Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени В.А. Алмазова" Минздрава России (далее - Заказчик):,
ООО "Порядок" (далее - Заявитель):,
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 9974-ЭП/22 от 11.04.2022) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту оборудования пищеблоков (извещение N 0372100049622000282) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 25.02.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100049622000282. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 008 328, 80 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе и которые выразились в:
- нарушении порядка дачи разъяснений извещения об осуществлении закупки;
- нарушении правил описания объекта закупки, в части описания закупаемых услуг, не позволяющего определить потребности Заказчика.
Ознакомившись с представленными документами и сведениями, заслушав пояснения представителей сторон, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
1. В силу ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Анализ извещения об осуществлении закупки показал, что в ответ на поступивший запрос о даче разъяснений, Заказчиком опубликованы разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 08.04.2022 NРИ2 следующего содержания:
"1. В соответствии с положениями Технического задания (Приложение N2 к извещению) оборудование, подлежащее обслуживанию и ремонту находится в работоспособном состоянии. Перечень неисправностей (при наличии таковых), необходимых запасных частей, расходных материалов устанавливается исполнителем по контракту на стадии его исполнения в процессе оказания услуг по обслуживанию оборудования.
2. В таблице, приведенной в п. 3.3 Технического задания, указаны наименование оборудования, подлежащего обслуживанию, марка оборудования, модель, год выпуска, что в совокупности несет в себе исчерпывающий перечень сведений об оборудовании заказчика.
3. Пищеблок N4 - ДЛРК Коломяжский пр-кт д. 21 к.2
4. В п. 6 ТЗ приведен перечень запасных частей с указанием путем отсылки на п. 3.3. ТЗ, где приведен перечень обслуживаемого оборудования, для какого оборудования должны такие запчасти применяться. В соответствии с положениями п. 6 ТЗ Исполнитель может использовать аналоги оригинальных запасных частей, которые будут совместимы с оборудованием Заказчика. Таким образом, исполнителю предоставляется возможность самостоятельно подбирать по стоимости запасные части, в целях уложится в стоимость контракта, принимая во внимание действие санкций и ограничений.
5. В соответствии с условиями проекта контракта об оплате, оплате подлежат только фактически выполненные работы. Соответственно, если контракт будет заключен в мае, то Исполнитель получи т оплату только за период с мая по декабрь при условии выполнения им обязательств по контракту".
Комиссия УФАС констатирует, что указанное разъяснение размещено с учётом положений ст. 42 Закона о контрактной системе, содержит предмет запроса, а также разъяснение положений извещения об осуществлении закупки.
Довод жалобы не нашёл своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
2. Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе, электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
Из содержания Приложения N2 к извещению о проведении закупки следует, что в техническом задании Заказчиком поименованы товары, имеющиеся у Заказчика в эксплуатации, и обслуживание которых предусматривается в рамках рассматриваемой закупки.
В свою очередь, как следует из жалобы Заявителя и не опровергнуто Заказчиком в рамках заседания Комиссии УФАС, полнота информации об имеющихся у Заказчика товаров не позволяет должным образом идентифицировать отдельное оборудование, в частности:
с п/п. N 1 по 14 - не указан производитель;
п/п N15 Миксер планетарный с комп.насадок - не указана модель, только серия. Не указан комплект насадок, какое количество насадок.
с п/п. N 16 по 26 - не указан производитель;
Также Заказчиком в указанной части извещения поименован перечень запасных частей, использование которых предполагается при оказании закупаемых услуг.
В свою очередь, извещение не содержит характеристик, поименованных запчастей.
Анализ вышеприведенного положения извещения о проведении аукциона, описывающих объект закупки, позволяет прийти к выводу, что приведенное Заказчиком описание объекта закупки не позволяет должным образом определить потребности Заказчика и надлежащим образом сформировать предложение о цене контракта.
Таким образом, Комиссия УФАС констатирует в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Анализ протоколов, сформированных в ходе определения поставщика показал, что на участие в аукционе подано 2 заявки, снижение в ходе проведения аукциона составило 11,5%.
Комиссия УФАС также отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленное нарушение повлияло на права и законные интересы Заявителя и повлияло на результаты закупки.
Таким образом, в соответствии с п. 3.35 Административного регламента, Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Порядок" обоснованной в части доводов относительно нарушения правил описания объекта закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 апреля 2022 г. N 44-1149/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.04.2022