Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: С.А. Иванкова,
А.А. Михарская,
рассмотрев дела N 061/06/42-500/2022, N 061/06/42-501/2022, N 061/06/42-502/2022, N 061/06/42-512/2022 по жалобам Заявителей о нарушении Заказчиком при проведении аукциона в электронной форме N 0358300325022000049 "Томограф компьютерный" (далее - аукцион) норм Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), путем использования системы видеоконференц-связи (ВКС) с участием представителей: Заказчика - Александрова Г.А. (доверенность от 18.04.2022 г. б/н); Заявителя 1 - Жилина А.Г. (доверенность от 14.02.2022 г. б/н); в отсутствие представителей Заявителя 2, Заявителя 3, Заявителя 4, Привлеченного лица (уведомлены надлежащим образом, ходатайств не поступало),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступили жалобы Заявителей на положения Извещения об осуществлении закупки. По мнению Заявителей, Заказчиком нарушены положения Закона и правила использования Каталога товаров, работ, услуг (КТРУ) и при описании объекта закупки.
Заказчик в возражениях на жалобы:
- отрицал нарушения в извещении об осуществлении закупки;
- разъяснил, как осуществлялось описание объекта закупки;
- представил пояснения по доводам жалоб.
В соответствии с ч.ч. 1,3 ст. 99 Закона, "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент), утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, в ходе рассмотрения дела установлено следующее.
07.04.2022 г. Заказчиком в Единой информационной системе (ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено Извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0358300325022000049. 08.04.2022 г. в Извещение внесены изменения, согласно которым:
- установлены дата и время окончания подачи заявок - 15.04.2022 г. в 11:30;
- начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составила 40 000 000,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов закупки от 18.04.2022 г. на участие в закупке поступила одна заявка, которая признана соответствующей требованиям Закона и Извещения; аукцион признан несостоявшимся.
1. Согласно доводов жалоб Заявителя 1, Заявителя 2, Заявителя 3, Заявителя 4 при описании объекта закупки Заказчик неправомерно не применил позиции Каталога товаров, работ, услуг, чем нарушил Правила использования каталога, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение ч. 6 ст. 23 Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 08.02.2017 г. N 145.
Пунктом 3 Правил определено, что заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с п. 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 г. N 145.
Пункт 4 Правил закрепляет, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б"-"и" п. 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 г. N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу п. 7 Правил использования каталога в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона.
Таким образом, именно наличие соответствующей позиции в Каталоге является определяющим фактором для ее использования при описании объекта закупки, а не наличие (отсутствие) каких-либо характеристик товара в описании такой позиции КТРУ.
Согласно Извещения закупке подлежит медицинское оборудование - код ОКПД 26.60.11.119: Аппараты рентгеновские прочие, используемые для диагностики, применяемые в медицинских целях.
В описании объекта закупки Заказчиком установлены следующие характеристики, в том числе:
- Диаметр отверстия гантри, мм - не менее 700;
- Грузоподъемность стола для пациента, кг - не менее 220;
- Максимальное количество срезов, получаемых за один оборот рентгеновской трубки - не менее 32;
- DICOM-сопряжение;
- Специализированная рабочая станция врача, которая включает: Оперативная память, ГБ - не менее 32; Объем памяти для хранения изображений, ГБ - не менее 1500; Модуль программного обеспечения для архивации - Наличие; Модуль программного обеспечения для печати на плёнку - Наличие; Специализированный цветной монитор - Наличие; Количество мониторов - не менее 1; Диагональ монитора, дюйм - не менее 24; Клавиатура и компьютерная мышь - Наличие; и др.
Заявители полагают, что Заказчик при описании объекта закупки обязан использовать одну из позиций КТРУ:
- 26.60.11.119-00000020 Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела (подлежит обязательному применению с 22.12.2021 г. - Бессрочно). Содержит обязательные характеристики: Апертура Гентри 700; Количество срезов за один оборот, максимальное 32; Максимальная нагрузка на стол пациента 220;
- 26.60.11.119-00000021 Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела (подлежит обязательному применению с 22.12.2021 г. - Бессрочно). Содержит обязательные характеристики: Апертура Гентри 700; Количество срезов за один оборот, максимальное 32; Максимальная нагрузка на стол пациента 225.
Таким образом, на момент публикации Извещения названные позиции КТРУ подлежат обязательному применению и содержат описание системы рентгеновской компьютерной томографии всего тела: "Комплект изделий для диагностики посредством рентгеновской компьютерной томографии (КТ) с гентри, достаточно большой для того, чтобы получать снимки любой части тела. Система может иметь модификации с одним или множеством фиксированных кольцевых расположений рентгеновских трубок и противостоящих детекторов или с рентгеновской трубкой(ами) и блоками противостоящих детекторов, которые быстро вращаются вокруг центральной оси внутри сканирующей области гентри. Она может создавать двух- и/или трехмерные (3-D) томографические изображения, включая спиральную КТ или другие специфические методы визуализации, под множеством определенных углов относительно расположения тела. Для сбора информации, реконструкции изображения и отображения может использоваться целый ряд цифровых технологий".
В возражении на жалобы Заказчик указал, что в КТРУ отсутствуют надлежащие позиции, удовлетворяющие потребностям учреждения. Так, в соответствии с приказом Минздрава России от 09.06.2020 г. N 560н (далее - Приказ N 560н) "Об утверждении Правил проведения рентгенологических исследований" (далее - Правила) компьютерная томография относится к рентгенологическим исследованиям. Стандарт оснащения кабинета рентгеновской компьютерной томографии установлен приложением N 15 к Правилам, где указано на: Автоматизированное рабочее место (далее - АРМ) врача-рентгенолога с пакетом прикладных программ для анализа изображений в формате DICOM (при наличии в штатном расписании кабинета рентгеновской компьютерной томографии должности врача-рентгенолога), а также АРМ рентгенолаборанта с персональным компьютером, стандарт DICOM. Следовательно, при формулировании требований к закупаемому компьютерному томографу Заказчик обязан в силу Приказа N 560н установить требование о наличии пакета прикладных программ для анализа изображений в формате DICOM. Таким образом, если установить технические характеристики к закупаемому товару исключительно в соответствии с КТРУ, то в учреждение поступит оборудование, не соответствующее требованиям к качеству и целям его использования.
Данное утверждение Комиссия отклоняет в силу следующего.
Каталог товаров, работ и услуг создан для унификации предметов закупок, удалении избыточных требований, являющихся препятствием для формирования конкурентной среды на рынке предложения товаров и услуг. Каталог обеспечивает упрощение процедуры закупок, поскольку у заказчика отсутствует необходимость самостоятельно отбирать необходимые характеристики, отвечающие его требованиям, но так, чтобы не ограничить конкуренцию, поставщик же ориентируется на тот товар, работу, услугу, которая соответствует именно тем показателям, что внесены в Каталог. Все это в совокупности приводит к рациональному расходованию бюджетных средств, достижение поставленных результатов закупок, повышению уровня развития конкуренции на рынке, и как следствие, обеспечивает гарантированную реализацию региональных и национальных проектов.
Каталог постоянно дополняется, совершенствуется и уточняется уполномоченными на это государственными органами. Таким образом, законодатель идет по пути приведения описания всех объектов закупки в соответствие с положениями КТРУ. При этом, итогом такого процесса станет всеобъемлющий набор характеристик в КТРУ, удовлетворяющий потребностям всех заказчиков. Также необходимо учитывать специфику регулирования в области национального режима. Подпункт "а" п.5 Правил использования КТРУ, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 г. N 145, целенаправленно запрещает дополнять характеристики товара, указанного в позиции КТРУ, в случае, если закупка осуществляется с применением особенностей национального режима (как в настоящем случае). Данное регулирование направлено на защиту внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей.
Приказ N 560н, на который ссылается Заказчик, не определяет, по смыслу ст. 33 Закона, порядок описания объекта закупки; не отменяет Правила использования Каталога; не имеет преюдициальной силы по отношению к требованиям Законодательства о контрактной системе в сфере закупок, касающихся порядка описания объекта закупки.
Вместе с тем, Заказчиком осуществляется закупка товара, в отношении которого в каталоге присутствуют соответствующие позиции.
Следовательно, Заказчик обязан, в силу Закона, описать требуемый к поставке товар, в соответствии с характеристиками КТРУ.
Дополнительно Комиссия обращает внимание на следующее.
В соответствии с п. 5 ст. 454 Гражданского Кодекса РФ (далее - ГК РФ), к отдельным видам договора купли-продажи (розничная купля-продажа, поставка товаров, поставка товаров для государственных нужд, контрактация, энергоснабжение, продажа недвижимости, продажа предприятия) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Пунктом 2 ст. 469 ГК РФ определено, что при отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.
Изложенное означает, что медицинское изделие, прошедшее государственную регистрацию (регистрационное удостоверение/информация о регистрационном удостоверении представляются в составе заявки) соответствует требованиям, установленным законодательством РФ к подобного рода изделиям и как следствие, будет отвечать потребностям Заказчика. Именно по этой причине нет необходимости включать в КТРУ множество требований, которые удовлетворят всем возможным медицинским изделиям.
Комиссией учтено, что в позиции N 26.60.11.119-00000020, 26.60.11.119-00000021 включены характеристики товара, что в совокупности с действующим национальным режимом (ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств) не позволяет Заказчику устанавливать дополнительные характеристики, не предусмотренные позицией КТРУ, в то время как не используя Каталог, Заказчик может предусмотреть любые требования к объекту закупки. Комиссия отмечает, что подобный обход Закона и Постановления N 145 недопустим, не соответствует целям создания и ведения Каталога товаров, работ, услуг.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, намеренно не использовавшего Каталог товаров, работ, услуг для описания объекта закупки, не соответствуют требованиям п. 4 Правил, предусмотренных Постановлением N 145, нарушают ч. 6 ст. 23 Закона.
Доводы жалоб Заявителей обоснованы.
2. Согласно доводов жалоб Заявителя 1, Заявителя 2, Заявителя 3, Заявителя 4, - Заказчиком неправомерно включены в описание объекта закупки дополнительные характеристики, не предусмотренные Каталогом. Учитывая, что в Извещении Заказчиком установлено ограничение в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 г. "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878), Заявители полагают о невозможности указывать дополнительные характеристики, не предусмотренные Каталогом.
Согласно п. 5 Правил, Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Учитывая, что при описании объекта закупки, Заказчиком не применена позиция Каталога, то установление дополнительных характеристик не является нарушением Закона, Постановления N 145.
Доводы жалоб Заявителей - необоснованные.
3. Согласно довода жалобы Заявителя 1, в описании объекта закупки в установлены требования к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе: "Канон Медикал Системз Корпорейшн" модель "Система компьютерной томографии Aquilion Lighning (TSX - 035А)". В том числе Заявитель 1 в жалобе привел ряд спорных параметров, указанных в описании объекта.
Вместе с тем, установление спорных параметров обусловлено неприменением Заказчиком позиции КТРУ при описании объекта закупки, в нарушение ч. 6 ст. 23 Закона. Ввиду изложенного, Комиссия признает довод жалобы Заявителя 1 - необоснованным.
4. Согласно довода жалобы Заявителя 3, требования Заказчика к составу аукционной заявки не соответствуют Закону.
В силу ч. 1 ст. 49 Закона электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Требование об указании в заявке ценового предложения указанными нормами не установлено.
Вместе с тем, Заказчик установил требование о необходимости предоставления в составе аукционной заявки предложения участника закупки о цене контракта, в нарушение ч. 1 ст. 49 Закона. Довод жалобы Заявителя 3 - обоснованный.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии со ст.ст. 99,106 Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "А1" частично обоснованной.
2. Признать жалобу ООО "ЭКОМЕДСИ" частично обоснованной.
3. Признать жалобу ООО "Газгольдер" частично обоснованной.
4. Признать жалобу ИП Полякова М.С. частично обоснованной.
5. Признать Заказчика нарушившим ч. 6 ст. 23, ч. 1 ст. 49 Закона.
6. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание: об отмене сформированного протокола; внесении изменений в Извещение об осуществлении закупки и продлении срока подачи заявок.
7. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии С.А. Иванкова
А.А. Михарская
Исп. Михарская А.А.
8 (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 19 апреля 2022 г. N 061/06/42-500/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.04.2022