Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: М.А. Жилякова,
В.В. Моргунов,
рассмотрев дело N 061/06/99-507/2022 по внеплановой проверке в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) в связи с получением обращения участника закупки с жалобой на действия Заказчика при проведении электронного аукциона N 0358200045522000071, в режиме видеоконференции, в отсутствие представителей Заказчика,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России 11.04.2022 поступила жалоба ООО "ПКФ ИРТЭКС" на положения извещения о проведении аукциона.
ООО "ПКФ ИРТЭКС" в соответствии с ч.15 ст.105 Закона 14.04.2022 года отозвало свою жалобу до принятия решения по существу жалобы.
Заказчик в возражении отрицал нарушения Закона при проведении аукциона.
В соответствии с ч.ч.1, 3, 15 ст.99 Закона, в ходе рассмотрения дела установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N0358200045522000071:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 61700000.00 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 12.04.2022 года в 08 часов 00 минут.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона.
В силу ч.1 ст.33 Закона Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
При этом, в силу ч.2 ст.42 Закона, не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Из совокупного толкования п.1,2 ч.1, ч.2 ст.33, ч.2 ст.42 Закона следует, что описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в закупочной документации заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований).
Описание объекта закупки - это фиксация заказчиком в документации о закупке качественных и количественных характеристик, признаков товара, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Такая фиксация требований заказчика позволяет идентифицировать объект закупки, установить результат, достижение которого признается со стороны заказчика должным исполнением контракта.
В ходе внеплановой проверки установлено, что в описании объекта закупки Заказчик установил противоречивые требования при указании количества мест в закупаемых трибунах:
- общее количество посадочных мест - не менее 2800 шт.;
- один из больших модулей должен иметь сектор вип-мест, количеством кресел не менее 100 кресел;
- количество обычных кресел не менее 2600 штук.
Данные требования указаны в различных позициях Технического задания, что не позволяет определить потребность заказчика в общем количестве мест на трибунах.
Следовательно, Заказчик, указывая в извещении описанные выше требования к закупаемым товарам, не указал функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона, чем нарушил ч.2 ст.42 Закона.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено, что положения инструкции по заполнению заявки являются неоднозначными и запутывающими.
Так, например, в Инструкции по заполнению заявки (далее - Инструкция) Заказчик установил:
- при указании конкретных показателей в заявке, Участником закупки учитывается следующее: "не менее", "" - означает, что Участнику закупки следует предоставить в заявке конкретный показатель более указанного значения или равный ему, "не более", "
" - означает, что Участнику закупки следует предоставить в заявке конкретный показатель менее указанного значения или равный ему, "
", "более" - означает, что Участнику закупки следует предоставить в заявке конкретный показатель более указанного значения, "<", "менее" - означает, что Участнику закупки следует предоставить в заявке конкретный показатель менее указанного значения;
- в случае указания слов и символов "не менее", "", "не более", "
", "более", "менее" в сопровождении (в названии столбца) словосочетания "наименование показателя", эти слова переносятся в заявку в неизменном виде (данное условие обосновано тем, что некоторые показатели по своей физической природе не могут иметь единственное значение);
- символы и слова, не описанные данной инструкцией, обязательно необходимо переносить в заявку в неизменном виде.
Из указанных положений Инструкции невозможно однозначно определить, что желает получить Заказчик. Требуя от участника недвусмысленных сведений, Заказчик сам создает двусмысленность, искажая законные терминологию и понятия.
Кроме того, отдельные положения инструкции возлагают на участника дополнительную обязанность по предугадыванию потребностей Заказчика. Так, в Техническом задании используются слова и символы, не описанные в Инструкции, например:
"трибуна должна иметь металлический, сборно-разборный каркас с покрытием грунт-эмаль и/или порошковая окраска".
В случае переноса в заявку данных слов и символов в неизменном виде, невозможно определить, какое именно покрытие трибуны необходимо предложить участнику в заявке для признания ее соответствующей требованиям Заказчика.
Комиссия отмечает, что Заказчик устанавливает требования к товарам в зависимости от характера изложения и знаков препинания. В случае, если требования для Заказчика являются существенными, он вправе указать их в самом описании объекта закупки, а не ставить в зависимость от знаков препинания и символов, допуская возможность неправильной трактовки участником требований документации и, как следствие, предложения товара, несоответствующего требованиям Заказчика.
Использование ненадлежащей и запутывающей инструкции привело к тому, что заявки пяти из семи участников закупки отклонены аукционной комиссией.
В соответствии с п.3 ч.2 ст.42 Закона в извещении должны быть определены требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 2 ст.33 Закона предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указание на то, что включение в документацию показателей должно осуществляться в соответствии с требованиями ч.1 ст.33 Закона, означает, что показатели должны представлять собой функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, устанавливаться в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Через инструкцию требования к характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, Заказчиком поставлены в прямую зависимость от формы их изложения. Выявленные нарушения Закона, создают условия для указания участниками в заявках неверных характеристик и, соответственно, отклонения заявок аукционной комиссией.
Использование усложненных документаций имеет своими последствиями не только вред, причиняемый бюджету в виде заключения контрактов по стартовым ценам, но также увеличение или срыв сроков поставки закупаемых товаров, сроков выполнения работ и оказания услуг, создает препятствия для полного и своевременного освоения бюджетных средств.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.04.2017 по делу NА53-19097/2016, включение инструкции по заполнению заявок в состав документации об аукционе должно осуществляться с целью создания дополнительных условий для более четкого и ясного понимания участниками потребностей заказчика в работах, услугах, товарах. Не допускается, посредством составления инструкции по заполнению заявок и применения ее при разработке требований к материалам, создавать необоснованные препятствия для заполнения заявок участникам закупок, тем самым ограничивая круг участников закупок. При этом, оценка содержания инструкции по заполнению заявок осуществляется совместно с оценкой содержания требований к товарам, в отношении которых участники закупки должны дать свое предложение в первой части заявки.
Позиция антимонопольного органа о недопустимости подготовки усложненных инструкций поддерживается арбитражной практикой: Решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.07.2019 по делу NА53-26885/2019, Решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.10.2019 по делу NА53-27847/2019, Решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.01.2020 по делу NА53-1541/2020, Решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.08.2020 по делу N А53-13387/2020, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2020 по делу NА53-40566/2019, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2020 по делу NА53-39493/2019, Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2019 по делу NА53-24106/2018.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают требования ч.2 ст.42 Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать Заказчика нарушившим ч.2 ст.42 Закона.
2. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об отмене всех сформированных протоколов, внесении изменений в извещение об осуществлении закупки.
3. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии М.А. Жилякова
В.В. Моргунов
исп. Моргунов В.В.;
тел.: 8(863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 18 апреля 2022 г. N ________/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2022