Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: С.А. Иванкова,
А.А. Михарская,
рассмотрев дело N 061/06/42-462/2022 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении аукциона в электронной форме N 0358300070722000025 "Поставка медицинского оборудования (Система электрохирургическая)" (далее - аукцион) норм Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), путем использования системы видеоконференц-связи (ВКС) в отсутствие представителей Заказчика, Заявителя, Привлеченного лица (уведомлены надлежащим образом, ходатайств не поступало),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на положения извещения об осуществлении закупки. По мнению Заявителя, Заказчиком нарушены правила использования Каталога товаров, работ, услуг (КТРУ) при описании объекта закупки.
Заказчик в возражениях на жалобу:
- отрицал нарушения в извещении об осуществлении закупки;
- разъяснил, как осуществлялось описание объекта закупки;
- представил пояснения по доводам жалобы.
В соответствии с ч.ч. 1,3 ст. 99 Закона, "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент), утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, в ходе рассмотрения дела установлено следующее.
Согласно "Извещению о проведении аукциона в электронной форме" N 0358300070722000025, размещенному Заказчиком в Единой информационной системе (ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 30.03.2022.:
- установлены дата и время окончания подачи заявок - 07.04.2022 09:00;
- начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составила 1 864 300,00 рублей.
Согласно протокола подведения итогов закупки от 08.04.2022 г. электронный аукцион признан несостоявшимся, так как на участие в закупке не подано ни одной заявки.
Закупка осуществляется в целях реализации национального проекта "Здравоохранение".
1. Согласно довода жалобы Заказчиком нарушены положения Закона, ввиду не применения национального режима при осуществлении закупки: в Извещении отсутствуют ограничения в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 г. "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878).
Согласно Извещения закупке подлежит медицинское оборудование - 32.50.50.190-00002690 Система электрохирургическая (код вида медицинского изделия 260500).
Согласно Перечню радиоэлектронной продукции, утвержденному Постановлением N 878, установлено ограничение в отношении товаров с кодом ОКПД-2: 32.50.50.190 Облучатели-рециркуляторы воздуха, рециркуляторы бактерицидные, соответствующие кодам 131980, 132020, 132060, 132070, 152690, 152700, 160030, 270540, 292620 вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Таким образом, код вида медицинского изделия, необходимого к поставке оборудования, не включен в Перечень, утвержденный Постановлением N 878.
Следовательно, при осуществлении закупки Заказчиком не нарушены нормы Закона, касающиеся национального режима. Довод жалобы - необоснованный.
2. Согласно доводов жалобы при описании объекта закупки Заказчиком, неправомерно установлены дополнительные характеристики товара, не предусмотренные позицией Каталога товаров, работ, услуг, чем нарушены Правила использования каталога, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила). Кроме того, Заказчик не описал обоснование необходимости использования дополнительных характеристик.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение ч. 6 ст. 23 Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 08.02.2017 г. N 145.
Пунктом 3 Правил определено, что заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с п. 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 г. N 145.
Пункт 4 Правил закрепляет, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б"-"и" п. 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 г. N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Предметом поставки по контракту, заключаемому по итогам оспариваемой закупки, является система ультразвуковой визуализации универсальная.
В соответствии с Техническим заданием, Заказчик установил дополнительные характеристики для товара, не предусмотренные позицией каталога 32.50.50.190-00002690 "Система электрохирургическая".
Согласно п. 5 Правил, Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Заявитель считает, что Заказчик имел обязанность использовать при описании объекта закупки только характеристики, указанные в Каталоге, без возможности установления дополнительных характеристик.
Вместе с тем, Заявителем не учтено следующее.
Позиция КТРУ 32.50.50.190-00002690 Система электрохирургическая включена в каталог 24.03.2022 г. (обязательное применение 23.04.2022 г. - Бессрочно).
Таким образом, на момент публикации Извещения (25.03.2022 г.) у Заказчика отсутствовала вменённая Законом обязанность использования позиции КТРУ, которая обязательна к применению с 23.04.2022 г.
Комиссия отмечает, что, поскольку начало обязательного применения данного кода определено как 23.04.2022 г., то до этой даты, в соответствии с п. 3 Правил, Заказчик вправе применять такую информацию и указывать дополнительную.
В силу изложенного, доводы жалобы N 2, N 4 признаны необоснованными.
3. Согласно довода жалобы, Заявитель указал на наличие избыточных характеристик в описании объекта закупки: в отношении габаритных размеров аппарата (не более 430х165х400 мм) и массы аппарата (не более 15 кг).
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 1 ч. 2 ст. 42 Закона установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона.
Из совокупного толкования п. 1 ч. 2 ст. 42, п. 1,2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона следует, что описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в закупочной документации заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований).
Невозможность отдельных участников закупок по каким-либо причинам конкурировать с иными участниками рынка не является поводом учитывать данные обстоятельства заказчиком при формировании описания объекта закупки.
Согласно письменных пояснений Заказчика, требованиям описания объекта закупки соответствуют следующие медицинские изделия разных производителей: BOWA-electronic GmbH & Co. KG, Германия/Россия; ERBE Elektromedizin GmbH, Германия.
Комиссия считает, что действия Заказчика, сформировавшего требования к конкретному товару, обращающемуся на соответствующем рынке, могут быть признаны нарушением антимонопольного законодательства и законодательства о контрактной системе лишь в случае, когда они привели к необоснованному ограничению конкуренции, созданию неоправданных барьеров хозяйствующим субъектам при реализации ими права на участие в конкурентных процедурах закупки.
Материалами дела не подтвержден факт ограничения количества участников закупки включением в документацию спорных требований к характеристикам приобретаемого товара, тогда как именно это обстоятельство является определяющим для цели признания действий Заказчика противоречащими п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона.
Данный вывод подтверждается судебной практикой: Постановление арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.03.2020 г. по делу N А32-25222/2019, Постановление арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.12.2019 г. по делу N А32-17217/2019, Решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.05.2021 г. по делу N А53-2740/2021, Решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.02.2021 г. по делу N А53-37572/2020, Решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.09.2020 г. по делу N А53-13019/2020, Решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.09.2020 г. по делу N А53-13020/2020, Решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.09.2020 г. по делу N А53-13021/2020.
В составе жалобы отсутствуют надлежащие доказательства (документы), подтверждающие обоснованность довода жалобы. При этом, Заказчиком представлены сведения, подтверждающие его позицию. Ввиду изложенного, Комиссия признает довод жалобы необоснованным.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии со ст.ст. 99,106 Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Сим И.Ю. необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии С.А. Иванкова
А.А. Михарская
Исп. Михарская А.А.
8 (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 13 апреля 2022 г. N 061/06/42-462/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2022