.99 ФЗ "О контрактной системе_" органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Контроль за определением и обоснованием НМЦК к полномочиям Федеральной антимонопольной службы, ее территориальных органов, в том числе Курского УФАС России, не отнесен.
При таких обстоятельствах, в связи с наличием признаков нарушения ст.22 ФЗ "О контрактной системе_" при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта Инспекция передает материалы дела и обращение ООО "Прогресс" для рассмотрения в этой части в орган внутреннего государственного финансового контроля Курской области - комитет финансово - бюджетного контроля Курской области.
Выявленные в действиях заказчика, уполномоченного органа нарушения ч.3 ст.7, п.п.1,2 ч.1 ст.33, п.2 ч.2 ст.42 ФЗ "О контрактной системе..." имеют неустранимый характер при данных обстоятельствах и влекут за собой ограничение количества участников закупки, что является недопустимым в силу ч.2 ст.8 ФЗ "О контрактной системе_" и дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении.
Учитывая изложенное, на основании результатов проведения внеплановой проверки, руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Инспекция,
РЕШИЛА:
1. Признать заказчика - областное бюджетное учреждение здравоохранения "Курская областная многопрофильная клиническая больница" комитета здравоохранения Курской области, уполномоченный орган - комитет по управлению имуществом Курской области нарушившими требования ч.3 ст.7, п.п.1,2 ч.1 ст.33, п.2 ч.2 ст.42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Выдать заказчику - областному бюджетному учреждению здравоохранения "Курская областная многопрофильная клиническая больница" комитета здравоохранения Курской области, уполномоченному органу - комитету по управлению имуществом Курской области предписание об аннулировании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) способом электронного аукциона N0144200002422000073.
3. Передать материалы дела и обращение ООО "Прогресс" для проведения внеплановой проверки по подведомственности в порядке ч.8 ст.99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N44-ФЗ в комитет финансово - бюджетного контроля Курской области (305007, г. Курск, ул. Маковская, д.11а).
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3 месяцев со дня его принятия.
<_><_><_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 13 апреля 2022 г. (ключевые темы: изделия медицинского назначения - коммерческое предложение - участники закупок - контрактная система в сфере закупок - государственные и муниципальные нужды)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2022