Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: С.А. Иванкова,
А.А. Михарская,
рассмотрев дела N 061/06/42-482/2022, N 061/06/42-484/2022 по жалобам Заявителей о нарушении Заказчиком при проведении аукциона в электронной форме N 0358300066622000023 "Поставка медицинского оборудования" (далее - аукцион) норм Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), путем использования системы видеоконференц-связи (ВКС) с участием представителя Заказчика - Проценко А.В. (доверенность от 14.04.2022 г. N 600); представителя Заявителя 1 - Сухова М.А. (доверенность от 12.01.2022 г. N 2); в отсутствие представителей Заявителя 2, Привлеченного лица (уведомлены надлежащим образом, ходатайств не поступало),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступили жалобы Заявителей на положения Извещения об осуществлении закупки. По мнению Заявителей, Заказчиком нарушены положения Закона и правила использования Каталога товаров, работ, услуг (КТРУ) и при описании объекта закупки.
Заказчик в возражениях на жалобу:
- отрицал нарушения в извещении об осуществлении закупки;
- разъяснил, как осуществлялось описание объекта закупки;
- представил пояснения по доводам жалобы.
В соответствии с ч.ч. 1,3 ст. 99 Закона, "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент), утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, в ходе рассмотрения дела установлено следующее.
31.03.2022 г. Заказчиком в Единой информационной системе (ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено Извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0358300066622000023. 05.04.2022 г., 08.04.2022 г., 11.04.2022 г. в Извещение внесены изменения, согласно которым:
- установлены дата и время окончания подачи заявок - 15.04.2022 г. в 09:00;
- начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составила 107 349 822,00 рублей.
1. Согласно доводов жалоб Заявителя 1, Заявителя 2 при описании объекта закупки Заказчик неправомерно не применил позиции Каталога товаров, работ, услуг, чем нарушил Правила использования каталога, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение ч. 6 ст. 23 Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 08.02.2017 г. N 145.
Пунктом 3 Правил определено, что заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с п. 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 г. N 145.
Пункт 4 Правил закрепляет, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б"-"и" п. 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 г. N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно Извещения закупке подлежит медицинское оборудование - код ОКПД 32.50.21.160: Инкубатор для новорожденных для интенсивной терапии в комплекте с комплексом мобильным реанимационным; Инкубатор для новорожденных для интенсивной терапии; Инкубатор для новорожденных для интенсивной терапии.
Заявители полагают, что Заказчик при описании объекта закупки обязан был использовать позиции КТРУ:
- 32.50.21.160-00000001 Инкубатор для новорожденных открытого типа;
- 32.50.21.160-00000002 Инкубатор для новорожденных открытого типа;
- 32.50.21.160-00000003 Инкубатор для новорожденных стандартный;
- 32.50.21.160-00000004 Инкубатор для новорожденных стандартный;
- 32.50.21.160-00000005 Инкубатор для транспортировки новорожденных;
- 32.50.21.160-00000006 Инкубатор для транспортировки новорожденных.
При этом, Заявители не конкретизирует в жалобах, какая именно позиция Каталога подлежит применению при описании каждой позиции объекта закупки.
Вместе с тем, Заявителями не учтено следующее.
Так, например, позиции КТРУ: 32.50.21.160-00000005, 32.50.21.160-00000006 подлежат обязательному применению с 11.04.2022 г. - Бессрочно.
Таким образом, на момент публикации Извещения (31.03.2022 г.) у Заказчика отсутствовала вменённая Законом обязанность использования позиции КТРУ, которая обязательна к применению с 11.04.2022 г.
Комиссия отмечает, что, поскольку начало обязательного применения данных кодов определено как 11.04.2022 г., то до этой даты, в соответствии с п. 3 Правил, Заказчик вправе применять такую информацию и указывать дополнительную.
Позиции КТРУ: 32.50.21.160-00000001, 32.50.21.160-00000002 (подлежат обязательному применению с 15.06.2021 г. - Бессрочно) содержат описание инкубатора для новорожденных открытого типа: "Устройство, функционирующее аналогично стандартному инкубатору для новорождённых, но являющееся открытым. Имеет низкие боковые стенки и открытый верх для постоянного доступа к новорождённому. Для младенцев, которые не являются недоношенными, но страдают от таких нарушений, лечение которых требует такой же интенсивной терапии, как и лечение недоношенных. Оборудовано верхними лампами обогрева, флоуметром оксигенотерапии, смесителем газов, системой отсоса, приспособлениями для инфузионных насосов. Основное отличие устройства от закрытого инкубатора для недоношенных отсутствие функции регулирования кислорода в среде, окружающей ребёнка".
Описание объекта закупки по трем позициям содержит характеристики: "Колпак инкубатора со скошенными углами для удобной визуализации за ребёнком: наличие. Тип двойных боковых стенок-панелей: двойные боковые стенки-панели" и не подразумевает наличие открытого верха для постоянного доступа к новорождённому. Следовательно, указанные позиции КТРУ описывают товар, не являющийся предметом оспариваемой закупки.
Позиции КТРУ: 32.50.21.160-00000003, 32.50.21.160-00000004 (подлежат обязательному применению с 01.09.2021 г. - Бессрочно) содержат описание инкубатора для новорожденных стандартного: "Модуль с питанием от сети переменного тока, предназначенный для обеспечения замкнутой контролируемой среды с целью поддержания необходимого уровня температуры и влажности, главным образом, для недоношенных детей и других новорожденных, которые не способны эффективно регулировать температуру собственного тела. Он обычно состоит из прозрачной съемной пластиковой крышки с матрасом. Инкубатор, как правило, включает в себя средства для согревания младенца, например, для нагрева воздуха (с помощью естественного или принудительного потока) или с использованием матраса с теплой водой; элементы управления температурой, которые работают автоматически через измерение температуры воздуха или с помощью температурного датчика, прикрепленного к коже новорожденного; и средства управления влажностью. Предназначен для использования в больничной палате".
Описание объекта закупки по трем позициям содержит характеристики: "Технология для внутригоспитальной транспортировки: поддержка подключения портативного источника питания, позволяющего использовать реанимационную систему в качестве транспортного реанимационного комплекса внутрибольничной сети или поддержка подключения встроенного бесперебойного блока питания под основание инкубатора" и не подразумевает наличие открытого верха для постоянного доступа к новорождённому. Следовательно, указанные позиции КТРУ описывают товар, не являющийся предметом оспариваемой закупки.
Учитывая изложенное, доводы жалоб Заявителей об обязанности Заказчика использовать при описании объекта закупки вышеназванные позиции КТРУ не нашли своего подтверждения.
2. Согласно доводов жалоб, Заявители указали, что Заказчиком неправомерно включены в описание объекта закупки дополнительные характеристики, не предусмотренные Каталогом. Учитывая, что в Извещении Заказчиком установлено ограничение в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 г. "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878), Заявители полагают о невозможности указывать дополнительные характеристики, не предусмотренные Каталогом.
Согласно п. 5 Правил, Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Учитывая, что у Заказчика отсутствует вмененная Законом обязанность использовать при описании объекта закупки вышеназванные позиции КТРУ, Заказчик вправе указывать дополнительную информацию.
Доводы жалоб - необоснованные.
3. Согласно довода жалобы Заявителя 2, в описании объекта закупки в установлены требования к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе:
1. "Инкубатор интенсивной терапии для новорожденных Giraffe Incubator Carestation с принадлежностями", Датекс-Охмеда Инк., США;
2. "Реанимационная система для новорожденных Giraffe Omnibed Carestation с принадлежностями", Датекс-Охмеда Инк., США;
3. "Комплекс мобильный реанимационный для транспортировки новорожденных AVIATOR с принадлежностями", производства International Biomedical, США.
В обоснование своей позиции Заявитель 2 привел в сравнительной таблице несколько характеристик описания объекта закупки, которыми не облает иное оборудование, кроме названного в жалобе, в том числе:
- Максимальный уровень шума в колпаке инкубатора: 41 дБ;
- функция "Справка" для отображения информации о возникающих сигналах тревоги;
- функция введения информации о пациенте;
- бесконтактное отключение звукового сигнала тревоги или включение\выключение источника света при помощи кнопки (бесконтактное включение\выключение света для обеспечения стерильности); и др.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 1 ч. 2 ст. 42 Закона установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона.
Из совокупного толкования п. 1 ч. 2 ст. 42, п. 1,2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона следует, что описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в закупочной документации заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований).
Комиссия Ростовского УФАС России отмечает принципиальную правовую позицию, согласно которой ограничение конкуренции - это не факт отстранения обширного круга потенциальных участников конкурентной процедуры, а ситуация, создаваемая конкретным субъектом (субъектами) рынка, путем установления определенных условий, которыми создается необоснованное и незаконное препятствие хотя бы для одного потенциального участника закупки, способного поставить товар, отвечающий объективным требованиям государственного или муниципального заказчика.
В материалы настоящего дела Заказчиком не предоставлены документы и сведения, подтверждающие соответствие товара, являющегося объектом настоящей закупки, иному производителю, кроме указанного в жалобе.
Согласно письменных пояснений Заказчика, требованиям описания объекта закупки соответствуют, кроме названных Заявителем 2, инкубаторы "Drager Babyleo TN500". Сравнительные таблицы медицинских изделий по позициям N 1, N 2, содержат также указание на медицинское оборудование "Dual Incu I, Atom Medical". По позиции N 3 информации не представлено.
Вместе с тем, в материалы дела Заказчиком не представлено документального подтверждения (в том числе регистрационных удостоверений на медицинское оборудование, технической документации, информации из реестра контрактов, писем производителей, иных документов) наличия спорных характеристик у названного Заказчиком оборудования.
Процессуальным законодательством установлено, что доказательство, признается достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. В этих целях такой документ должен быть выполнен способом, позволяющим установить достоверность документа, и он должен быть получен в установленном процессуальным законодательством порядке. Получение информации о наличии определенных характеристик у спорного товара не подтверждено. Следовательно, выборка произведена ненадлежащим образом и не может служить подтверждением наличия товаров, являющихся объектом закупки, у иных производителей.
Ходатайств об отложении рассмотрения дела с целью предоставления такой информации, в ходе заседания Комиссии Ростовского УФАС России Заказчиком не заявлено.
Учитывая изложенное, материалы настоящего дела не содержат документов и сведений, подтверждающих соответствие товаров, являющихся объектом настоящей закупки, иному производителю, кроме указанного в жалобе.
Следовательно, описание объекта закупки не соответствует ст. 33 Закона, в нарушение ч. 2 ст. 42 Закона.
Аналогичная правовая позиция изложена в письме ФАС России от 04.03.2021 г. N ПИ/16150/21.
Ввиду изложенного, Комиссия признает довод жалобы Заявителя 2 - обоснованным.
4. По мнению Заявителя 2, обоснование начальной (максимальной) цены контракта не соответствует требованиям Закона и положениям Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 N 2014 "О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком".
Указанный довод жалобы рассмотрению Комиссией не подлежит.
В силу п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с ч. 9 ст. 99 Закона контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 настоящей статьи осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:
1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, а также закупок для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета;
2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
На основании изложенного, для проведения проверки в части соответствия Закону действий Заказчика при обосновании начальной (максимальной) цены контракта по оспариваемой закупке жалоба Заявителя будет направлена в орган муниципального финансового контроля.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии со ст.ст. 99,106 Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ШВАБЕ-РОСТОВ-НА-ДОНУ" необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "РЕГИОН-СЕРВИС" частично обоснованной.
3. Признать Заказчика нарушившим ч. 2 ст. 42 Закона.
4. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание о внесении изменений в Извещение об осуществлении закупки и продлении срока подачи заявок.
5. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии С.А. Иванкова
А.А. Михарская
Исп. Михарская А.А.
8 (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 14 апреля 2022 г. N ___/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.04.2022